Курсы повышения квалификации
Дифференциация обучения на уроках литературы
Учебный план курса
№ газеты | Название лекции |
---|---|
17 |
Лекция 1. Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе? Что такое дифференциация обучения литературе? В чём отличие внешней и внутренней дифференциации? По каким основаниям можно дифференцировать процесс обучения литературе? |
18 |
Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся? По каким критериям определяются начитанность и литературный кругозор школьников? Как проверить умение выделять в произведении актуальные социально-нравственные проблемы? Как выявить объём историко- и теоретико-литературных знаний и умение применять их на практике? Какими способами определяется уровень читательского восприятия школьников? По каким критериям выявляются навыки анализа произведения и уровень развития речи школьников?
Контрольная работа № 1. |
19 |
Лекция 3. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? Какова методика дифференцированного обучения литературе в основной школе на уроках выразительного чтения; на уроках анализа эпических и лирических произведений; на уроках обучения сопоставительному анализу? Как составить технологическую карту урока литературы в основной школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало.) |
20 |
Лекция 4. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? (Окончание.) |
21 |
Лекция 5. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? Какова методика дифференциации обучения литературе в старших классах на вводных уроках-лекциях; на уроках-практикумах по анализу эпизода; на уроках изучения лирики; на заключительных занятиях по изучению литературного произведения; на уроках обучения письменным высказываниям; на уроках внеклассного чтения? Как составить технологическую карту урока литературы в старшей школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало.) |
22 |
Лекция 6. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? (Окончание.)
Контрольная работа № 2. |
23 |
Лекция 7. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? Какие задания оптимальны для промежуточного контроля уровня литературной подготовки школьников? Как проконтролировать качество устных и письменных высказываний учащихся на итоговой аттестации? Какие контрольные работы по литературе нужны при подготовке к ЕГЭ? Какова методика подготовки и защиты выпускной исследовательской работы школьников? (Начало.) |
24 |
Лекция 8. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? (Окончание.) |
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г. |
Лекция № 4
Система повышения уровня литературного развития учащихся
на основе дифференциации обучения. Обучение.
Как дифференцировать обучение литературе в основной школе?
Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе?
Продолжение
Дифференциация обучения в 8–9-х классах связана с особенностями читательского восприятия старших подростков, их психическим и эстетическим развитием. В этом возрасте наступает пора нравственного самоуглубления, сопровождающаяся собственными переживаниями школьников, обострённым вниманием к нравственным категориям. В этом возрасте “стремительный рост творческого воображения ведёт к отлёту от текста, произвольному истолкованию его. Самое интересное и в истории, и в литературе для этого периода — человеческий фактор, его проявления, мотивировка поступков" 1.
Вступительные уроки
Информация учителя на вступительных уроках должна возбуждать внимание учеников, а их деятельность — дифференцироваться по интересам. Эмоциональный фон урока создаёт интеграция разных искусств.
Так, к вступительному уроку по пьесе Гоголя «Ревизор» учащиеся могут получить дифференцированные домашние задания на выбор.
1. Составьте 3–4 задания для викторины по произведениям Гоголя: первые и последние слова произведения, портреты, пейзажи, диалоги, детали и др. (Минимальный уровень.)
2. Подберите цитаты об отношении Гоголя к смеху (из писем Гоголя Пушкину и актёру Щепкину, из оценок «Ревизора» Николаем I и критиком Стасовым) 2. Почему Гоголь считал, что смех спасёт Россию от пороков? (Средний уровень.)
3. Гоголь мечтал, чтобы в одном из городов была улица, где разместились бы сооружения, иллюстрирующие историю развития человечества. Какие памятники архитектуры от древности до наших дней вы бы расположили на ней? В чём нравственный смысл этих памятников? Словесно опишите (нарисуйте) и защитите ваш проект. (Высокий уровень.)
Вступительный урок может включать дифференцированные творческие задания:
• презентацию иллюстраций к «Ревизору», узнавание персонажей и аргументацию своего мнения (расширение культурного кругозора и развитие устной речи);
• обсуждение видеозаписи фрагмента из спектакля «Ревизор», поиск средств создания характеров героев: первый выход, позы, жесты, интонации, костюмы
и др. (развитие наглядной образности восприятия).
Первый урок по роману Лермонтова «Герой нашего времени» можно начать с групповых отчётов о выполнении дифференцированного домашнего задания.
1. Рассказ о ссылках Лермонтова, о роли Кавказа в его жизни. (Репродуктивное задание.)
2. Цитатная характеристика поколения 1830-х годов по стихотворению «Дума». (Частично-поисковое задание.)
3. Составление и исполнение композиции из 3–4 стихотворений Лермонтова о Кавказе. (Частично-поисковое задание с элементами творчества.)
4. Чтение (инсценирование) одной из кульминационных сцен романа: «Ранение Бэлы», «Объяснение с Мери», «Захват пьяного казака» (творческое задание).
При чтении и обсуждении предисловия к роману каждая группа будет выполнять часть общей задачи.
1. Почему автор обвиняет читателя, только открывшего книгу, “в дурном воспитании”? (абзац 1)
2. Каков пафос авторского рассуждения о читательских оценках Героя Нашего Времени? (абзац 2)
3. Как автор объясняет особенности портрета Героя Нашего Времени? Какого героя он хотел показать читателю? (абзац 3)
4. Какова главная цель написания романа и создания образа героя? (абзац 4).
Сильные ученики могут обсудить (по абзацам) фрагменты комментариев к предисловию Н.Г. Долининой” 3.
Для проверки знания текста возможна письменная диагностическая работа. При выполнении задания 1 важно не только определить композиционное место фрагмента, но и аргументировать своё мнение (здесь и далее наиболее трудные задания обозначены знаком *).
1. Из каких глав взяты эти пейзажи? Аргументируйте своё мнение.
а) “Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зелёным плющом и увенчанные купами чинар, жёлтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…” («Бэла», так как речь идёт о Койшаурской долине.)
б) “Множество низеньких домиков, разбросанных по берегу Терека, который разбегается шире и шире, мелькали из-за дерев, а дальше синелись зубчатою стеной горы, и из-за них выглядывал Казбек в своей белой кардинальской шапке”. («Максим Максимыч», так как “множество низеньких домиков”, Терек и Казбек указывают на Владикавказ.)
в) “Между тем луна начала одеваться тучами и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов…” («Тамань», так как упоминаются море и корабли.)
г) “На запад пятиглавый Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…” («Княжна Мери», так как Бешту и Машук вблизи Пятигорска и Кисловодска, где происходит действие.)
д) “Я возвращался домой пустыми переулками станицы… и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права!..” («Фаталист», так как упоминается станица и есть философские рассуждения об отношениях человека и “небесных светил”.)
2. Кто и где поёт эти песни?
а) Как по вольной волюшке —
По зелену морю
Ходят всё кораблики
Белопарусники.
(Девушка-ундина на крыше хаты.)б) Много красавиц в аулах у нас,
Звёзды сияют во мраке их глаз.
Сладко любить их, завидная доля;
Но веселей молодецкая воля.
(Казбич у плетня рядом с домом Азамата.)в) Стройны наши молодые джигиты, и кафтаны у них серебром выложены, а молодой русский офицер стройнее их, и галуны на нём золотые. Он как тополь между нами; только не расти, не цвести ему в нашем саду. (Бэла на свадьбе сестры.)
3. Соотнесите героев и предметы их одежды:
“офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка” | Максим Максимыч | |
“бешмет… изорванный… а оружие в серебре” | Казбич | |
“полосатое платье” | девушка-ундина | |
“чёрный шёлковый бешмет” | Бэла | |
“пыльный бархатный сюртучок” | Печорин | |
“закрытое платье gris de perles” | княжна Мери | |
“сюртук, галстук и жилет чёрного цвета” | Вернер | |
“соломенная шляпка” | Вера | |
“серая солдатская шинель” | Грушницкий |
4. *Сколько в романе рассказчиков? (Три: Максим Максимыч, странствующий офицер, Печорин.)
5. *Где начинается и заканчивается рассказ о Печорине? (В крепости за Тереком.)
Уроки анализа эпоса, лирики и драмы
При изучении литературы важна актуализация возрастного читательского восприятия учеников и родо-жанровой природы произведений. Поэтому основанием для дифференциации обучения станет не только уровень литературной подготовки школьников, но сложность литературоведческих понятий, которые они должны освоить. При изучении эпических произведений в 8-м классе дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование особенностей сюжета и композиции, системы образов, выявление роли эпизода в произведении и др., так и на совершенствование разных областей литературного развития.
Так, при изучении повести Тургенева «Ася» вопросы и задания минимального и среднего уровня можно ориентировать на развитие устной речи и умение аргументировать свои суждения.
1. По деталям внешности Аси составьте её словесный портрет. В чём его противоречия?
2. Как во внешности Аси и Гагина проявились черты их характеров?
3. Почему г. N называет Асю “хамелеоном”? Прав ли он?
4. Каким представляет своё счастье г. N (гл. X)? А вы?
5. Почему Гагин сказал об Асе: “Беда, если она кого полюбит”?
6. В гл. XI Ася говорит, что она “дурно воспитана”. Оцените её по этим словам.
7. Проанализируйте сцену объяснения. В чём причина разрыва Аси и г. N?
Для развития письменной речи используются проблемные вопросы.
1. Как понять слова Тургенева: “У счастья нет завтрашнего дня, нет у него и вчерашнего”?
2. Почему г. N утешал себя мыслью, что он не был бы счастлив с Асей?
3. Что общего у Гагина и г. N? На кого из литературных героев они похожи?
Для самостоятельных мини-исследований и сопоставительного анализа предлагаются текущие и перспективные задания повышенной сложности (на выбор).
1. Найдите в повести «Ася» “музыкальные” мотивы и объясните их роль.
2. Как в пейзажах повести «Ася» проявилось мастерство Тургенева?
3. *Используя письма Тургенева и Полины Виардо”
4, расскажите о дочери писателя. В чём её судьба сходна с историей Аси?
4. *В «Воспоминаниях о Белинском» Тургенев пишет: “Не могу… не упомянуть… о благородных, честных воззрениях Белинского на женщин вообще и, в особенности, на русских женщин, на их будущность, на их неотъемлемые права, на то, что теперь называют женским вопросом. Уважение к женщинам, признание их свободы, их не только семейного, но и общественного значения сказываются у него всюду…””
5 Как в повести «Ася» отразились эти мысли Тургенева?
5. *Чем близко повести «Ася» стихотворение Фета «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»?
6. *Сопоставьте образ Аси с тургеневскими девушками из рассказов «Уездный лекарь» и «Мой сосед Радилов».
Перед девятиклассниками встаёт главная проблема возраста: каков мир вокруг меня и каков я в этом мире? И в литературе они начинают искать причинно-следственные связи прошлого и настоящего, за конкретными фактами хотят увидеть логику истории, подчинённую “общему закону”. Доминанты возрастного психического развития сказываются и в восприятии искусства. Так, отношение к музыке проверяет чуткость эмоциональной реакции, осмысление изобразительного искусства развивает образную конкретизацию. Литература помогает девятиклассникам видеть “происхождение чувств и мыслей, история — социально мотивировать их, язык — воплощать”” 6.
Девятиклассников отделяет от изучаемой литературы несколько веков, а это требует актуализации художественного материала в сознании подростков, вычленения духовных и эстетических проблем, близких читателю XXI века, “чтобы ученики смогли реально услышать эхо далёких эпох, увидеть немеркнущий свет искусства прошлого”” 7.
К окончанию основной школы должно быть сформировано умение анализировать эпизод. Покажем систему дифференцированных вопросов и заданий для анализа кульминационного фрагмента рассказа Чехова «Анна на шее» — «Бал в дворянском собрании».
1. Определите место эпизода в сюжете и композиции.
2. Зачем так подробно описаны бал и интерьер дворянского собрания?
3. Как вела себя Анна на балу? Какими способами рисуется динамика её состояния? Покажите, как растёт её самоуверенность. Зачем в эпизоде несколько раз упоминается мать Анны?
4. Какое значение приобретает в сцене бала мотив денег?
5. Какими словами “фиксируются” ступени нравственного падения Анны в сцене бала (во всём рассказе)?
6. Каково авторское отношение к Анне и к миру, в котором она живёт?
7. *Можно ли считать «Анну на шее» рассказом-предостережением?
8. *Сопоставьте «Бал в дворянском собрании» с балом в рассказе Л.Толстого «После бала».
Задания для самостоятельной исследовательской домашней работы.
1. По какому поводу реплика мальчиков “Не надо, папочка… Будет, папочка…” звучит каждый раз? Как она отражает отношение автора к происходящему? (Многозначность художественной детали.)
2. Найдите портреты Модеста Алексеича, Анны и её отца. Почему портрет в одном случае даётся сразу, а в другом — “рассыпан” по всему тексту? Как в портрете отражена эволюция героя? (Роль элементов композиции.)
3. *Проанализируйте глаголы финального абзаца. Как в них показана непрерывность нравственного падения Анны, бессмысленность её существования? (Навыки лингвостилистического анализа.)
4. *По рассказу «Анна на шее» опишите облик России Чехова. С каким чувством можно произнести такой монолог? (Развитие устной речи и умение обобщать.)
Предложим вопросы и задания к стихотворениям Тютчева.
«Летний вечер»
1. Какой смысл в том, что природа изображена как живое существо?
2. Почему поэта привлекло описание именно вечера?
3. Какими способами изображаются чувства и состояние человека?
4. *Охарактеризуйте пространство текста. Что происходит “меж небом и землёю”?
5. *В каких картинах звучат аллитерации на “р”, а когда повторяется звук “л”? Почему? Какова роль глухих согласных в описании картины летнего вечера?
6. *Какие поэтические особенности придают тексту возвышенный, торжественный характер?
«Осенний вечер»
1. Почему поэт изображает осенний пейзаж в единстве тёмных и светлых сил?
2. Как автор показывает, что и природа, и человек подчинены “общим законам”?
3. Докажите, что поэт воспринимает осенний пейзаж философски.
4. *Как цветовые и звуковые образы помогают пониманию текста?
5. *Сопоставьте стихотворения «Осенний вечер» и «Есть в осени первоначальной…».
6. *Сопоставьте стихи Тютчева об осени с «Осенью» Пушкина и “осенними” фрагментами из «Евгения Онегина». Следует ли Тютчев пушкинской традиции?
Способы дифференциации обучения при изучении лиро-эпического произведения покажем на примере вопросов и заданий к поэме «Цыганы». В отличие от других южных поэм, в «Цыганах» есть обширные диалоги, что позволяет организовать на уроке чтение по ролям (инсценирование). “Роли” Алеко, Земфиры и Старика могут исполнять разные учащиеся, что помогает выявить самых удачных чтецов.
Беседа на уроке сочетается с исследовательской групповой работой, причём каждая группа выполняет часть общей учебной задачи. (Группы могут быть неоднородными, чтобы включить в работу слабых учащихся; в этом случае возможна внутригрупповая персональная дифференциация по уровню подготовки.)
Группа 1. «От автора» (анализ повествовательно-описательных частей, выявление авторских оценок).
Группа 2. Старик (анализ реплик, осмысление нравственных позиций человека, “свободного” от цивилизации).
Группа 3. Земфира (анализ реплик, её оценка другими героями).
Группа 4. Алеко (анализ реплик, его оценка героями и автором).
Ход беседы
1. Прочитайте начало поэмы до слов “...как песнь рабов однообразной”. Каково отношение автора к цыганскому быту?
Работа группы 1. Опираясь на ключевые слова, охарактеризуйте образ жизни цыган (вольность, весел их ночлег, заботы мирные семей, тихий табор). Какова авторская оценка поступков Земфиры и её отца? Как их характеризует отношение к Алеко?
2. Прочитайте разговор Земфиры, Алеко и Старика со слов “Скажи, мой друг…” до слов “…цыгана дикого рассказ”. Как Алеко оценивает мир цивилизации? Как это характеризует героя?
Работа группы 2. В чём смысл рассказа о царском изгнаннике и мудрость оценок Старика? Докажите, что образ изгнанного “жителя полудня” основан на принципах романтизма.
3. Прочитайте песню Земфиры. Какова её роль в поэме? Прослушайте и обсудите исполнение цыганской песни А.Верстовского на стихи Пушкина.
Работа группы 3. Сравните пафос пушкинского текста и цыганской песни Верстовского. Как в музыке передаются экспрессивность и свободолюбие характера Земфиры?
4. Прочитайте диалог Алеко и Старика со слов “О чём, безумец молодой…” до слов “…Смешон и сладок был бы гул”. В чём разница их отношения к свободе?
Работа группы 4. Какие слова и выражения отражают характер Алеко? Меняется ли он? Почему он не смог стать свободным, как цыганы? Докажите, что Алеко — романтический герой.
5. Прочитайте эпизод похорон со слов “Восток, денницей озарённый…” до слов “…До утра сном не опочил”. В чём здесь проявились черты романтизма? Прокомментируйте слова, сказанные Стариком при расставании с Алеко.
6. Прочитайте эпилог. Сопоставьте эмоции финальной строфы с изображением табора в начале. Изменилось ли отношение автора к цыганам?
Дифференциация учебной деятельности при изучении драмы направлена на исследование речевых характеристик персонажей и их сопоставление, выявление роли авторских ремарок, определение конфликта и подтекста, пространственно-временных аспектов сценического действия, пейзажа, деталей; сопоставление пьесы и спектакля. Эпизод драмы можно рассматривать в контексте творчества писателя и драматургической традиции, определяя его связи с русской и мировой культурой. Дифференциация обучения зависит от уровня литературного развития учащихся и от того, каким аспектам анализа драмы им нужно научиться.
№ группы |
Вопросы | Финальные монологи | |
---|---|---|---|
Фамусова | Чацкого | ||
Группа 1. (Минимальный уровень) |
1. Когда произносится монолог? | В конце пьесы после прозрения Софьи | В ответ на монолог Фамусова |
2. Кого обличает герой? | Чацкого, Софью, слуг | Софью, Молчалина, Фамусова, весь мир, себя самого | |
Группа 2. (Средний уровень) | 1. Какова главная мысль монолога? | “Всё это заговор…” | “Мечтанья с глаз долой и спала пелена…”, “Вон из Москвы!..” |
2. Каковы чувства оратора? | Гнев, боязнь общественного мнения | Растерянность, горечь и досада | |
Группа 3. (Высокий уровень) | 1. Каков пафос монолога? | Фамусов угрожает слугам — “в работу… на поселенье…”; дочери — “не быть тебе в Москве”; Чацкому — ”ко всякому дверь будет заперта”. Фамусов уверен, что его обманули, и он поймал любовников (Чацкого и дочь), а слуги недосмотрели или им помогли |
Интонации Чацкого возвышенны и трагичны, так как и в личном, и в общественном плане он потерпел крах. Чацкий упрекает Софью в измене прежнему чувству, обвиняет “толпу мучителей”, которая его прославила “безумным” |
2. Какова позиция автора? | Своё наказание Фамусов получил заслуженно | Чацкого в светском обществе ждёт духовная гибель, его спасёт только вынужденное изгнание |
Вот дифференцированные вопросы и задания к трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».
К сцене I (минимальный и средний уровни).
1. Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность — награда за длительный и упорный труд?
2. Взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта — “дар Божий”. Подтвердите или опровергните эту точку зрения.
3. Как Моцарт и Сальери относятся к возвышенному миру музыки и проявлениям земной жизни? Как их характеризует отношение к игре слепого скрипача?
4. Почему Сальери отделяет в своём сознании Моцарта-музыканта и Моцарта-человека? Как это характеризует Сальери?
5. Прочитайте монолог Сальери в конце сцены I. Как он объясняет своё решение об отравлении Моцарта? Можно ли опровергнуть Сальери? Обоснуйте своё мнение.
К сцене II (высокий уровень).
1. Проанализируйте сцену в трактире. Каков душевный настрой Моцарта? Какие образы-символы связаны с его состоянием?
2. В чём трагичность слов Моцарта, что “гений и злодейство — две вещи несовместные”?
3. Сопоставьте смысл реплики Моцарта, пьющего яд: “За твоё здоровье, друг...”, — и реплики Сальери: “Ты выпил!.. без меня?..”
4. *Прочитайте последний монолог Моцарта. Почему он убеждён, что если бы все чувствовали “силу гармонии”, как Сальери, то перестал бы мир существовать? В чём Моцарт видит гармонию мира?
5. *Как мысль Моцарта о гениях, “пренебрегающих презренной пользой”, связана с эстетическим идеалом Пушкина?
6. Почему трагедия кончается вопросом Сальери о якобы злодействе Микеланджело?
Индивидуальные задания
1. Составьте культуроведческий комментарий к именам собственным: Глюк, Пуччини, Ифигения, Рафаэль, Алигьери, Гайдн, Requiem, Бомарше, Бонаротти. (Развитие навыка работы со справочной литературой и расширение культурного кругозора.)
2. *Подготовьте «Рассказ искусствоведа» об иллюстрациях к трагедии «Моцарт и Сальери». (Актуализация межпредметных связей.)
3. *Сопоставьте рассказ Моцарта о чёрном человеке с поэмой Есенина «Чёрный человек». В чём символический смысл этого образа? (Актуализация литературного контекста.)
4. *Сопоставьте общие сюжетные элементы каждой из «Маленьких трагедий» (завязку, развитие действия, кульминацию и развязку). Докажите их сходство. (Умение применять в анализе знания по теории литературы.)
Уроки сопоставительного анализа
На уроках сопоставительного анализа система дифференцированных заданий позволит включить в эту сложную деятельность учащихся минимального и среднего уровня. Выявляя общие основания для сопоставления, нужно учить школьников делать итоговые записи, составлять таблицы.
Покажем это на примере результатов групповой работы по сопоставлению финальных монологов Фамусова и Чацкого (см. с. 46) и речевых характеристик персонажей комедии «Горе от ума» (см. с. 47).
Персонажи | Лексика | Синтаксис и интонации |
Выводы |
---|---|---|---|
Группа 1. Фамусов |
Богатство лексики, сочетание в речи политической лексики эпохи и просторечий | Назидательность и безапелляционность в общении с Чацким и Молчалиным, цинизм и грубость — со слугами, вкрадчивость и предупредительность — со Скалозубом | Олицетворение косности, невежества «века минувшего». Столп и апологет старого, рьяный противник обновления и свободомыслия |
Группа 2. Скалозуб | Военные слова и термины, разговорные и грубые слова | Косноязычие, короткие, обрывочные фразы, интонации категоричные, решительные, нередко грубые | Тупой и ограниченный вояка, враг просвещения и свободомыслия; идеал — жизнь по военному образцу |
Группа 3. Молчалин | Нет грубых слов и просторечий; слова с уменьшительно-ласкательным значением, почтительное “-с” | Мещанско-чиновничий и книжно-сентиментальный стили речи. Подобострастные интонации. В разговорах с Лизой циничен и прямолинеен | Хитрый и расчётливый обманщик, упорно и коварно идущий к цели — “и награжденья брать, и весело пожить” |
Группа 4. Чацкий | Высокая общественно-политическая и возвышенно-романтическая лексика | Риторические вопросы и восклицания. Ораторские интонации, экспрессивная аргументация суждений. Обширные монологи, едкие эпиграммы и меткие афоризмы | Идеолог и пропагандист “века нынешнего”, яркий оратор, обличитель рабства, невежества, низкопоклонства. Но нередко обращает речь к тем, кто его не понимает и не слушает |
Индивидуальным или групповым заданием может стать объяснение смысла крылатых выражений и афоризмов комедии. Если их классифицировать по темам: любовь, служба, Москва, война, ум, образование и др., — группы будут выполнять часть общей учебной задачи.
Таким образом, главные задачи дифференциации обучения в основной школе — мотивация познавательной активности подростков, формирование потребности в исследовании литературного текста, учёт перцептивных особенностей учеников, системность действий, сочетание фронтальных заданий с групповыми и индивидуальными, чтобы каждый ученик работал на пределе допустимой для него сложности учебных действий. С повышением уровня учащихся дифференцированные задания усложняются, чтобы школьники научились переносить сформированные умения в новую учебную ситуацию, обобщать литературные факты и соотносить их с жизненным опытом и культурным контекстом.
При анализе эпоса дифференцированные задания мотивируют внимание к детали, выявляют авторскую позицию, специфику речи героев, сюжета и композиции и др. При изучении лирики — развивают эмоциональную отзывчивость и поэтический слух, чуткость восприятия словесных образов, учат выявлять смыслообразующую роль стиховых особенностей. При анализе драмы — ориентируют на выявление конфликта, функций диалогов, осмысление авторских ремарок. Наиболее сложные задания связаны с анализом состояния героя, с поиском связей произведения с творчеством писателя и литературным контекстом.
Умение сравнивать — результат сложного мыслительного процесса. Эффективность обучения сопоставительному анализу повышается при работе в группах, которые выполняют а) общие задания, но на материале разных текстов; б) разные задания, являющиеся частью общей учебной задачи; в) задания повышенной сложности. Дифференциация обучения позволяет включить в активную познавательную деятельность всех учеников, создавая каждому на уроке оптимальную образовательную ситуацию.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие формы дифференцированных заданий можно использовать на вступительных уроках в 8–9-х классах?
2. Как реализовать дифференцированный подход при обучении анализу эпизода?
3. Составьте 3–4 задания разного уровня сложности для обучения анализу лирического произведения.
4. Каковы способы организации групповой работы на уроках изучения лиро-эпических и драматических произведений?
5. Как использовать дифференцированный подход в обучении сопоставительному анализу произведений?
6. Каковы основные задачи дифференциации обучения в основной школе?
Примечания
1 Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе. М., 1994. С. 11.
2 См.: Литература. 8 кл. Ч. 1 / Авт.-сост. В.Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 2002. С. 217–221.
3 Долинина Н.Г. Печорин и наше время. Л., 1975. С. 14–16.
4 Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1988. С. 468–475.
5 Тургенев И.С. Воспоминания о Белинском // Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. М., 1987. С. 184.
6 Маранцман В.Г. Изучение литературы в 9 классе. М., 1994. С. 12.