Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2008

События и встречи

Не боимся Интернета!

Не боимся Интернета!

Трибуна

Татьяна РЫЖКОВА


Не боимся Интернета!

Взрослых, учителей в том числе, слова компьютер и Интернет пугают уже гораздо меньше, чем лет, скажем, пять назад, а уж современные школьники с ними давно на “ты”. Умение ориентироваться в виртуальных дебрях осваивается ими так быстро, что не поддаётся логическому объяснению. Но, как показывают наблюдения моих коллег — учителей, работающих в разных городах России, — школьники используют мощную информационную среду в основном для развлечения и общения друг с другом. Возможности же сети Интернет, связанные с образованием, нашим ученикам практически неизвестны. А возможностей этих великое множество. Словари и самые разные энциклопедии, произведения искусства, литературные и научные источники — почти всё сегодня есть в Великой сети, и почти ко всему доступ можно получить за минуты и бесплатно. Не выходя из дома или школьного кабинета, можно оказаться в музее, в космосе, в библиотеке, на лекции… А завтра и на уроке у незнакомого учителя.

Легко сформулировать задачу, стоящую перед сегодняшней школой. Не завтрашней, дорогие коллеги, думающие, что школа ещё не доросла до новых технологий, что Интернет известен только в столице и крупных городах, что дети ещё не готовы к работе с поисковыми системами, и так далее, и так далее, и так далее! Задача эта состоит в том, как переориентировать ребёнка с развлекательного маршрута на маршрут образовательный. И вот здесь большинство учителей и родителей разводит руками: “Им ничего не нужно! Только бы играть! Дай ребёнку компьютер, и он превратит его в игрушку”. Но это не совсем так.

Опровергнуть ставшее стереотипным суждение о ребёнке, которому ничего не нужно, кроме игры, и компьютере как враге образования несложно. Зайдите хотя бы на один из многочисленных читательских сайтов: их посетители и активные участники — преимущественно школьники и студенты. Оказывается, наши нечитающие дети читают, и читают много, и имеют свою точку зрения на прочитанное. Другой вопрос, что именно они читают и как именно понимают. Нам бывает трудно принять их выбор, но ведь и в этом случае у нас появляется общая тема для разговора, для обсуждения. Но читатели школьного возраста идут с этими разговорами не в школу, а на сайт. Почему? Да там их уважают — не поучают, не навязывают готовое правильное мнение (правильное для кого, хотелось бы спросить, и кто так решил). На сайте они свободны выражать свои чувства и мысли, не опасаясь того, какую отметку поставят в журнал или какое лицо будет у учителя, когда своей любимой книгой кто-то назовёт, например, «Волкодава» Марии Семёновой или «Гарри Потера» Дж. Роулинг. Не разучились ли мы слушать и слышать ребёнка, дорогие коллеги? Не подавили ли тестами или установками “думай, как я” его робкие попытки понять и высказаться?

Да, коллеги, мы теряем учеников не потому, что они не читают и играют в компьютерные игры, а потому, что мы не видим в них личности, не соблюдаем право читателя, которое Д.Пеннак сформулировал как “право не читать”. А сами школьники и студенты продолжили: “право не читать то, что не нравится, что непонятно, что не волнует”. Нас с вами волнуют Пушкин, Гоголь, Достоевский, а наших детей и внуков — Пелевин, Стругацкие, Акунин, Семёнова, Мурашова, романы для девочек, детективы (этот ряд можно продолжить, он будет меняться в зависимости от возраста и интересов юного читателя).

Но разговор об этом не вмещается в Стандарт и программы. Стандарт не хочет признать права читателя. Отсюда и рождается конфликт учителя, призванного реализовать Стандарт, и ученика, которому нет никакого дела до наших стандартов: он живой, он настоящий. Но как же быть: убрать из Стандарта классику? Невозможно! А оставить её, понимая, что единицы действительно её прочитают, а не приобщатся к ней в кратком изложении, возможно? Круг замкнулся. Ребёнок не дорастает (почему это происходит, почему раньше дорастал и дорастал ли — это предмет для отдельного серьёзного разговора) до классики, а мы, боясь (и совершенно основательно боясь), что он вообще не услышит о ней и не узнает лучшего, что создано человечеством в области литературы, пытаемся впихнуть в ребёнка как можно больше через силу, игнорируя все психологические законы. Эффект отторжения проявился в конце XX — начале XXI века (свободы стало побольше) с такой силой, что все схватились за головы. Катастрофа! Не читают! И давай ещё сильнее впихивать, приобщать... А можно полюбить насильно? По указке Ивана Петровича или Марии Ивановны? Да при первой же возможности закинут так далеко, чтобы не вспоминать об этом кошмаре. А кошмар — это любимейшая нами русская и зарубежная классика. Нам бы подумать о том, как подружить ребёнка с настоящей литературой.

Они читают. Кстати, именно Интернет становится для них источником бесплатного (как дороги опять стали книги!) и быстрого получения нужного текста. Нам трудно понять, как можно читать с экрана, нам нужно взять в руки книгу, — но они другие, и им вполне достаточно компьютерного экрана, который, заметим, делается всё тоньше и меньше. Уже появились электронные страницы, завтра такими будут все книги, как бы мы ни плакали о бумажной подруге.

Вообще, пора перестать исходить слезами по уходящей эпохе: нужно начать наконец действовать на опережение. А у нас педагоги пугаются заданий, которые предлагают школьникам самостоятельно отыскать информацию в Интернете, посетить дет­ские сайты, посмотреть с помощью Сети кино и послушать музыку. А задания разработать версию компьютерной игры по мотивам, допустим, былин или проект сайта (виртуального музея) о литературном герое ввергают некоторых педагогов в шок. Дети же изобретают и придумывают — и при этом не раз перечитывают (а кто-то впервые прочитывает) тексты, отправляются в путешествие по сети Интернет в поисках дополнительной информации, потому что их продукт будет кому-то нужен, их труд будут оценивать всерьёз, а значит, он должен быть лучшим. Вот и способ решения сформулированной задачки о дружбе ребёнка с литературой.

Второй способ видится в том, что мы, учителя, должны набраться мужества и признаться себе, что страусиная позиция (и знать не хочу, что не читают, моё дело уроки провести, раз нужно проходить ЭТО, буду проходить) скоро приведёт нас действительно к катастрофе. И признавшись себе в этом, отказаться от выполнения антигосударственной задачи — реализации нынешнего Стандарта по литературе. И других, не учитывающих возможностей современных школьников. Ведь нашими руками, эксплуатируя наше чувство ответственности и долга, отвращают школьников от литературы и культуры.

Нужно задать вопрос учёным о том, почему сегодняшние дети не могут читать то, что читали их бабушки и дедушки (да полно, читали ли?), какими путями можно подвести ребёнка к высокой (и потому самой сложной!) литературе, когда и почему утрачивается интерес к чтению у тех, кто в раннем детстве читал с охотой (или хотя бы слушал). И ответы должны прозвучать не на страницах чисто научных изданий, а публично. А если они уже есть, то тем более их нужно опубликовать в средствах массовой информации, говорить об этом с экранов ТВ, по радио, в Сети.

Конечно, это только несколько из множества способов. Позитивный и негативный. Позитивные нужно умножать. И в копилках учителей их уже немало: нам нужно не бояться нового, а самим обновляться и делиться как находками, так и ошибками.

Татьяна Рыжкова ,
кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена.
Рейтинг@Mail.ru