Архив
Открывая новую рубрику
Компьютер на уроке литературы
Юрий ЭЭЛЬМАА
Юрий Владимирович ЭЭЛЬМАА — учитель литературы с шестилетним стажем (1999–2004). Кандидат педагогических наук (аспирантура у В.Г. Маранцмана). Руководитель методико-литературного интернет-сервера «Урок литературы» (http://mlis.fobr.ru). Автор-разработчик курса «ИТ в работе учителя литературы» (в соавторстве с к.п.н., проф. СПбАППО С.В. Фёдоровым). Методист Санкт-Петербургского Регионального центра оценки качества образования и информационных технологий.
Открывая новую рубрику
Информатизация образования, проводящаяся с различной степенью успешности, началась не сегодня и не вчера. И в рамках нацпроекта, и в контексте других федеральных и региональных инициатив уже который год школы наводняются компьютерами, к ним подключают интернет-каналы, об информатизации на всех уровнях звучат громкие и не очень слова, Интернет наполнен различными учебными материалами… Но при этом реальное использование реальных ИТ-продуктов реальным учителем оказывается не таким радужным, как многим нашим начальникам хотелось бы это видеть. При том, что сегодня в школах крупных городов есть уже не по одному компьютерному классу, при том, что компьютер и мультимедийный проектор (или интерактивная доска) перестают быть диковинкой, сказать, что учебный процесс в средней школе качественно изменился, не получается. И при том, что десятки и сотни учителей прошли разноформатные курсы компьютерной грамотности, чуда всё равно не произошло.
Причина тому, как мне думается, не в том, что ИТ не оправдали возложенных на них надежд (это не панацея, а лишь инструмент!), и не в том, что люди оказались по тем или иным причинам не готовы к их использованию. На самом деле компьютер не стал органичной частью учебного процесса из-за некорректной модели его внедрения.
Давайте представим. Вы опытный учитель, у вас хорошие показатели качества работы, вы годами давали своим ученикам хорошее литературное образование. И тут появляется совершенно новая, незнакомая вам область, которой почему-то вы должны учиться, в этом новом разбираться, при этом не особо понимая, что на деле это вам даст, то есть насколько качественно изменит результаты вашей работы. Станете вы это осваивать? Сильно сомневаюсь. А вот вся традиционная система повышения ИТ-квалификации оказалась построенной по такому принципу: собирались учителя, их начинали учить компьютеру (именно компьютеру, а не использованию этого компьютера в своей работе!), и начиналось: нажмите «Пуск», откройте папку, создайте файл, отформатируйте таблицу… На редкий и робкий вопрос: “А зачем?” — следовал странный ответ: “Ну вы же хотите быть современным учителем!”
В результате за рамками разговора оставались действительно важные вопросы: “Какие у этого инструментария есть достоинства и какие ограничения?”, “Что я, учитель, приобрету, и — что немаловажно — утрачу, используя эти новинки?” И самое главное: “Как соединить методику преподавания конкретного предмета, устоявшиеся формы работы с этой новой средой?”
Иными словами, при внедрении ИТ за рамками разговора оказались как вопросы мотивации учителя-предметника, так и педагогические и методические аспекты. Если подходить широко: какова специфика компьютерных технологий при изучении химии, физики, языка, литературы? И сужая до нашего предмета: в чём разница использования компьютера на уроке литературы в средних и старших классах? возможен (результативен) ли анализ текста с электронного носителя? как использовать презентацию при изучении лирики и драмы? рационально ли прибегать к интернет-поиску на уроке литературы? и др.
Думается, что если попытаться ответить на эти вопросы (которые несоизмеримо важнее “файлов-сайтов-папок”), то и использование компьютера на уроке будет более осмысленным и нужным.
В этой связи в новом учебном году мы рады представить вашему вниманию новую рубрику — «Компьютер на уроке литературы». Она будет выходить не реже раза в месяц и описывать реальный опыт использования информационных технологий в контексте нашего предмета. Мы будем представлять вам реальный опыт использования ИТ в работе учителя-словесника. Было бы очень интересно узнать ваше мнение о материалах этой рубрики, а также познакомиться с вашим опытом использования компьютера на уроке литературы. Ведь одной из ценнейших особенностей информационной среды является её интерактивность, способность к взаимодействию, диалогу. Мы будем рады обратной связи с вами.
В следующем выпуске мы будем говорить об электронном тексте, формах работы с ним и использовании ресурсов электронных библиотек в работе учителя литературы.