Я иду на урок
Творчество Л.Н. Толстого в школьных программах
Я иду на урок: 5–10-й классы
Нина КОЖИНА,
Наталья ЛУШИНА
Нина Павловна КОЖИНА, Наталья Николаевна ЛУШИНА — учителя русского языка и литературы гимназии № 1, г. Самара.
Творчество Л.Н. Толстого в школьных программах
Произведения Л.Н. Толстого изучаются с 1-го до 10-го класса как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Большое место изучению творчества Толстого уделяет и программа национальных школ.
Мы проанализировали программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, А.И. Княжицкого, В.Г. Маранцмана, Г.И. Беленького и программу для национальных общеобразовательных учреждений. Как и можно было ожидать, произведения Толстого занимают в них значительное место. Хотя надо заметить, что отношение к творчеству великого писателя разное. Например, в программе под редакцией А.Г. Кутузова, в которой нашлось место для Р.Стивенсона и В.Ирвинга, О.Уальда и О.Генри и др., творчество Л.Н. Толстого представлено только романом «Война и мир» в 10-м классе. До этого времени ни с одним произведением писателя познакомить учеников нельзя. Только в 9-м классе гуманитарного профиля (!) предполагается чтение рассказа «После бала». Богатая традиция методического осмысления произведения, отражённая в работах Ц.Балталона, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Г.И. Беленького и др., для авторов программы не существует, и аннотация к рассказу поражает своей невнятностью. В программе по литературе для школ и классов с углублённым изучением литературы под редакцией М.Б. Ладыгина в 7-м классе изучают рассказ «После бала», в 9-м — «Хаджи Мурата», в 10-м — «Войну и мир». В достаточно обширных списках для самостоятельного чтения произведений Л.Н. Толстого нет.
Повесть «Кавказский пленник» по традиции предполагают изучать в 5-м классе программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, М.Б. Ладыгина, В.Г. Маранцмана, Г.С. Меркина. Включённая в систему школьного литературного образования много десятилетий назад, она как нельзя лучше соответствует задачам литературного образования и воспитания младших подростков. В ней есть всё, что нравится таким читателям: простой и динамичный сюжет — приключения, испытания, погони, борьба, понятные, чётко очерченные характеры. Всё это освещено светом жизненной правды и доброты и рассказано великолепным русским языком. Пятиклассник, скорее всего, чувствует это и с удовольствием погружается в чтение и обсуждение произведения великого мастера.
Школьные программы предлагают строить системы уроков следующим образом:
— включать более или менее пространный рассказ об авторе: жизнь в Ясной Поляне (Г.С. Меркин), служба в армии на Кавказе (Г.И. Беленький), начало писательской деятельности (В.Я. Коровина);
— вести работу по формированию теоретических понятий о сюжете литературного произведения и его элементах (завязка, развязка), а также о приёмах создания образов героев, учить составлять сравнительную характеристику персонажей;
— обратить внимание учащихся на нравственную проблематику повести: слабость и сила человека, бессмысленность и жестокость войны, душевная близость людей из враждебных лагерей (В.Я. Коровина), отношения между людьми и народами (национальные ОУ).
Фрагмент из романа «Война и мир» «Петя Ростов» рекомендует для чтения шестиклассникам программа по литературе под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Многолетний опыт изучения литературы показывает, что, как правило, работа с этим отрывком проходила в 6-м классе интересно. Однако психологическая глубина Л.Толстого в изображении характера героя шестиклассникам, конечно, недоступна. Программа и учебное пособие предлагают обратить внимание на формирование теоретико-литературного понятия об эпизоде как элементе развития сюжета романа-эпопеи (что кажется нам излишним, не опирающимся на реальные знания учащихся данного возраста). Особое внимание авторы программы предлагают обратить на освещение в романе партизанской войны 1812 года и её героев, на поведение Пети Ростова в партизанском отряде и во время боя. Неточным и излишне прямолинейным представляется нам следующее положение программы: «Последний бой и героическая гибель как кульминация подвига». Плодотворнее, как нам кажется, обратить внимание подростков на искусство писателя в изображении внутреннего состояния героя через детали его поведения.
Интересом шести- и семиклассников к психологии поведения человека и их читательским требованием “правды жизни”, понимаемой как “правда жизненного факта”, объясняется гораздо более широкое включение в современные школьные программы автобиографической трилогии. Так, программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, А.И. Княжицкого, В.Г. Маранцмана рекомендуют обратиться к повести «Детство» в 6-м классе, программа национальных образовательных учреждений — в 7-м. В 6-м классе предполагают знакомство с повестью «Отрочество» программы под редакцией Г.И. Беленького и Т.Ф. Курдюмовой, в национальных образовательных учреждениях это предлагается сделать в 8-м классе. Впервые в школьных программах появилась повесть Л.Толстого «Юность». Знакомить с ней в классе рекомендуют программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой и Г.С. Меркина в 9-м классе.
При этом обращается внимание на нравственную проблематику повестей: взаимоотношения в семье, духовный рост человека на основе самоусовершенствования и самовоспитания (Г.И. Беленький), анализ собственных поступков (В.Я. Коровина), на изображение процесса формирования характера Николеньки Иртеньева (Т.Ф. Курдюмова), возникновение духовного конфликта героя с окружающей средой (Г.И. Беленький), на его борьбу с собственными недостатками (В.Я. Коровина).
Работа с повестями, входящими в трилогию, позволяет учителю обратиться к важнейшим литературоведческим категориям: автобиографическая проза, автобиографичность повествования, художественное время — время действительное и время воспоминаний (А.И. Княжицкий), внутренний монолог как средство воссоздания духовного мира людей (национальные ОУ), основные приёмы создания образа (Г.С. Меркин). Постепенное знакомство с ними позволяет учителю ставить и решать проблемы формирования у учащихся эстетически грамотного отношения к литературному произведению. Именно поэтому программа под редакцией В.Г. Маранцмана предлагает в 10-м классе начать изучение темы «Творчество Л.Н. Толстого» с обзорного знакомства с трилогией.
В программах под редакцией Г.И. Беленького, А.И. Княжицкого, В.Я. Коровиной, Т.Ф. Курдюмовой, Г.С. Меркина в 8-м классе читается рассказ «После бала». 8–9-й классы, по мнению психологов, учителей и методистов, — оптимальное время для формирования теоретического мышления, поэтому принято много внимания уделять работе с художественной деталью (В.Я. Коровина); композиционными приёмами контраста и антитезы; изучать характер повествования и взаимоотношения автора и рассказчика в произведении (Г.И. Беленький). Но это и время нравственного становления подростков, острой постановки этических проблем. На уроках можно и нужно обсуждать, как и почему возникает и угасает любовь (Г.С. Меркин), что такое чувство долга, непротивление злу насилием (А.И. Княжицкий). Всё это интересно и важно для учащихся.
В программе под редакцией А.И. Княжицкого, а также в программе по литературе для национальных образовательных учреждений предлагается познакомить подростков с повестью «Хаджи Мурат», что связано, видимо, в большей степени с, так сказать, “внетекстовыми” обстоятельствами. Тема Кавказа и его завоевания, реальная историческая основа произведения остаются актуальны так же, как и гуманистический пафос повести.
Программы под редакцией Г.С. Меркина и А.И. Княжицкого рекомендуют для подготовки восприятия романа «Война и мир» в 10-м классе обратиться к изучению «Севастопольских рассказов», особо выделяя при этом образы защитников крепости и авторское отношение к героям.
Изучение романа «Война и мир» все без исключения программы относят к 10-му классу. Схема работы над романом примерно одинакова:
1) подготовка восприятия: опора на изученное — «Бородино» М.Ю. Лермонтова, исторические источники, живописные портреты Л.Н. Толстого, иллюстрации к роману, история создания романа;
2) опорные понятия: роман-эпопея, диалектика, психологизм, художественное и публицистическое в стиле литературного произведения;
3) межпредметные связи и интеграция: литература — история, литература — русский язык, литература — кинематография, литература — книжная иллюстрация, литература — музыка;
4) система образов романа;
5) духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова;
6) “мысль народная” и “мысль семейная” в романе;
7) тема народной войны;
8) образы Кутузова и Наполеона;
9) значение образа Платона Каратаева;
10) природа в жизни героев (В.Г. Маранцман);
11) роман «Война и мир» и его читатели (А.Г. Кутузов);
12) значение творчества Л.Н. Толстого для развития родной литературы (национальные ОУ).
Практически все программы дают дополнительные рекомендации по организации работы над текстом романа, что особенно важно учитывать, планируя классную и внеклассную исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
Программа под редакцией В.Г. Маранцмана даёт очень развёрнутую характеристику всей системе уроков, предлагает интересные варианты заданий для учащихся и поворотов анализа в классе.
Программа под редакцией А.Г. Кутузова предлагает после каждого раздела творческий практикум (сопоставление героев, разговор с литературным героем, письмо, интервью).
Программа под редакцией Г.С. Меркина рекомендует выделять сведения по теории литературы (сюжет), систему работы по развитию речи (письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану и т.д.), указывает на связь с другими искусствами (выставка — конкурс рисунков), краеведческий материал (выставка «Ясная Поляна»).
Программа под редакцией А.И. Княжицкого подсказывает литературный контекст изучения романа (А.С. Пушкин. «Полтава», «Делибаш»; М.Ю. Лермонтов. «Бородино», «Валерик»), рекомендует широкий круг сопутствующего чтения («Война и мир» — «Илиада» Гомера, «Пармская обитель» Стендаля. Сравнение баталистики Стендаля и Л.Н. Толстого. Описание “редута смерти” у Л.Н. Толстого и описание битвы ахейцев и троянцев у Гомера), предлагает темы сочинений и творческих работ («Образы природы в романе “Война и мир”», «Различные значения слова мир в романе “Война и мир”»).