Читальный зал
Н.Л. Лейдерман. Сергей Есенин: метаморфозы художественного сознания: Монографический очерк/ Екатеринбург. 2007. 125 с.
Книжная полка
Н.Л. Лейдерман. СЕРГЕЙ ЕСЕНИН: МЕТАМОРФОЗЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: Монографический очерк / Екатеринбург: ИФИОС УрО РАО «Словесник»; ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2007. 125 с. (Серия «Филологический лекторий»). |
Мы хорошо знаем об успехах и проблемах пушкинистики, булгаковедения, науки о творчестве Льва Толстого и Достоевского... А вот с Есениным дела обстоят странновато. Любимейший в народе поэт всё никак не попадёт в координаты спокойного, академического литературоведения.
Слов нет, творчеством и особенно биографией Есенина занимаются очень многие, но каковы результаты?! Если не считать одиозных трудов Ю.Прокушева и Е.Наумова, вспомнится только книга Аллы Марченко «Поэтический мир Есенина» да несколько статей. Не всё ладно и с собраниями сочинений поэта, хотя издательство «Республика» в середине 1990-х выпустило приличный четырёхтомник «Сергей Есенин в стихах и жизни» (составление С.П. Митрофановой-Есениной и Т.П. Флор-Есениной)... Впрочем, все новинки есенинианы даны в библиографическом списке, помещённом в заключение книги Н.Л. Лейдермана (составитель Е.А. Меркотун).
Сам автор, опытнейший филолог-педагог, решил соединить в своём исследовании две линии судьбы Есенина: творческую и историческую. Отсюда предлагаемая периодизация в описании художественного сознания поэта: 1) народно-поэтический канон и живая душа; 2) эстетика и поэтика хаоса; 3) драма поэтического сознания. Разумеется, Н.Л. Лейдерман не вступал в полемику со многими экстравагантными толкователями биографии Есенина (и, на мой взгляд, зря упомянул о них скороговоркой в заключение книги). Тайна смерти поэта по-прежнему в тумане. Но логика развития есенинского гения представлена в книге в согласии с тем, что тянет нас к его стихам.