Я иду на урок
Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
Я иду на урок: 10—11-й классы
Ольга Журавлёва
Ольга Яковлевна ЖУРАВЛЁВА — учитель русского языка и литературы МОУ «Школа № 13», г. Жуковский, Московская область.
Рассказ А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда»
Вдумчивому читателю слово мастера может рассказать очень многое, надо только постараться его понять. Проблематику рассказа А.П. Чехова «Скрипка Ротшильда» интересно выявить, используя некоторые элементы лингвистического анализа художественного текста. Для анализа предлагаются вопросы (некоторые можно дать накануне в качестве домашнего задания).
1. Как вы понимаете название рассказа?
2. На сколько частей можно разделить рассказ?
3. Найдите синтаксические, грамматические, лексические особенности каждой части.
4. Как обозначено время и пространство в каждой части рассказа?
5. Что может означать прозвище Якова Бронза?
6. Найдите в тексте слова, относящиеся к скрипке. Что в них меняется от части к части?
7. Почему Яков отдаёт скрипку Ротшильду?
8. Какие философские вопросы задаёт себе Яков? Почему?
9. Как вы понимаете концовку рассказа?
Предлагаем один из возможных вариантов обсуждения рассказа. Его название может быть не сразу понятным. Кажется, что речь пойдёт об истории скрипки, но вступления для такого понимания нет (мы узнаём только в конце рассказа, как скрипка попала к Ротшильду). Имя Ротшильд может вызывать различные ассоциации: Яков — мужик, который живёт бедно, то есть “Ротшильд наоборот”. Но всё же, называя так рассказ, А.П. Чехов делает именно скрипку очень важной деталью, притягивающей к себе внимание читателя.
Рассказ можно разделить на три части. Первая часть — это описание жизни гробовщика Якова до болезни и смерти жены, вторая — болезнь и смерть жены, третья — день похорон и день перед собственной смертью.
В первой части жизнь Якова, который получил прозвище Бронза, течёт без перемен, по обычному, повторяющемуся порядку, без указания определённого времени: в тексте используются глаголы несовершенного вида прошедшего времени и соответствующие обстоятельства (жил, делал, всякий раз говорил, играл обыкновенно в оркестре, иногда приглашал и др.). К концу этой части появляются глаголы и словосочетания, передающие настроение: проникался ненавистью, начинал придираться, бранить, хотел побить, никогда не бывал в хорошем расположении духа, постоянно приходилось терпеть страшные убытки, мысль об убытках донимала Якова особенно по ночам. Слово “убытки” повторяется в рассказе девятнадцать раз, в первой части — пять раз; оно становится ключевым. Повествование о жизни Якова ведётся только с точки зрения его материального положения, материальной выгоды. Место действия охарактеризовано именно с этой точки зрения: городок маленький, старики умирают редко, что даже досадно.
Яков жил бедно в небольшой старой избе из одной комнаты. Время длительно и нескончаемо, пространство узко и ограниченно. Интересы Якова сугубо материальные (мы начинаем понимать, что прозвище Бронза олицетворяет что-то неизменимое и бездуховное). Даже скрипка упоминается как источник дохода. Процесс игры не описывается — читаем только: скрипка взвизгивала. В последнем предложении этой части скрипка начинает выступать и в другой роли: Яков клал её рядом с собой на постели, когда было особенно тяжело, трогал струны, и ему становилось легче. Здесь первое упоминание о тоске (хотя внешне она объясняется материальными потерями), слово “тоска” ещё не названо, мы его найдём в следующей части.
Вторая часть начинается указанием точной даты, и появляется слово “вдруг” (Марфа вдруг занемогла). Это слово и слово “неожиданно” далее будут встречаться в предложениях, связанных с Марфой, с воспоминаниями о ребёнке. Произошло событие, которое нарушило привычный ход жизни и даже изменило его. Впервые Яков увидел лицо жены ясным, радостным, счастливым. И понял, что для неё смерть — избавление от этой жизни, в которой не было ничего радостного и счастливого. Ему становится жутко — ещё одно слово, говорящее о каких-то внутренних изменениях в герое, хотя внешне он продолжает заниматься подсчётом убытков. О них он думает, везя Марфу в больницу (обрадовался, что принимает фельдшер: он меньше берёт), о них же думает, делая жене гроб, когда она ещё жива; и тогда, когда Марфа говорит о ребёнке, Яков занят другими мыслями: как похоронить дёшево и благопристойно.
Третья часть начинается противительным союзом “но”. Теперь прежнего течения жизни не будет. В тексте появляется слово “тоска” и сожаление о том, что так протекала жизнь: пятьдесят два года тянулись долго-долго, а он ни разу не подумал о жене. Эта тоска Якова вылилась сначала в озлобление (случай с Ротшильдом). В этой же части происходит расширение пространства. В первой части оно было замкнутым, во второй чуть наметилось его расширение: в окно было видно, как горела утренняя заря. Теперь же Яков вышел к реке, увидел вербу, и это вызвало в нём воспоминание о ребёнке, а потом и о том, как выглядела река раньше (ещё большее расширение пространства и времени). Но действие тут же возвращается на место: теперь всё ровно и гладко, нет берёзового леса, нет соснового бора. Может быть, берёзовый лес, сосновый бор — это и была его жизнь тогда, когда всё было впереди? Теперь всё исчезло, жизнь прошла бесследно. Яков думает об этой реке, но мысли его переходят в более привычное ему русло: он сожалеет об упущенных возможностях и материальной выгоде. Наверное, он просто не знает, как по-другому выразить свои мысли о назначении человека, об отношениях людей друг к другу. Но потом постепенно от материальных соображений он переходит к философским вопросам: Зачем срубили березняк и сосновый бор? Зачем люди делают именно не то, что нужно? Зачем Яков всю свою жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену?.. Зачем вообще люди мешают жить друг другу?.. Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу.
Яков говорит о разобщённости людей. Из-под бронзовой маски начинает проявляться лицо человека (прозвище Бронза в рассказе мы больше не встретим). От этих мыслей Якову было очень тяжело: он раз пять вставал, чтобы поиграть на скрипке. Яков заболевает и, как и его жена перед смертью, думает о том, что смерть — это избавление от страданий. Но всё-таки ему обидно и горько: зачем на свете такой странный порядок, что жизнь, которая даётся человеку только один раз, проходит без пользы.
Якову было не жалко умирать, и только его скрипка вызывает в нём чувство сожаления — из-за неё, из-за музыки (Яков не может это выразить словами) стоит жить. И здесь впервые даётся описание того, как звучит скрипка, как играет на ней Яков. Свою последнюю песню он играет Ротшильду. Здесь автор ещё подробнее даёт описание игры Якова, которая вызывает слёзы и у него, и у Ротшильда. Скрипка здесь выступает как символ духовно страдающих от внешней разобщённости людей.
Перед смертью, думая о своих грехах, Яков просит отдать скрипку Ротшильду. Этот грех — отношение к еврею — он ещё может загладить, а несчастная жизнь жены и её смерть — здесь он уже ничего не в силах изменить.
Драматизм рассказа А.П. Чехова в этой человечности героя, вырывающейся из-под бронзовой маски, в конфликте внешней его определённости (гробовщик) и внутренней сущности (скрипач). Перед нами несостоявшийся Ротшильд, но на пороге смерти состоявшийся человек, личность.
Концовка рассказа возвращает нас к названию. Мы понимаем, что жизнь Якова всё же прожита не зря, его скрипка продолжает волновать души людей, и хочется верить, что именно музыка станет тем, что поможет объединить их, сделать жизнь счастливей.