Я иду на урок
Урок по песням Владимира Высоцкого
Я иду на урок: 11-й класс
Наталья СИБИРКИНА
Наталья Олеговна Сибиркина — учитель русского языка и литературы, г. Сергиев Посад.
Урок по песням Владимира Высоцкого
Его творчество было как крик,
как стон сердца...
М.УльяновКто кончил жизнь трагически,
Тот истинный поэт.
В.Высоцкий
I. Слово учителя
Сегодняшний урок посвящён творчеству В.Высоцкого. Все, кто знал Владимира Семёновича, говорят о нём как о личности глубоко своеобразной, яркой, незаурядной. Бесконечно обаятельный, популярный, любимый народом, он, словно метеорит, пролетел над страной, многое осветил в ней в том полёте. И быстро сгорел, как это часто бывает со стремительным метеоритом. О его творчестве знаменитый актёр М.Ульянов сказал: “Его творчество было как крик, как стон сердца...” Это один из эпиграфов нашего урока-презентации. А сам В.Высоцкий в стихотворении «О поэтах и кликушах» сказал: “Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт”.
— Как вы понимаете это высказывание? Что скрыто для вас в словах Высоцкого?
(Предполагаемый ответ ученика.)
Упрощённо понимать эту фразу нельзя. Многие из нас прочитали книгу Марины Влади «Владимир Высоцкий, или Прерванный полёт», и можно было бы истолковать это выражение, используя знание некоторых автобиографических данных о поэте. Но ещё В.Маяковский предупреждал:
Обыватель любопытен —
Всё узнать бы о пиите!
Увидать в питье,
В едении
Автора произведения.
И он же провозгласил: “Я поэт, и этим интересен”. Так давайте же не будем обывателями и постараемся постичь глубинный смысл этой строки. Для меня он вот в чём: в обществе постоянно идёт борьба между старым и нарождающимся новым. И настоящий поэт тот, кто выступает глашатаем нового. Неизбежно его столкновение с силами, олицетворяющими социальный застой, так как это удел всех новаторов. Зачастую конфликт для поэта заканчивается трагически, так как с самого начала борьба идёт не на равных: новаторов на первых порах слишком мало.
II. Групповая работа с использованием карточек-заданий
I группа
Вопросы
1. В каком стихотворении высказано поэтическое кредо Высоцкого?
2. Выразительно прочитайте стихотворение «Я не люблю...». Дайте его анализ.
3. Против чего направлено разящее оружие — слово поэта? (Анализ стихотворений «Маски», «Мы все живём как будто...».)
4. Ваш отзыв на песню «Охота на волков». Как здесь переплетаются философское и социальное?
5. Какая песня близка «Охоте на волков» больше всего? Почему?
Ответы
№ 1–2. Поэтическое кредо В.Высоцкого, с точки зрения группы, выражено в стихотворении «Я не люблю...». Стихи Высоцкого чаще всего представляют собой обращение к собеседнику, это стихотворения-монологи, в которых он умело использует гневную инвективу. Невольно обращаешь внимание на название стихотворения (от первого лица) — оно придаёт ему исповедальный характер. Больше всего в этом стихотворении поразила прозорливость великого поэта и певца: он понимал, предчувствовал, что “впереди большие перемены”. И всё-таки Высоцкий — оптимист, он верит, что такие перемены не изменят его нравственных принципов: “Я это никогда не полюблю”. Во всём вышеперечисленном и состоит, с точки зрения нашей группы, поэтическое кредо Высоцкого.
Выразил он его в очень своеобразной манере — утверждение через отрицание. Стихотворение-песня поражает искренностью, эмоциональностью, читая его, испытываешь внутреннее волнение, понимаешь, что герой любил, ненавидел, презирал.
№ 3. В стихотворении «Маски» Высоцкий выступает против лицемерия и лжи в жизни. Символично само название. В его стихотворениях часто ощутимо действенное начало, сквозной сюжет, который организует композицию произведения в целом. Может быть, этим и объясняется тот факт, что его стихи развёрнуты и длительны по времени. Вот и здесь мы видим поэта на маскараде — это сквозной сюжет, но он действительно длителен по времени.
Вот какие композиционные части мы выделили: 1) поэт — сторонний наблюдатель маскарада; 2) он в кругу людей-масок; 3) постижение поэтом тайны масок. Прочитав творение Высоцкого, невольно вспоминаешь стихотворение Лермонтова «Как часто пёстрою толпою окружён...» (там тоже “приличьем стянутые маски”). Так же, как и герой Лермонтова, герой Высоцкого находится как бы над толпой (“они кричат, что я опять — не в такт, что наступаю на ноги партнёрам”). Даже построение строки лермонтовское — вопрос и трагически безысходный ответ (4-я строфа). И хотя он оказался вместе со всеми, он боится, что люди будут “не в силах отличить своё лицо от непременной маски”. Дума поэта о том, “чтоб доброго лица не прозевать...” И всё-таки он верит в благородство души человеческой, в то, что для многих маска — лишь защита от ужаса, окружающего людей (последняя строфа).
Говоря о скрытом, грязном, негативном, поэт жаждет искоренения этих явлений. Неслучайно его герой стремится в горы, в небо, к простору, к постоянному преодолению вершин, поэтому он и не приемлет “психологии Ужа”, обывательское начало, которое ещё крепко сидит в людях. Об этом его песня «Мы все живём как будто...». У стихотворения нет названия, но первая строчка уже философски трагична (“Мы все живём как будто...”), то есть нам только кажется, что мы живём полноценной жизнью. Мы слышим зов к чему-то возвышенному, но обывательское начало всё-таки берёт верх. Уж — образ-символ покоя, приспособленности к жизни. Это горьковская традиция («Песня о Соколе»).
Невольно задумываешься над вопросом: могли ли поэту простить такую смелость? Конечно, нет, ведь он нарушил тишину в те времена, которые мы теперь называем застойными. И нельзя не преклоняться перед человеком, который тогда смог сказать:
Дайте мне глоток другого воздуха!
Смею ли роптать? Наверно, смею...
Нет. Никто в те годы не имел права “роптать”, а поэтическое горячее сердце Высоцкого кричало о помощи, понимая весь ужас надвигающейся катастрофы. В этом сила его гражданской позиции.
№ 4. Прослушивание песни «Охота на волков» и обсуждение.
№ 5. Наиболее близка этой песне ещё одна, о которой нельзя не вспомнить, — «Спасите наши души».
Здесь тоже философское восприятие мира поэтом-гражданином. Опять употребляется местоимение “мы” (первое лицо), то есть поэт не одинок. Не только на него “идёт охота”, не только он задыхается от удушья. Посылая SOS, лирический герой просит спасти души. Это главное для человека и поэта В.Высоцкого.
II группа
Вопросы
1. Чем вас поразили песни В.Высоцкого о войне? В чём их своеобразие?
2. Поделитесь своими впечатлениями о песне «Мы вращаем Землю».
3. Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения-песни «Он не вернулся из боя».
4. Подготовьте выразительное чтение и анализ стихотворения «Высота».
5. Поделитесь своими впечатлениями о стихотворении «Так случилось — мужчины ушли».
Ответы
№ 1–2. Высоцкий, зная о войне только по рассказам отца и его сослуживцев, смог как-то особенно донести до читателя правду о ней. Разгадка этого, с нашей точки зрения, в том, что сам поэт назвал свои песни о войне песнями-ассоциациями. Он как бы чувствовал, представлял всё то, что пережили отец, его товарищи по оружию. Тема прошедшей войны была очень дорога поэту, представлялась ему по-особенному значимой.
Ярким примером верности памяти фронтовых тружеников служит стихотворение «Мы вращаем Землю». Рефрен “От себя! От себя!” живо напоминает выкрик бурлаков в прославленной «Дубинушке» («Эх, дубинушка, ухнем!»). Солдаты предстают перед читателем как исполины, которые, наступая, распластались не просто по тверди, а по земле. Они отталкиваются “ногой от Урала”, чтобы по-иному повернуть ход событий, движение самой истории, чтобы отобрать “наши пяди и крохи”. Титанические усилия наших воинов исключительны: если не удастся подвинуть землю сапогами, помогают колени, локти, ступни. Наконец:
Землю тянем зубами за стебли —
На себя! На себя!
Оживают в памяти не только бурлаки, но и древние русские богатыри, античные титаны, благодаря усилиям которых держался небесный свод. Такой дерзкий масштаб выбрал Высоцкий, такую монументальность привнёс в свои стихи, что, думается, прав был критик Юрий Карякин, сказавший об этом стихотворении, что “оно достойно воинского салюта”.
№ 3. Хотя предыдущая песня была так высоко оценена критиками, сам поэт считал, что лучшая песня о войне — «Он не вернулся из боя». В ней заключён ответ на вопрос: почему поэт, не принимавший участия в войне, всё-таки пишет о ней, а точнее — не может не писать. Одна версия ответа на этот вопрос уже прозвучала. А вот ещё одна. В своих дневниках В.Высоцкий писал: “Война всегда будет нас волновать — это такая великая беда, которая на четыре года покрыла нашу Землю, и это никогда не будет забываться, и всегда к этому будут возвращаться все, кто в какой-то степени владеет пером”. Владимир Высоцкий отдаёт дань этому трудному времени своими песнями. Он считает, что писать песни о людях, которые воевали, — задача почётная. Поэт как бы “довоёвывет” в своих песнях.
(Чтение слов песни.)
№ 4. Песни о войне — это песни о настоящих людях, сильных, добрых и мужественных. В песнях раскрыта трагедия народа в годы военного лихолетья. Произведения эти и по содержанию, и по интонации обжигают силой, мощью и искренностью звучания.
(Чтение стихотворения «Высота».)
№ 5. Очень просто, незамысловато автор пишет о том, как осиротели дома без ушедших на фронт мужчин в стихотворении «Так случилось — мужчины ушли...». Но сколько скорби и боли в его словах... (Зачитать начало стихотворения.) Даже женскую правду о войне дано было прочувствовать Высоцкому.
Мы в высоких живём теремах —
Входа нет никому в эти зданья:
Одиночество и ожиданье
Вместо вас поселилось в домах.
Никто из прошедших войну не думал, что таким ситуациям суждено повториться в так называемое мирное время. В последний год своей жизни Высоцкий, находясь в Париже, узнал о вводе советских войск в Афганистан, он был глубоко потрясён и возмущён этим событием. Сложить песню об афганской войне он не успел, но его песни военной тематики были адресованы не только прошлому, но и будущему. Поэтому с новой силой они зазвучали на афганской земле в блиндажах наших солдат, а потом — в Чечне... (Звучит песня «Братские могилы».)
III группа
Вопросы
1. Прослушайте «Песню о друге». Определите, каков лирический герой произведений, посвящённых дружбе.
2. Какое место в творчестве Высоцкого занимают стихотворения о любви?
3. Прочитайте выразительно стихотворение-песню «Баллада о Любви».
4. Поставьте инсценировку «Интервью с Людмилой Владимировной Абрамовой».
5. Какие ещё стихотворения о любви вам хотелось бы прочитать?
Ответы
№ 1. Песни Высоцкого — это прежде всего песни настоящих людей. Людей из плоти и крови, на которых можно положиться, “как на себя самого”.
(Звучит «Песня о друге». Исполняется под гитару учащимися 11-го класса.)
Лирический герой его песни — мужественный, отважный, живёт для людей, готов, если это даже стоит ему жизни, прийти на помощь другу.
А вот Высоцкий, которого мы, к сожалению, мало знаем, человек, который только что казался пульсирующим сгустком нервов, вдруг заговорил трепетно и нежно.
№ 2–3. (Чтение наизусть стихотворения «Баллада о Любви».) В мире Высоцкого только любовь делает человека личностью. Женщина для него — предмет поклонения и ответственной заботы. В жизни Владимира Семёновича были две самые дорогие и любимые женщины — киноактриса Людмила Абрамова, мать его сыновей — Аркадия и Никиты, и Марина Влади, известная французская актриса русского происхождения, покорившая многих своей красотой и талантом.
№ 4. Сценка «Интервью с Людмилой Владимировной Абрамовой».
Журналистка. Людмила Владимировна, представляете ли Вы Владимира Семёновича шестидесятилетним?
Жена. Нет, конечно.
Журналистка. Почему?
Жена. Не тогда, так через неделю, месяц, год он всё равно сгорел бы. Таков накал его трагического темперамента. Лучше всех о Володе сказал Любимов — “шаровая молния”. Только молния мгновенна, а Володя был шаровой молнией все двадцать четыре часа в сутки. Буднично, каждый день, семь лет у меня под боком светила не электрическая лампочка, а шаровая молния.
Журналистка. Ваша артистическая карьера не состоялась. Немало женщин на Вашем месте чувствовали бы себя жертвой... Жалели бы себя, а не мужа.
Жена. Я его любила. Понимаете? Я любила. Как своих сыновей. Володя даже мне однажды сказал, что я отношусь к нему не как к мужу, а как к старшему сыну. Возможно, это мой недостаток, но я не разделяла Володю и сыновей... Я его любила...
Учитель. Марина Влади хотела, чтобы памятник на могиле В.Высоцкого на Ваганьковском кладбище был в виде метеорита, он должен был символизировать жизнь Высоцкого. Но так не случилось. Однако в 1985 году астрономы Крымской обсерватории назвали вновь открытую ими звезду между орбитами Марса и Юпитера «Владвысоцкий». И мне хочется, чтобы вы, глядя на звёзды, радовались от мысли, что среди этого множества планет в огромной галактике блуждает маленькая светящаяся точка, связанная с именем поэта, встреча с чьим творчеством произошла сегодня. Надеюсь, она будет толчком к более глубокому знакомству с творчеством Владимира Высоцкого.
(Звучит песня «Кони привередливые».)