Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2008

Я иду на урок

Романс в русской литературе XIX века

Романс в русской литературе XIX века

Я иду на урок: 10-й класс«Девушка с гитарой». Репродукция с картины Константина Коровина. 1911 г. Областной художественный музей. Кострома.

Наталья Вишнякова


Наталья Николаевна ВИШНЯКОВА — учитель русского языка и литературы. Живёт в Москве.

Романс в русской литературе XIX века

Литература второй половины XIX века — очень сложный для школьников период, требующий постоянного интеллектуального включения, подробного прочтения, навыков анализа и проведения культурных аналогий. Поэтому очень важно сразу же, в начале года, найти сквозные темы, общие для всех произведений этого периода: с одной стороны — знаки, по которым узнаётся эпоха, и с другой стороны — нечто сверх текста.

Таких тем может быть множество. Одна из них — русский романс, музыкальный жанр, необыкновенно популярный во всех социальных кругах второй половины XIX века. Кроме того, можно сказать, что романс — не только музыкальный жанр, но и литературный. Он достаточно прост и доступен, близок практически любому слушателю, но в то же время в этом жанре работали и самые прославленные композиторы, и самые известные поэты. Изучение романса, таким образом, — это прежде всего работа над преодолением культурных ограничений, с которыми невольно живёт школьник, поставленный в жёсткие временные рамки из-за насыщенности программы 10-го класса.

Литература, представленная ученику в бумажном виде, обязательно должна звучать. Во всех произведениях, которые мы читаем в 10-м классе, так или иначе запечатлены романсы самых разных жанров. Прежде всего поэты того времени (Тютчев, Фет, Григорьев, Полонский, Кольцов, Тургенев) — авторы известнейших романсов. «Утро туманное», «На заре ты её не буди», «Я встретил вас», «Цыганская венгерка» до сих пор в репертуаре.

Романс — это прежде всего выражение чувства. Романс в литературном произведении используется для усиления чувства, высказанного или не высказанного героем, для передачи особого настроения, не передаваемого словами. У Толстого в первом томе «Войны и мира» романс на стихи Д.А. Кавелина становится способом любовного объяснения, публичным высказыванием тайного: “По просьбе гостей молодые люди спели дуэт «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную песню:

В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть ещё на свете,
Кто думает и о тебе!..”

В «Дворянском гнезде» Тургенев, сам автор популярнейшего романса, делает романс своего рода лакмусовой бумажкой, проверкой на подлинность. Фальшивое звучание романса, сочинённого Паншиным, бросается в глаза. Таким образом, это ещё и искренний жанр, не способный жить во лжи.

У Н.С. Лескова в «Леди Макбет Мценского уезда» романс Я.Полонского, пропетый Сергеем Сонетке, является выражением чувств третьего лица, Катерины Львовны, и на самом деле адресован ей, подчёркивая демонстративность поступков Сергея. “С этими словами он, сейчас же обратясь к Сонетке, покрыл её своею полою и запел высоким фальцетом:

За окном в тени мелькает русая головка.
Ты не спишь, моё мученье, ты не спишь, плутовка.
Я полой тебя прикрою, так что не заметят.

При этих словах Сергей обнял Сонетку и громко поцеловал её при всей партии…

Катерина Львовна всё это видела и не видала: она шла совсем уж неживым человеком”.

Ф.М. Достоевский использует слова романса для выражения безвыходности и отчаяния, крайнего из крайних: “…Нас тотчас заметят: Лёня знает «Хуторок». Только всё «Хуторок» да «Хуторок», и все-то его поют! Мы должны спеть что-нибудь гораздо более благородное… Памяти, памяти у меня нет, я бы вспомнила! Не «Гусара же на саблю опираясь» петь в самом деле!..” И ещё более предельное, смертное отчаяние видим в таком фрагменте: “Наконец страшным, хриплым, надрывающимся голосом она начала, вскрикивая и задыхаясь на каждом слове, с видом какого-то возраставшего испуга:

В полдневный жар!.. в долине!.. Дагестана!..
С свинцом в груди!”

В «Бесприданнице» А.Н. Островского «Разуверение» Баратынского («Не искушай меня без нужды») становится поводом для откровенного проявления характеров героев.

Паратов. А вот посмотрим. Мы попросим хорошенько, на колени встанем.

Вожеватов. Это я сейчас, я человек гибкий.

Карандышев. Нет, нет, и не просите, нельзя; я запрещаю!

Огудалова. Что вы! Запрещайте тогда, когда будете иметь право, а теперь ещё погодите запрещать, рано.

Карандышев. Нет, нет! я положительно запрещаю.

Лариса. Вы запрещаете? Так я буду петь, господа”.

Даже «Casta diva» в «Обломове» И.А. Гончарова исполняется как романс, в камерной обстановке, для узкого круга знакомых людей.

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина музыкальных инструментов Muzline. В Muzline можно купить гитару любого типа и на любой вкус. Богатый ассортимент интернет магазина Muzline включает в себя акустические, классические и электро гитары, банджо и мандолины, звукосниматели, медиаторы, струны и многое другое. Удобный рубрикатор сайта позволит быстро найти подходящий товар, а доставка заказа по всей Украине и возможность безналичного расчета платежа позволят выгодно сэкономить Ваше время.

I. Предварительная работа

Конечно, не сразу стоит давать ученикам слушать романсы в классическом исполнении. Для начала нужно найти записи в современной обработке (их достаточно много), и только потом, когда учащиеся начнут ориентироваться в материале, их можно познакомить и с классикой жанра.

На этом этапе нужно сразу утвердить основной вид работы — письменное размышление (то есть настроить класс на стиль романса — размышление наедине с собой).

Темы письменных размышлений, этюдов

  • Почему романс стал настолько популярным жанром именно в России?
  • Основные темы русского романса.
  • Основные черты (способ исполнения, слушания и переживания) романса.
  • Основные образы.
  • Сочинения: «В романсе душа думает»; «Внутренняя мелодия русского романса» (авторы формулировок — ученицы 10-го класса Гюзель Сафина и Мария Губарева).

II. Введение в тему. Поиск материала

На данном этапе мы переходим от эмоционального восприятия к интеллектуальному. Для наглядности и систематизации собранного материала составляется таблица.

Определение жанра Среда применения Пример В каком произведении встречается, какого героя характеризует
       

Например:

“Жестокий” Повествует о страстной и несчастной любви. Характерны преувеличенные страдания, обращения к возлюбленному. Илья. Что будем петь, барышня?

Лариса. «Не искушай».

Илья (подстраивая гитару).

Вот третий голос надо! Ах, беда! Какой тенор был! От своей от глупости. (Поют в два голоса.)

Не искушай меня без нужды
Возвратом нежности твоей!
Разочарованному чужды
Все обольщенья прежних дней.

(Все различным образом выражают восторг. Паратов сидит, запустив руки в волоса.)

А.Н. Островский. «Бесприданница»

Можно предложить учащимся следующие определения жанров романса.

Классический романс — камерный лирический музыкальный жанр. Исполняется под аккомпанемент одного музыкального инструмента — гитары, фортепиано. Музыка для такого романса, как правило, принадлежит известному композитору (Чайковскому, Даргомыжскому, Рахманинову). (Пример: Ф.И. Тютчев. «Я встретил вас».)

Салонный — исполняется в камерной обстановке. Предназначен для приятного досуга. Призван пробуждать нежность, тихую радость, романтическую грусть. Часто избирает экзотические места действия и темы. Автором может быть любой человек данного круга. (Д.А. Кавелин. «В приятну ночь, при лунном свете…» — «Война и мир».)

“Жестокий” — как правило, исполняется под гитару. Повествует о страстной и несчастной любви. Характерны преувеличенные страдания, обращения к возлюбленному. Существенное отличие этого жанра от других — постоянное присутствие мотива самоотречения, жертвы, отказа от возможного счастья. (Е.А. Баратынский. «Разуверение» — «Бесприданница».)

Городской (городская песня) — так называемый наивный жанр. Характерны простота, отсутствие сложных художественных приёмов, иногда — некоторая неправильность языка. (Романсы на стихи Кольцова.)

Гусарский романс зародился в офицерской среде. Удаль, бесстрашие, любовь, война, “сабля, водка, конь гусарский”. (Романсы на стихи  Д.В. Давыдова.)

Цыганский — надрывность, перемена ритмов, убыстрение темпа к концу, экстаз, “отрыв”. Одна из основных тем: тоска по несбывшемуся и несбыточному. (А.А. Григорьев. «Цыганская венгерка».)

В XX веке появятся такие жанры, как эмигрантский, белогвардейский романс, рок-романс и так далее. Важно, чтобы у наших учеников не создавалось впечатления, что романс — это мёртвый язык музыки, вчерашний день, ведь он актуален и сейчас. Достаточно вспомнить рок-поэзию, в которой очень многие обращались к этому жанру.

III. Письменное исследование по теме

В середине года мы заканчиваем набирать материал и подводим предварительный итог этой работы по следующей схеме.

1. Вступительная статья на одну из тем письменных работ («В романсе душа думает»; «Внутренняя мелодия русского романса»).

2. Происхождение жанра, история жанра в России.

3. Основные темы и образы.

4. Исследование по конкретной тематике: «Любовь», «Разлука», «Воспоминание» и пр.

5. Описание конкретного вида романса (городской, салонный, жестокий, классический, цыганский, гусарский, городская песня).

6. Романс в произведениях русских писателей XIX века.

7. Заключение о личном переживании романса (на конкретном примере).

Сейчас самое время сходить на настоящий концерт, чтобы у учащихся появилась возможность услышать живое исполнение романса и почувствовать атмосферу таких концертов.

IV. Проектная работа

И, наконец, в конце года учащиеся предоставляют письменную работу — итог годового погружения. Содержание её собирается в течение всего года, чтобы не нагружать учащихся дополнительной работой в конце года.

Содержание проектной работы «Русский романс в литературе XIX века» (план)

Обязательные для выполнения пункты

1. Краткая история романса, значение слова, самые знаменитые романсы и исполнители.

2. Почему романс стал настолько популярным жанром именно в России? (Этюд.)

3. Основные темы русского романса.

4. Основные черты, способ исполнения.

5. Основные образы.

6. Классификация русского романса.

7. Новелла в стилистике определённого жанра.

При написании новеллы заданы только жанр, объём и текст определённого романса. Развитие темы полностью зависит от фантазии и личного восприятия ученика.

8. Романс в литературе XIX века (исследование).

9. Письменный анализ “своего” жанра.

Здесь более подробно рассматривается один из жанров, собирается вся полученная в течение года информация: основные черты, отличие от других жанров, собственная мелодия, известные исполнители, самые знаменитые романсы, их авторы.

Приветствуются разнообразные иллюстрации, оригинальное оформление работы и произведения, сочинённые по вдохновению и велению души.

Наталья Николаевна Вишнякова ,
учитель русского языка и литературы московской школы "Знак"
Рейтинг@Mail.ru