Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №15/2008

Я иду на урок

Играем со словом — постигаем слово

Играем со словом - постигаем слово

Я иду на урок: 5–7-й классы«Посиделки». Фрагмент белофонной росписи пермогорской прялки-“рассказа”. Архангельская область, Красноборский район, пристань Пермогорье, группа деревень Мокрая Едома. XIX век. Изображение с сайта http://www.bibliotekar.ru/ruswood/

Надежда ФЕДУЛОВА


Надежда Анатольевна ФЕДУЛОВА  — учитель русского языка и литературы школы № 40, г. Череповец, Вологодская область.

Играем со словом — постигаем слово

Наша школа долгое время работает по программе М.Б. Ладыгина, разработанной для классов с углублённым изучением литературы, гимназий и лицеев гуманитарного профиля. В логике программы нами разработана система внеклассных мероприятий по литературе, завершающих обучение определённых тем программы — своеобразных итоговых занятий. Их задача — развить творческие способности учащихся, обобщить изученный материал, воспитать интерес к предмету.

Начиная с 5-го класса, мы стремились к тому, чтобы каждое мероприятие не повторяло предыдущее даже по форме. Итогом работы стала такая система.

5-й класс

1. Праздник «Посиделки». (После изучения темы «Устное народное творчество».)

2. Литературная игра «Из действительности вырастают чудеснейшие сказки». (После изучения темы «Литературная сказка».)

3. КВН. (После изучения темы «Басня».)

4. Интеллектуальная игра «Малые эпические жанры — это интересно!» (После изучения темы «Рассказ (новелла). Литературный очерк».)

5. Спектакль по пьесе Т.Г. Габбе «Город мастеров». (После изучения темы «Театр и драма»).

6-й класс

1. Путешествие «Цель художества есть идеал, а не нравоучение». (После изучения темы «Взаимодействие фольклора и литературы».)

2. «Сказание о богатырях». (После изучения темы «Былины».)

3. Игра «Счастливый случай». (После изучения темы «Творчество Н.В. Гоголя».)

4. Композиция «В горнице моей светло». (После изучения темы «Художественный мир стихотворения».)

7-й класс

1. Интеллектуальная игра «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся». (После темы «Мир и человек в литературе Древней Руси и русской литературе XVIII–XIX веков».)

2. Игра «Литературная рулетка». (После изучения комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

3. Викторина по «Повестям Белкина». (После изучения темы «Творчество Пушкина».)

4. Литературно-музыкальная композиция «В салоне Зинаиды Волконской». (После изучения темы «Понятие о лирическом герое произведения».)

Работая над итоговыми мероприятиями, мы определили некоторые организационные и методические принципы их подготовки и проведения.

1. Работа должна строиться на добровольных началах.

2. В подготовке к ним должен принять участие каждый ученик класса (кто-то занят в инсценировках, кто-то выразительно читает стихотворение, кто-то готовит иллюстрации, кто-то делает декорации).

3. Мероприятие должно стать праздником, поэтому к нему нужно готовиться тщательно (особенно к первому итоговому занятию), чтобы ситуация успеха явилась мотивом к новой творческой деятельности.

4. При подготовке к интеллектуальной игре учитель должен проследить за тем, чтобы силы команд были примерно равны, чтобы в каждой команде были и “продвинутые”, и слабые учащиеся.

5. Учитель знакомит учащихся с основными этапами подготовки к интеллектуальной игре: школьники должны внимательно перечитать произведение, познакомиться с критической литературой, выбрать фрагменты для инсценирования и иллюстрирования.

6. Внеклассное мероприятие в форме игры можно проводить как между командами одного класса, так и между классами.

Такие итоговые занятия приносят детям радость уже самим процессом общения с одноклассниками. Особенно сильные чувства у ребят возникают тогда, когда творчество друзей позволяет по-новому взглянуть на изученные произведения. Кроме того, их привлекает возможность сотрудничества с педагогом.

В качестве примера приведём сценарий занятия для 7-го класса «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся».

Вступительное слово

Художественная литература, может быть, самое загадочное из искусств. Главная загадка: а что, собственно, делает литературу искусством? В повседневной жизни не пишут картин, не ваяют статуй, не сочиняют симфоний. Но в разговоре о погоде, в маминой записке “Не забудь позавтракать”, в условии математической задачи используется тот же самый язык, из которого Пушкин сотворил роман в стихах «Евгений Онегин», а Лермонтов — «Песню про купца Калашникова». Да, слова те же или почти те же. Секрет, видимо, в том, как они используются. И сегодня, пытаясь ответить на этот вопрос, мы в центр разговора ставим слово.

Всему название дано — и зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что может видеть глаз — над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас, — означено словами.
Они слышны и здесь, и там, на улице и дома:
Одно давно привычно нам, другое незнакомо.
Язык и стар, и вечно нов, и это так прекрасно —
В огромном мире этих слов купаться ежечасно.

(А.Шибаев)

Ход игры

Перед вами магический квадрат, в центре которого записано слово-ключ.

         
         

С

Л

О

В

О

         
         

I      II   III   IV   V

Класс разбит на две команды. Победит та из них, которая во время игры наберёт больше баллов.

Чтобы получить баллы, нужно добавлять в квадрат по одной букве (как при игре в “балду”), чтобы получались новые слова. Если буква записывается в первый вертикальный столбик, то это 1-я дорожка магического квадрата — вопрос на знание биографии писателей. 2-я дорожка — это вопрос по теории литературы, 3-я дорожка — инсценировка, 4-я дорожка — вопрос по зарубежной литературе, 5-я дорожка  вопрос по русской литературе.

Стоимость вопроса — 10 баллов — умножается на количество букв в придуманном вами слове. Например, если команда добавила в 5-ю колонку букву “Р” и получила слово ВОР, то это означает, что им придётся отвечать на вопрос по русской литературе, а в случае правильного ответа команда получит 30 баллов. Итак, начинаем!

Всем давным-давно известно:
Это очень интересно —
Со словами поиграть,
Их слагать и разлагать.
Слово требует вниманья,
Что ж, начнём соревнованье.
К бою трудному готовы.
Мы на старте. Здравствуй, слово!

Разыгрываем право первого хода. Кто последним назовёт пословицу о слове, тот и ходит.

Первая дорожка (вопросы на знание биографии писателей)

1. Перед вами репродукция картины художника. Какое отражение в творчестве Пушкина нашло его путешествие в Бахчисарай? Назовите произведения, созданные в это время.

(“Южные”, “байронические” поэмы: «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы».)

2. В какой период жизни Мигеля де Сервантеса был создан его роман «Дон Кихот»?

(1597 год; Сервантес находился в Севильской Королевской тюрьме.)

3. Назовите настоящую фамилию писателя, который в историю литературы вошёл как Мольер.

(Жан Батист Поклен.)

4. О каком русском писателе скорбит автор Ипатьевской летописи: “Он же просвети русскую землю, аки солнце лучи пущая, он же братолюбец и добрый страдалец за русскую землю”? Как назывался его главный литературный труд?

(Эти слова сказаны о Владимире Мономахе — великом киевском князе, жившем в 1053–1125 годах. Он написал «Поучение отрокам».)

Вторая дорожка (вопросы по теории литературы)

1. Кто такой “протагонист”?

(Персонаж, чья судьба в первую очередь интересует автора произведения, так как он в наибольшей степени отвечает представлениям автора о том, как следует вести себя человеку в той или иной ситуации.)

2. Что такое “диалектика души”?

(Изображение в литературе человеческого характера как проявления внутренних психологических противоречий между желаемым и возможным, материальными потребностями и духовными принципами, причём сами противоречия оказываются основой развития характера.)

3. Что такое “интерьер”?

(Это описание внутреннего убранства дома или другого помещения, которое характеризует обитателей этого жилища либо поясняет события, которые должны произойти в данном помещении.)

4. Что такое “конфликт”?

(Это противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведении действующими лицами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера.)

Третья дорожка — команды показывают инсценировку фрагментов изученных произведений.

Четвёртая дорожка (вопросы по произведениям зарубежной литературы)

1. Объясните символический смысл превращения Томаса Родаха в Видриеру в произведении Сервантеса.

(Видриера — человек-стекло. Сервантес говорит о том, как хрупок и не защищён каждый человек; нужно много внимания и любви к человеку, чтобы он остался самим собой.)

2. Какой конфликт лежит в основе комедии Ж.Б. Мольера «Брак по принуждению»?

(Комический конфликт: несоответствие, противопоставление между внешним проявлением и внутренним содержанием изображаемого.)

3. Какая художественная деталь особенно важна в портретных характеристиках Риверы?

(Глаза; в них горел холодный огонь, “глаза как раскалённые свёрла”.)

4. Докажите, что произведение Даниеля Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» — это просветительский роман.

(Источником его являются эссе, путевые заметки о приключениях Александра Селькирка, который 4 года и 4 месяца провёл на острове в Тихом океане. Главный герой — человек, способный справиться с любыми трудностями. Автор проповедует культ разума, для него характерно критическое изображение современной ему Англии, стремление к эксперименту. У Дефо предметом эксперимента стал человек. Произведение звучит оптимистично.)

Пятая дорожка (вопросы по русской литературе)

1. Чем сатирическая «Повесть о Шемякином суде» близка устному народному творчеству?

(Главный герой похож на Ивана-дурачка, сама повесть создана на основе старинной сказки.)

2. Прошло восемь с половиной веков после написания «Поучения» Мономаха. Какие принципы христианской морали проповедует Мономах?

(Мономах призывает заботиться о ближних, жить честно, по справедливости.)

3. Докажите, что в центре новеллы Ореста Михайловича Сомова «Русалка» — противоречивый человеческий характер.

(Горпинка искренне любит польского пана, желая сохранить его любовь, она обращается к колдуну. Противоречие между стремлением к желаемому счастью и способом его достижения составляет основу её характера.)

4. Как проявляется в поэме Пушкина «Цыганы» тематический параллелизм? Какова его роль?

(Поэт рисует две истории любви: Алеко и Земфиры, старого цыгана и Мариулы. Герои оказались в сходных жизненных ситуациях, но ведут себя по-разному.)

Подведение итогов игры.

Надежда Федулова
Рейтинг@Mail.ru