Я иду на урок
О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
Я иду на урок: 11-й класс
Наталья СИБИРКИНА
Наталья Олеговна СИБИРКИНА — учитель русского языка и литературы, г. Сергиев Посад, Московская область.
О стихотворении Николая Заболоцкого «Журавли»
Перед вами фрагмент большого урока, посвящённого лирике Жуковского и Заболоцкого. Он проходил в форме диалога исследовательских групп. Здесь обобщены материалы группы, исследовавшей стихотворение «Журавли».
Ученик 1. Это стихотворение создано поэтом в 1957 году. Какой прекрасной и величественной предстаёт летящая журавлиная стая благодаря эмоционально окрашенным эпитетам: утопая в небе, длинным треугольником, серебряные крылья, широкий небосвод. Возникает чувство свободы, простора, красоты. И вместе с тем это красота хрупкая: об этом говорит эпитет немногочисленный. Журавлям приданы человеческие черты — стая названа народом, у них есть отеческая земля — это олицетворение, подтверждающее единство всего живого на земле.
В третьей строфе, построенной на антитезе, появляется чувство тревоги: “...блеснуло // Озеро, прозрачное насквозь, // Чёрное зияющее дуло...” В словах возникает более общее значение: это столкновение света и тьмы, добра и зла, жизни и смерти. Луч огня, быстрый пламень — эти слова-образы позволяют наглядно представить себе происшедшее и передать внезапность трагедии. А журавль изображён посредством перифраза: частица дивного величья. Благодаря этому тропу, созданному из высоких, поэтических, открыто эмоциональных слов, мы понимаем, что погибла не просто птица, каких много, а уникальная частица дивной и великой природы — и это заставляет почувствовать горечь и невосполнимость утраты.
Сравните, как звучат первые строки: “Вылетев из Африки в апреле...” Здесь всего три ударения, и речь течёт плавно, замедленно. А вот другая строка: “Луч огня ударил в сердце птичье...” — здесь все нечётные слоги ударные, их оказывается пять, и поэтому стих звучит жёстко, резко. Изменение ритма при сохранении размера помогает подчеркнуть антитезу и таким образом передаёт мысль: гибель журавля — катастрофа для всего мира, ведь погибла красота!
Ученик 2. По-разному построены предложения в этих строфах. В первой строфе предложение начинается с второстепенных членов, главные члены появятся только в его конце, отчего мысль развёртывается постепенно. В третьей строфе предложение начинается сразу с главных членов, и это придаёт речи жёсткость. Изменение ритма и структуры предложений только помогают передать мысль, заставляют читателя обратить внимание на главное — на противопоставление значений слов, которые определённым образом организованы синтаксисом и стихом для усиления контраста.
Дальше — опять антитеза: смерть вожака — жизнь журавлиной стаи. Главное слово здесь — горе, звуки его повторяются в других словах: огромных, горестному, вторая, и этот повтор усиливает значение открыто эмоционального слова. Однако, несмотря на горе, жизнь продолжается, об этом говорит энергичное и эмоциональное слово рванулись, противопоставленное словам с отрицательной эмоцией. Поэт утверждает: жизнь сильнее смерти, есть вечные ценности, неподвластные смерти. Уходящие передают новым поколениям бессмертные чувства: “Гордый дух, высокое стремленье, // Волю непреклонную к борьбе”.
Ученик 3. Не только тропы, но и слова в прямом значении приобретают предельную значимость. Журавли — это не просто птицы, это образ красоты и величья. Глагол обрушить не утратил своего прямого значения, но стал ещё обозначать внезапную гибель чего-то очень значительного и неповторимого. Прилагательное холодную (волну) обозначает холод апрельской воды, но ещё говорит о холоде смерти. Так слова изображают картину и вместе с тем переносят нас к мыслям о жизни и смерти, о бессмертии гордого духа.
Поэт утверждает, что такое бессмертие есть. Рассмотрим последнюю строфу. Нельзя не заметить, как внезапно после описания гибели, окрашенной трагической эмоцией в двух первых строках, вдруг возникает светлое чувство. Смена настроения передаётся прежде всего лексикой, но не менее важны и фонетические средства, звучание слов, аллитерация.
Ученик 4. Очень выразительна метафора в рубашке из металла, будто на вожака надели металлическую рубашку, так сковала его смерть. Слова погружался медленно тоже открыто эмоциональны. Здесь очевидна роль аллитерации: вожак — в рубашке — погружался; металла — медленно — на дно — эти повторы делают речь затруднённой, замедленной.
А в двух последних строках эмоциональная окраска слов светлеет, и это подчёркнуто их звучанием, непохожим на звуки предыдущих строк: зря образовала золотого (здесь г звучит как в) зарева, к тому же большинство ударных гласных — а.
Это не означает, что сами по себе звуки несут в себе светлую или тёмную эмоцию, всё дело в контрасте звучания двух первых и двух последних строк. Именно контраст звучания усиливает противопоставление слов. Антитеза подчёркивает возникшее в словах новое значение — утверждение бессмертия тех высоких духовных ценностей, о которых говорилось в предыдущей строфе.