Я иду на урок
Вопросы и занятия по творчеству Гумилёва. Фрагменты из учебной хрестоматии
Я иду на урок: 11-й класс
Мстислав Шутан
Вопросы и задания по творчеству Гумилёва
Фрагменты из учебной хрестоматии
1. А.А. Ахматова писала о своём образе в гумилёвских стихах: “Я так привыкла видеть себя в этих волшебных зеркалах и с головой гиены, и Евой, и Лилит, и девочкой, влюблённой в дьявола, и царицей беззаконий, и живой, и мёртвой, но всегда чужой”. Соотнесите эти слова А.А. Ахматовой со стихотворениями Н.С. Гумилёва «Царица», «Из логова змиева», «Она».
2. Прочитайте следующие фрагменты.
“В апреле 1910 г. они венчались. По воспоминаниям Ахматовой, свадьба была не началом, а концом отношений — или, вернее, началом конца <…> Гумилёв исповедовал идеал мужественного служения долгу. Его всегда привлекало «солнечное», дневное начало (солнце один из главных образов в его поэзии). Ахматова, с её настроенностью на психологизм, не принимала его увлечения экзотикой и героикой. Она придавала огромное значение своей внутренней, душевной жизни, каждому её излому; была всегда замкнута и печальна — тогда как Гумилёв рвался навстречу жизни, везде искал радости и новизны” (Д.Быков).
“Соединение под одной крышей двух таких самобытных и сильных поэтов, как Гумилёв и Ахматова, не сулило мирного уюта. Тут интересно вспомнить поздние автобиографические наброски Анны Андреевны, где она говорит о своём чтении в ранней юности романов Кнута Гамсуна. Характерно, что «Пан», где описана воинственная любовь двух гордых и сильных людей, нравился ей уже тогда больше, чем «Виктория», эта поэма о чистой взаимной любви, разбитой внешними препятствиями. Уже тогда она говорила в своих стихах о «пытке сильных — огненном недуге», о «страсти, раскалённой добела» (в черновике — о «бешенстве тоскующего зла»)” (Э.Г. Герштейн).
Затем прочитайте стихотворения Н.С. Гумилёва, отражающие его отношения с А.А. Ахматовой.
* * *
Ты помнишь дворец великанов,
В бассейне серебряных рыб,
Аллеи высоких платанов
И башни из каменных глыб?
Как конь золотистый у башен,
Играя, вставал на дыбы
И белый чепрак был украшен
Узорами тонкой резьбы?
Ты помнишь, у облачных впадин
С тобою нашли мы карниз,
Где звёзды,
как горсть виноградин,
Стремительно падали вниз.
Теперь, о скажи, не бледнея,
Теперь мы с тобою не те,
Быть может, сильней и смелее.
Но только чужие мечте.
У нас как точёные руки,
Красивы у нас имена,
Но мёртвой, томительной скуке
Душа навсегда отдана.
И мы до сих пор не забыли,
Хоть нам и дано забывать,
То время, когда мы любили.
Когда мы умели летать.
Это было не раз
Это было не раз, это будет не раз
В нашей битве, глухой и упорной:
Как всегда, от меня ты теперь отреклась,
Завтра, знаю, вернёшься покорной.
Но зато не дивись, мой враждующий друг,
Враг мой, схваченный тёмной любовью,
Если стоны любви будут стонами мук,
Поцелуи — окрашены кровью.Из лирического цикла «Беатриче»
Пощади, не довольно ли жалящей боли,
Тёмной пытки отчаянья, пытки стыда!
Я оставил соблазн роковых своеволий,
Усмирённый, покорный, я твой навсегда.
Слишком долго мы были затеряны в безднах.
Волны-звери, подняв свой мерцающий горб,
Нас крутили и били в объятьях железных
И бросали на скалы, где пряталась скорбь.
Но теперь, словно белые кони от битвы,
Улетают клочки грозовых облаков.
Если хочешь, мы выйдем для общей молитвы
На хрустящий песок золотых островов.
Рассмотрите эти стихотворения как лирический цикл. Для этого ответьте на вопросы: 1) Какие картины прошлого предстают перед нами? 2) Как соотнесены с прошлым настоящее и будущее? 3) Можно ли поставить эпиграфом к циклу стихотворение Ф.И. Тютчева «Предопределение»?
3. Прочитайте следующие прозаические фрагменты, а затем стихотворение Гумилёва «Утешение».
“В жизни Коли было много увлечений. Но самой возвышенной и глубокой его любовью была любовь к Маше [Кузьминой-Караваевой] <…> Маша с первого взгляда произвела на поэта неизгладимое впечатление. Это была высокая тоненькая блондинка с большими грустными голубыми глазами, очень женственная <…> Как-то раз Маша ему откровенно сказала, что не вправе кого-либо полюбить и связать, так как она давно больна и чувствует, что ей недолго осталось жить. Это тяжело подействовало на поэта <…> Осенью, прощаясь с Машей, он ей прошептал: «Машенька, я никогда не думал, что можно так любить и грустить»” (А.А. Гумилёва).
“Как и «роман» с Ахматовой, «караваевская история» 1911 года оставила значительный след в творчестве Гумилёва <…> Кажется, что здесь впервые в гумилёвском творчестве явился «софийный» свет, характерный для лирики поэта в последние годы” (Ю.В. Зобнин).
Утешение
Кто лежит в могиле —
Слышит дивный звон,
Самых белых лилий
Чует запах он.
то лежит в могиле —
Видит вечный свет,
Серафимских крылий
Переливный снег.
Да, ты умираешь,
Руки холодны,
И сама не знаешь
Неземной весны.
Но идёшь ты к раю
По моей мольбе.
Это так, я знаю,
Я клянусь тебе.
Выполните следующие задания.
1) Как соотнесены в стихотворении образы земной и небесной жизни?
2) Выявите ритмические особенности стихотворения; мотивируйте их.
3) Сопоставьте отношение лирического героя к своей возлюбленной в “ахматовском” и “караваевском” циклах.
4) Можно ли отнести стихотворение, написанное поэтом в 1918 году, к символистской лирике?
4. Прочитайте следующий фрагмент:
“В поэзии и драмах Гумилёва единый «мифологический» прообраз, своего рода структурная матрица, с которой можно соотносить большинство авторских текстов. Её строение таково: человек рождается (и возрождается), чтобы войти в земную действительность, которая временно может удовлетворять его плотские желания, но никогда — дух. Последний осознаёт, что его истинное прибежище — это астральный мир, сверхмир, потусторонность. Земля когда-то была частью сверхмира, но теперь связь порвана. Поэтому человек, а с ним всё человечество, — «чужестранец» в этом мире, блудный сын, который найдёт спасение, только вернувшись к собственному Отцу. Такой возврат всегда возможен через врата смерти. Но не всегда человек достигает готовности к этому возврату в пределах собственной жизни. Отсюда — потребность в перевоплощении. Готовность к возврату приобретается в результате исчерпывающего познания тленности материального мира. Это познание освобождает от материальной зависимости и приоткрывает перед человеком путь к его духовному обиталищу. Но в пустыне жизни есть много «оазисов», и одарённый чувством человек может легко сбиться с пути, забыв, что есть на свете «огненный столп», который может указать выход из пустыни, помочь ему вернуться в Землю Обетованную потустороннего мира.
<…> «Возвращение» — вот ключевое слово в поэзии Гумилёва. Земля может вернуться в Сверхмир, Адам обретает свой Эдем, блудный сын возвращается в Отчий дом. Возвращение принадлежит будущему. Поэтому поэт благоговеет перед прошлым, презирает настоящее и надеется на будущее, которое сулит восстановление прошлого на высшем уровне бытия” (И.Делич; перевод с английского А.В. Панкова).
Опираясь на прочитанное, раскройте мистический смысл символа дороги в стихотворении 1912 года «Вечное».
Я в коридоре дней сомкнутых,
Где даже небо тяжкий гнёт,
Смотрю в века, живу в минутах,
Но жду Субботы из Суббот:
Конца тревогам и удачам,
Слепым блужданиям души…
О день, когда я буду зрячим
И странно знающим, спеши!
Я душу обрету иную,
Всё, что дразнило, уловя.
Благословлю я золотую
Дорогу к солнцу от червя.
И тот, кто шёл со мною рядом
В громах и кроткой тишине;
Кто был жесток к моим усладам
И ясно милостив к вине,
Учил молчать, учил бороться,
Всей древней мудрости земли, —
Положит посох, обернётся
И скажет просто: “Мы пришли”.
Покажите связь гумилёвского мифа с картиной мира, созданной Лермонтовым в стихотворении «Ангел».
5. Прочитайте стихотворение Гумилёва «Заблудившийся трамвай».
1) Вставьте в указанные места статьи Вяч. Вс. Иванова цитаты из стихотворения Н.С. Гумилёва.
Стихотворение Гумилёва начинается на “улице незнакомой”, откуда трамвай “по трём мостам” уносит поэта “через Неву, через Нил и Сену” после того, как едущие на нём “обогнули стену” и “проскочили сквозь рощу пальм”. Смещение и соединение всех земных мест, когда-либо увиденных поэтом, сопровождается таким же смещением времён: стихотворение оттого и называется «Заблудившийся трамвай», что трамвай в нём “заблудился в бездне времён”. <…>
Лучше всего это смещение пространственно-временных представлений видно в строфе «Заблудившегося трамвая», где возникают события недавнего прошлого: ЦИТАТА.
Ещё заметнее смещение и временных, и причинно-следственных отношений в конце стихотворения, где автор и его любимая неожиданно переносятся в XVIII век: ЦИТАТА.
На вопрос: “Где я?” — сердце поэта отвечает переиначенной ссылкой на поиски Индии Духа у немецких романтиков, Шлегеля и Гейне (вспомним вопрос последнего: “Мы искали Индию физическую и нашли Америку; теперь мы ищем духовную Индию, и что мы найдём?”) ЦИТАТА.
Две строфы, следующие за этим вопросом, относятся не к прошлому, а к будущему. Они представляют собой мрачное <…> метафорическое предвидение смерти поэта: ЦИТАТА.
<…> Предвидение собственной смерти в «Заблудившемся трамвае», где он сам собирается отслужить в Исаакиевском соборе панихиду по себе, сопровождается удивительным открытием: ЦИТАТА.
<…> Предвидение будущего, не пугающее, а мобилизующее, создающее все условия для выбора. Как в одном из самых известных ранних стихотворений Гумилёва «Выбор», человек свободен потому, что у него остаётся
…несравненное право —
Самому выбирать свою смерть.
“Своя смерть” — сочетание, в русском и других родственных ему языках (славянских, балтийских, иранских) уходящее корнями в доисторическое прошлое. У некоторых больших писателей XX века, в том числе у Андре Мальро, во многом близкого Гумилёву в своей поэтике воинского мужества и жертвенного героизма и в своей тяге к Востоку, как и у одного из великих символистов — Рильке, тема “своей смерти” старого дворянина была главным, что он запомнил о своём родственнике. Это и отличало жизнь в прошлом от того Парижа начала века, где жил и сам Рильке, и его герой. В современном городе — массовая фабрика смертей, в прошлом умирали индивидуально, сохраняя своё личное достоинство.
2) Закончите следующее высказывание Л.Аллена: “Снова он оказывается под покровительством «Музы дальних странствий», и, конечно, ожидается, что по всем природным данным его душа «мореплавателя и стрелка» таит восторг и счастье. Но получается как раз обратное. Сухой перечень этапов путешествия вызывает, кроме впечатления хаотичного нагромождения, ещё…”
3) Ю.В. Зобнин утверждает, что Машенька в гумилёвском стихотворении — это М.А. Кузьмина-Караваева, о которой мы уже читали. Притом исследователь считает, что в «Заблудившемся трамвае» переплелись судьбы Гумилёва и Машеньки, Державина и его жены Екатерины Яковлевны: “24 декабря 1911 года Гумилёв провожал Машу в Сан-Ремо; казалось, ничто не предвещало трагедии.
Но ты снегу улыбнёшься,
Ты на льду не подскользнёшься,
Принесут тебе письмо
С надушённою подкладкой,
А на нём сияет сладкий,
Милый штемпель — Сан-Ремо.
Письмо, о котором мечтал поэт, так и не пришло. 29 декабря 1911 года Машенька Кузьмина-Караваева, приехав в Сан-Ремо, умерла от чахотки. <…>
После того как в 1788 году противники Державина спровоцировали скандал в доме тамбовского председателя гражданской палаты Чичерина, Екатерина Яковлевна, вовлечённая интригами в конфликт, от полученного потрясения занемогла — здоровье её уже к тому времени было расшатано «нездоровым климатом» Тамбова, и достаточно было толчка, чтобы процесс начал развиваться необратимо. После опалы и суда по ложному обвинению в злоупотреблениях Державин был вновь приближен ко двору. Поэтому он часто отлучался из Петербурга в Царское Село — «представляться императрице»”. Почему поэт соотносит свою жизненную трагедию с жизненной трагедией Г.Р. Державина, тяжело переживавшего смерть своей жены?
4) И.Делич писал о гумилёвском стихотворении следующее: “Поэт вновь открывает для себя, что противоречия бытия невозможно разрешить «здесь» — только «там»”. Может ли, по-вашему, с этим утверждением согласиться Вяч. Вс. Иванов? Аргументируйте свою точку зрения.