События и встречи
Диалог с Достоевским
События и встречи
Диалог с Достоевским
Два дня неожиданной апрельской жары (28–30 апреля) совпали в этом году с традиционными X Юношескими чтениями «Произведения Достоевского в восприятии читателей XXI века». Сотрудники Дома-музея Ф.М. Достоевского в г. Старая Русса Наталья Анатольевна Костина, Вера Ивановна Богданова, Наталья Дмитриевна Шмелёва, как всегда, гостеприимно и по-домашнему тепло встретили участников чтений. С напутственным словом на открытии чтений выступил благочинный Старорусского епархиального округа протоиерей о. Амвросий. Среди гостей чтений были П.П. Федосов, представитель фонда «Центр национальной славы», при финансовой поддержке которого проводятся чтения на протяжении последних трёх лет, заведующая кафедрой теории и методики общего образования НРЦРО, доктор филологических наук С.Л. Каганович. В чтениях приняли участие школьники из Великого Новгорода, Старой Руссы, Холма, посёлка Пола Новгородской области, а также города Пушкин Ленинградской области.
Первый день чтений был посвящён роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он начался с доклада учащихся математического класса МОУ СОШ «Лицей» Дмитрия Калясина, Егора Лисакова (Великий Новгород), которые представили вычисленную ими в ходе исследования романа формулу соотношения социальных норм и чувств. При всей неоднозначности подобного исследования, поразила глубина прочтения текста, читательский задор. Надо отметить, что доклады математиков на конференции все были эмоциональны и вызывали споры участников. Как правильно заметила Татьяна Александровна Касаткина, научный руководитель чтений, интересно слушать только то, что было интересно писать. Судя по непосредственной реакции слушателей, многие докладчики не только с интересом читали произведения Ф.М. Достоевского, глубоко и вдумчиво исследовали тексты писателя, но и испытывали удовольствие во время работы над своими докладами. Впервые с докладами выступили и учителя. Большой интерес вызвал доклад М.В. Лебедевой о «Египетских ночах» А.С. Пушкина и «Белых ночах» Ф.М. Достоевского.
По итогам двух дней работы были выбраны пять докладов для XXXIII Международных старорусских чтений «Достоевский и современность», прошедших в мае 2008 года в НКЦ Дома-музея Достоевского.
1. Шакшина Дарья (Великий Новгород). Курсив в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
2. Шанаев Александр (п. Пола). Мотивы иконы «Страшный Суд» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
3. Петрова Тамара (Старая Русса). Тема греха в исповеди Мармеладова.
4. Алькина Инна (г. Холм). История падения души человеческой в романе Ф.М. Достоевского «Неточка Незванова».
5. Сергеева Анастасия (Великий Новгород). Мотив игры в романе Ф.М. Достоевского «Игрок».
Значительно расширился в этом году круг экспертов. Это сделало более живым и заинтересованным обсуждение докладов. В состав экспертного совета вошли: Татьяна Александровна Касаткина — ведущий научный сотрудник, председатель Комиссии по изучению творчества Ф.М. Достоевского при ИМЛИ РАН, доктор филологических наук (Москва); Ирина Николаевна Евлампиева — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ п. Пола Новгородской обл., заслуженный учитель РФ (п. Пола Новгородской обл.); Дмитрий Андреевич Достоевский — правнук писателя, сотрудник Литературно-мемориального музея Достоевского в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербург); Анна Леонидовна Гумерова — кандидат филологических наук преподаватель Государственной академии славянской культуры (Москва); Арина Борисовна Кузнецова — переводчик с французского, философ, докторант Сорбонны (Париж, Санкт-Петербург); Наталья Владимировна Шварц — сотрудник Литературно-мемориального музея Достоевского в Санкт-Петербурге, секретарь Российского общества Достоевского (Санкт-Петербург); Николай Николаевич Подосокорский — историк, ассистент кафедры зарубежной литературы НовГУ, аспирант НовГУ (Великий Новгород).
Эксперты уже второй год не только обсуждали и оценивали выступления школьников, но и сами выступали с докладами. Это создавало неповторимую атмосферу диалога людей, имеющих одинаковое право на слово и вопрос. Причём диалог возникал не только непосредственно с аудиторией, но и с докладами на предыдущих чтениях. Таким образом создавалось единое познавательное пространство. Примером такого диалога могут послужить два доклада: «Роман “Братья Карамазовы” как педагогическая поэма» И.Н. Евлампиевой и «Отцы и учители…» Т.А. Касаткиной. В этих докладах не только и не столько размышления о «Братьях Карамазовых», но и, как это часто бывает в работах о творчестве Ф.М. Достоевского, размышления о нас, о том, чем и как мы занимаемся всю жизнь.Впрочем, не только мы.