Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 9-й класс

Алла Бабанова,
Ольга Маевская


Алла Борисовна БАБАНОВА — учитель музыки НОУ СОШ Образовательный центр ОАО «Газпром».

Ольга Станиславовна МАЕВСКАЯ — учитель литературы НОУ СОШ Образовательный центр ОАО «Газпром».

«Евгений Онегин»: от романа к опере и обратно

В марте 1877 года композитор Пётр Ильич Чайковский гостит у певицы Лавровской, которая даёт ему идею написать либретто к опере по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Чайковский, поражённый этой мыслью, заявляет, что «Онегин» — “святая книга”, к которой он и во сне не осмелился бы прикоснуться. Но вскоре план новой оперы начинает занимать его мысли и ночью и днём, и Чайковский, используя текст Пушкина, сам пишет либретто. (Либретто — литературный текст оперы, её основа.) В 1881 году оперу ставят в Москве, в Большом театре, силами студентов Московской консерватории. Композитор настаивал на том, чтобы арии героев Пушкина исполняли молодые, начинающие певцы.

Роман Пушкина начинается со вступления, в котором поэт знакомит нас со своим героем. В опере тоже есть вступление — это увертюра, что значит “открытие” в переводе с французского.

Прослушивание увертюры к опере.

— Чья же это музыкальная характеристика?

(Это первая музыкальная характеристика Татьяны.)

— Чем объяснить тот факт, что героиней увертюры у Чайковского является Татьяна, а не Онегин?

(Для композитора, как и для многих читателей и критиков романа, именно Татьяна является главной героиней произведения.)

— Вспомните, какой рисует свою героиню Пушкин?

(Простой, мечтательной, поэтичной, с глубоким внутренним миром, богатым воображением, одинокой.)

— Какой предстаёт Татьяна в музыке, что в её характере подчёркивает музыка?

(Она грустит, её тема звучит в миноре, неторопливо, спокойно, плавно, в музыке часты остановки, в ней слышатся паузы, вздохи.)

— Мы увидели, как создаётся образ нашей героини в поэзии и музыке. Сейчас посмотрим фрагмент фильма1. Скажите, как режиссёр средствами кино показывает Татьяну?

Просмотр фрагмента фильма (начало).

(Татьяна показана на фоне природы, с книгой в руках, она одиноко бродит, её лицо и глаза грустные, мечтательные, задумчивые.)

— Если вновь обратиться к строкам романа Пушкина и перечитать поэтическое описание героини, то можно заметить, что оно довольно объёмно. А в музыке Чайковского о том же самом сказано более сжато, кратко. Почему?

(Музыкальная интонация о многом говорит без слов, одним своим звучанием музыка способна выразить тончайшие оттенки чувств.)

После встречи с Онегиным девушка влюбляется и пишет письмо своему избраннику, рассказывая о вспыхнувших чувствах. Перечитаем ещё раз «Письмо Татьяны к Онегину». Как Пушкин передаёт состояние своей героини, совершившей с точки зрения нравственных норм того времени столь неприличный поступок? Об этом замечательно пишет Н.Долинина: “Оно (письмо) всё — порыв, смятение, страсть, тоска, мечта… Начав письмо спокойно, она (Татьяна) через несколько строк сбивается на другой тон — взволнованный, страстный… Татьяна заменяет пустое «вы» сердечным «ты», сама не замечая этого, потому что она полна своей любовью, своей печалью, своей надеждой... В концовке письма Татьяны он (Пушкин) три строчки из четырёх заключает многоточиями, и мы чувствуем смятение героини, мучительную смену тоски и надежды… И снова возникает это «вы» — как и в начале, неудавшаяся попытка сохранить спокойный, вежливый тон”2.

И в романе Пушкина, и в опере Чайковского этой сцене отведено особое место. В опере это довольно большой фрагмент, начинающийся словами “Пускай погибну я…”

“Я с самых ранних лет моих всегда бывал потрясён до глубины души глубокою поэтичностью Татьяны… Если моя музыка заключает в себе хоть десятую долю той красоты, которая в самом сюжете, то я очень горжусь” (П.И. Чайковский).

Прослушивание фрагмента оперы в аудиозаписи.

— Скажите, как в этом эпизоде показана Татьяна, что изменилось в музыке по сравнению с увертюрой?

(По сравнению с темой увертюры, робкой, нерешительной, мягкой, мелодия арии звучит уже в высоком регистре, ярко. В музыке явно слышится волнение, быстрый темп, исчезла её плавность. Здесь, в арии, перед нами совсем другой человек.)

— А как режиссёр показывает эту важную сцену?

Просмотр фрагмента фильма: сцена письма, самое начало.

(Большое внимание уделено лицу, глазам, они горят, движения героини порывисты, она мечется, даже природа меняется — поднимается ветер, подчёркивая волнение и душевное состояние Татьяны.)

— Поскольку в центре нашего сегодняшнего урока всё-таки опера, музыка П.И. Чайковского, хочется обратить ваше внимание на роль симфонического оркестра. Вот, например, в сцене письма Чайковский, предваряя слова арии, пишет короткое оркестровое вступление.

Прослушивание фрагмента арии. (Сцена письма, второй раздел, перед словами “Я к вам пишу…”.)

— Что передаёт музыка?

(Музыка взволнованная, порывистая, в быстром темпе, тревожная, меняются динамические оттенки с яркого форте в первом разделе до пиано, тихого, затаённого звучания в коротком вступлении.)

— Здесь два интересных момента. Первый — выразительный, музыка подчёркивает состояние героини, её волнение, трепет. Звучание каких инструментов передаёт это состояние героини?

(Деревянных духовых, гобоя.)

— Второй момент — изобразительный. Композитор, начиная сцену письма, средствами оркестра передаёт звук царапанья пера по бумаге. С помощью каких инструментов он делает это?

(Струнных смычковых.)

— Финал этой большой сцены в романе Пушкина таков:

Но вот уж лунного луча
Сиянье гаснет. Там долина
Сквозь пар яснеет. Там поток
Засеребрился; там рожок
Пастуший будит селянина.
Вот утро: встали все давно…

— В опере снова оркестр выходит на первый план. Чайковский пишет картину рассвета оркестровыми красками, уделяя этой сцене особое внимание. Почему она так важна для композитора?

Прослушивание фрагмента.

(Композитор показывает вместе с рассветом в природе и наступлением нового дня, как рождается и расцветает чувство Татьяны. Музыка очень выразительна.)

— Только после этой сцены мы слышим в опере первую музыкальную характеристику героя романа. Каков Онегин у Пушкина?

(Используя текст романа, ученики отвечают: он умён, образован, ему присуще “души прямое благородство”, “мечтам невольная преданность, неподражательная странность и резкий охлаждённый ум”. Он разочарован светской жизнью, но его упорные попытки избавиться от “хандры” оказываются напрасными: “хандра ждала его на страже, и бегала за ним она, как тень иль верная жена”.)

— А вот каков его образ в музыке.

Прослушивание арии Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом…».

— Как характеризует Онегина композитор?

(Мелодия его арии очень проста, строга, сдержанна, спокойна, написана в медленном темпе. Онегин не верит в возможное счастье, отсюда его равнодушное спокойствие, его “проповедь”.)

— Проходит время, и мы видим Онегина в другой сцене. Он встречает Татьяну через несколько лет на балу. Послушайте музыку и скажите, какие изменения произошли в герое.

Просмотр сцены фильма-оперы (со слов арии “Увы, сомненья нет…” и далее).

(Онегин влюблён. Он очень изменился. Меняется его музыкальная интонация — она становится взволнованной, порывистой. В его арии много остановок, пауз, мелодия звучит в быстром темпе. Му­зыкальная тема Онегина включает в себя интонации Татьяны из сцены письма на словах: “Увы! Сомненья нет…” С героем происходит то же, что и с Татьяной, писавшей когда-то ему письмо.)

— Как показывает режиссёр фильма перемены, произошедшие с героем?

(Глаза Онегина то сверкают, то грустны и задумчивы. Движения его стремительны и порывисты. Всё это свидетельствует о том, что герой охвачен чувством, влюблён.)

— Волнение Онегина усиливается после встречи и разговора с Греминым. По­слушаем арию «Любви все возрасты покорны».

Прослушивание арии Гремина.

— Мелодия арии спокойная, неторопливая, сдержанная, напевная. “В ней жизнь, и молодость, и счастье”, — поёт Гремин. Пушкин говорит об этом персонаже очень коротко, почти никак не характеризуя его. Найдите в тексте строки, посвящённые мужу Татьяны. Для Чайковского этот герой очень важен. Композитор пишет для него целую арию, отдельный номер. Почему?

(По нашему мнению, композитор хочет показать, что генерал порядочный, серьёзный, способный на глубокое чувство человек, он достоин Татьяны и постарается сделать её счастливой. Именно такой человек нужен для счастья героине.)

— Вернёмся к началу урока. Итак, кто же является главным героем оперы П.И. Чайковского?

(Татьяна. С этого образа, показанного в увертюре, начинается опера.)

— А у Пушкина?

(В романе героиня появляется не сразу, а только в середине второй главы. В начале романа много места уделено Онегину, подробному его описанию. И называет Пушкин свой роман «Евгений Онегин».)

— Для композитора же главный и любимый образ — Татьяна. Многого из того, что есть в романе у Пушкина, нет в музыке Чайковского. Композитор не стремился передать в опере всё содержание романа. Что же для него было главным, какую цель он ставил перед собой? Возможно, ему важно было показать в опере драму Татьяны, историю крушения её светлых грёз о счастье.

Примечания

1 «Евгений Онегин» — экранизация оперы, режиссёр Р.Тихомиров, киностудия «Ленфильм», 1958.

2 Долинина Н.Г. Прочитаем «Онегина» вместе. Печорин и наше время: Эссе. Л.: Детская литература, 1985. С. 56–58.

Рейтинг@Mail.ru