Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №10/2008

Я иду на урок

Кабинет литературы

Общеучебные и предметные навыки и умения по литературе

5-й класс. I четверть

1. Делить текст на части и находить в каждой основное понятие и его признаки, ключевые слова.

2. Выделять главное в абзаце и более широком тексте.

3. Строить полный ответ: основная мысль (тезис) — её пояснение на примерах из текстов, словарей и справочников, СМИ, из опыта жизни своей или чужой (аргументы, доказательства) — логическое завершение (выделение главного).

4. Искать ответы на вопросы по литературе в информации по истории, МХК, включать её в свои рассуждения.

5. Освоить словесное рисование.

6. Применять основные понятия мифологии при работе с текстом и в ответах.

7. Овладеть основными понятиями стихосложения и поэтики стихотворной речи: ЛГ, настроение, форма, ритм, рифма, звукопись, простые тропы, определять элементы в тексте и терминологически грамотно объяснять способы их выражения.

8. Оформлять и вести тетради: рабочие, контрольные. Правильно оформлять классные и домашние работы. Вместе с учителем представлять информацию графически (схемы, таблицы, тезис-схемы).

9. Самостоятельно работать с учебником, справочной литературой и дополнительной художественной литературой.

6 -й класс. I четверть

1. Выделять в тексте функционально-смысловые элементы (повествование, описание, рассуждение), анализировать их структуру и выполнять целостный анализ текста.

2. Строить свои высказывания с учётом требований, предъявляемых к разным типам речи.

3. Строить свои высказывания с обязательным включением информации историко-культурного характера.

4. Уметь сужать, расширять, переформулировать тему, вопрос, текст.

5. Истолковывать содержание терминов, используемых в текстах, темах, вопросах.

6. Уметь ретроспективно возвращаться к старым знаниям (5-й кл.) и переосмыслять их в новом контексте.

7. Уметь подытоживать текстовую информацию, делать промежуточные выводы, обосновывать выбор информации, фактов.

8. Дополнить сведения об основных понятиях стихосложения и поэтики стихотворной речи, определять особенности стиля поэта через сопоставление стихотворений.

9. Овладеть основными понятиями о героическом эпосе разных народов, определять особенности эпических форм.

10. Уметь характеризовать эпического героя, сопоставлять его с мифологическим.

11. Уметь цитировать.

7-й класс. I четверть

1. Уметь вводить фоновую информацию в своё устное и письменное сообщение.

2. Уметь монтировать факты, соотносить их по тому или иному критерию.

3. Обобщать материал разных текстов.

4. Перестраивать материал с учётом поставленного вопроса.

5. Учиться соотносить предметно-логические и эмоционально-экспрессивные структуры предложенных текстов.

6. Выбирать адекватные словесные средства для характеристики того или иного явления текста.

7. Уметь ретроспективно возвращаться к старым знаниям (5–6-е кл.) и переосмыслять их в новом контексте.

8. Создавать модельную характеристику былины, летописи.

9. Учиться составлять комментарии разных видов.

10. Уметь формулировать проблемные вопросы к произведениям русского (былины) и европейского («Песнь о Роланде») эпоса.

11. Составлять сравнительную характеристику героев разных культур (Илья Муромец и Роланд).

12. Уметь сопоставлять исторический документ с текстом эпическим, летописным.

13. Уметь “открывать” скрытые поэтические приёмы авторов разных эпох при создании некоторых лирических жанров.

8-й класс. I четверть

1. Овладеть способами извлечения концептуальной информации из текста небольшого объёма с целью выделения тезисов.

2. Детализировать тезисы путём приведения примеров из текстов, дополнением историко-культурной информации.

3. Развить навык давать развёрнутый ответ на вопрос и на несколько вопросов.

4. Записывать тезисно основные положения урока.

5. Овладеть базовыми теоретическими понятиями по барокко и применять литературоведческие понятия при анализе текстов.

6. Анализировать лирический текст с точки зрения стиля.

7. Уметь ретроспективно возвращаться к старым знаниям (5–7-е кл.) и переосмыслять их в новом контексте; сообщать новые сведения относительно фактов, введённых в текст ранее; подчёркивать отдельные положения текста путём обращения к ним в новом текстовом окружении.

8. Развить умение соотносить произведение с традициями определённой культурной эпохи: эпоха Петра в произведениях А.С. Пушкина и А.Н. Толстого.

9. Развить умения сопоставлять словесное произведение с живописными иллюстрациями: образы Петра (история — МХК — литература).

 

5-й класс. II четверть

1. Овладеть приёмами сокращения текста: путём отбора наиболее важной информации, объединения некоторых элементов информации, переформулирования предложений, использования более экономных оборотов речи.

2. Моделировать вопросы: общие, специальные, разделительные.

3. Развить навык полного ответа с включением оценочной лексики. Овладеть способами распространения темы небольшого высказывания (составление словаря речевых подсказок, детализация, приведение примеров, вопросно-ответный способ, предположение).

4. Развить навык обобщения: выбор критерия, по которому предстоит обобщать содержание текста; отбирать основной материал по избранному критерию (характеры героев: Давид и Голиаф); определять иерархические отношения в отобранном материале; определять главное и то, что из этого главного следует или что от этого главного зависит; исключать всё второстепенное; составлять формулировку общего положения.

5. Характеризовать героя по портрету, поступкам, речи. Составлять алгоритм характеристики.

6. Овладеть навыками художественного рассуждения на основе описания. Овладеть средствами авторской выразительной речи и использовать его “секреты” для создания своего текста.

6-й класс. II четверть

1. Развить навык владения терминами (отбор и осмысление понятий, раскрывающих содержание темы текста, выявление смежных понятий, тем или иным образом соотносящихся с темой текста; осмысление и формулировка мотивов введения терминов).

2. Моделировать вопросы на выяснение позиции автора, критически оценивать описанные в тексте факты, выявлять за внешними событиями их существенные стороны (как автор относится?.. Можно ли считать то-то верным? Какие выводы можно сделать?).

3. Вести диалог с автором.

4. Устанавливать причинно-следственные связи между разными предметами, явлениями, фактами в рамках одного предмета (бестиарий — басня).

5. Целостно анализировать текст, объединяющий в себе разные функционально-смысловые типы.

6. Анализировать литературный текст, отражающий фольклорные традиции.

7. Развить умение писать отзыв: включать элементы анализа.

8. Уметь ориентироваться в жанровом многообразии средневековой литературы.

9. Учиться расширять информационный запас в области знания рыцарской и городской средневековой культуры. Развить навык межпредметной проектной деятельности

10. Развить умение оценить результат работы по заданным критериям.

7-й класс. II четверть

1. Продолжить развитие навыков 1–6 предыдущей четверти.

2. Уметь создавать модельную характеристику жития.

3. Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, фактами, предметами: соотносить словесное произведение с живописными иллюстрациями на заданную тему (Борис и Глеб: слово и икона, мотивы и образы «Слово о полку...» в произведениях Васнецова), с музыкальными («Слово о полку…» и опера Бородина).

4. Развить умение соотносить произведения с традициями определённой культурной эпохи.

5. Развить умение сопоставлять тексты разных жанров, объединённых общей темой и проблематикой.

6. Развить умение видеть проблему текста; видеть в главной проблеме как можно больше возможных сторон и связей; понять точку зрения автора, принять её или отказаться; высказывать личную точку зрения по проблеме; способность обобщать и абстрагироваться (опыт 5–6-х кл.); способность к стройной организации собственных идей в форме оригинального высказывания (например, поучения).

7. Овладеть приёмами ораторского искусства Древней Руси и попытаться применить их в своей речевой практике: речь о герое (продуктивное высказывание: публицистическое).

8-й класс. II четверть

1. Овладеть навыками монологических речевых высказываний (продуктивных):

а) научный пересказ;

б) информативный доклад;

в) исследовательский доклад.

2. Развить умение применять изученные приёмы и средства авторского замысла, а также приёмы риторики при создании собственных сочинений в устной и письменной форме.

3. Развить навыки обобщения, доказательства, опровержения, сопоставления, оценивания, подытоживания, введения и истолкования терминов.

4. Уметь характеризовать персонажа как героя определённой культурной эпохи (Василий Кориотский, Робинзон, Кандид и др.).

5. Овладеть базовыми теоретическими понятиями по классицизму и применять их при анализе текстов.

6. Уметь вычитывать драматургическое произведение классицизма и анализировать текст с точки зрения стиля.

7. Использовать знания по философии эпохи Просвещения в ответах на литературную тему.

 

5-й класс. III четверть

1. Составлять план разнообразных текстов: форма простого плана, повествовательные предложения, содержащие информацию.

2. Пересказывать по плану: развитие монологических речевых (репродуктивных) высказываний — воспроизводящие и творческие пересказы фрагментов художественного текста.

3. Развить навык сопоставления (письменно и устно): понимать мотив сопоставления, определять критерии сопоставления, распределять критерии (иерархизация) и выделять главный, последовательно выявлять общее и различное в сопоставляемом, обобщать результаты сопоставления (Афина и Арес; Одиссей и Агамемнон; Царица и Царевна (Пушкин); образ Солнца у разных народов; сказка и миф, легенда и миф и др.).

4. Развить навык доказательства: фиксировать факты, явления, положения, не соответствующие общепринятым представлениям; формулировать свои возможные объяснения в виде предположений, проверять их, корректировать.

5. Составлять отзыв на текст малого жанра: стихотворение, басня.

6. Составлять алгоритм сопоставительной характеристики персонажа.

7. Учиться анализировать небольшой текст по вопросам учителя: позиция автора, стилистические приёмы, функционально-смысловые части.

8. Овладевать приёмами лингвостилистического анализа.

6-й класс. III четверть

1. Выделять информацию из статьи в литературоведческом словаре или справочнике, обобщать выделенную информацию, обозначив главное и составлять свою справку в двух-трёх предложениях (о Данте, Рабле, Боккаччо…) — первоначальное представление о научном стиле.

2. Развить умение составлять цитатный план по тексту.

3. Уметь самостоятельно работать с фактуальной информацией текста: выделять её в тексте и составлять на её основе своё сообщение; находить фактуальную информацию к тексту в дополнительной литературе (парно, по группам) и использовать её при ответе.

4. Развить навыки работы с крупными лиро-эпическими и эпическими произведениями (закрепление и развитие всех приобретённых ранее навыков работы с текстом).

5. Самостоятельно (по парам, группами) представлять информацию графически.

6. Учиться определять мотивы и образы словесных произведений в живописных иллюстрациях (иллюстрации к произведениям Данте, Рабле…).

7. Учиться анализировать тексты, содержащие план автора и персонажа («Детство» Л.Толстого).

8. Уметь выполнять межпредметные задания творческого характера (культура, история, мифология, литература).

7-й класс. III четверть

1. Уметь составлять полную словарную статью с целью получать, осмысливать и грамотно излагать в связной речи научную информацию.

2. Составлять простой план к своему выступлению, к своему письменному тексту.

3. Развить навыки комментирования: историко-культурный, литературоведческий.

4. Обучиться развёрнутым высказываниям типа сообщения, требующего освещения нескольких вопросов, подчинённых одной теме и тесно связанных между собой («Образ земли Русской в повестях XIII–XIV вв.»).

5. Развить навыки критического мышления, навыки решения проблемной ситуации через создание гипотетической ситуации на основе полученных ранее знаний.

6. Развить способности к творческому использованию предлагаемых вариантов решения проблемы (моделирование уроков по изучению какой-либо темы).

7. Освоить способ работы “заметки на полях”.

8. Создавать модельную характеристику повести, письма.

9. Овладеть способом выделения особенностей языковой организации публицистического текста XVI века (переписка Грозного с Курбским) и применять их в своей речевой практике.

8-й класс. III четверть

1. Обучиться составлению сложного трёхчастного плана, плана-конспекта к докладу.

2. Развить навык составлять продуктивные высказывания:

а) научные, литературоведческие (развёрнутый устный ответ, сообщение, научный пересказ, информативный и исследовательский доклады);

б) литературно-критические (эссе, слово о писателе);

в) публицистические (речь о герое произведения, о писателе);

г) художественно-критические (рассказ о литературном событии).

3. Уметь самостоятельно пользоваться различными источниками при составлении любого вида высказывания.

4. Учиться писать проблемную характеристику на героя произведения («Госпожа Простакова — “любящая мать” или “госпожа бесчеловечная”?»).

5. Развить навык вычитывания драматургического произведения: анализ афиши, мизансцены. Навык драматизации сцен.

6. Уметь анализировать эпизод эпического произведения по алгоритму (Пушкин. «Капитанская дочка»).

7. Развить навык сопоставления: образ исторического лица в прозаических произведениях; художественный текст и исторический документ.

 

5-й класс. IV четверть

1. Выявлять смысловую и языковую связь между частями текста, устанавливать её в устном сообщении.

2. Обучиться оцениванию: осмыслять мотивы оценивания, определять критерии оценки чего-либо, соотносить критерии оценки с объектом обсуждения, фиксировать результаты проверки критерия, обобщать результаты оценивания.

3. Закрепить все навыки речевой деятельности, развиваемые в течение года.

4. Закрепить навыки анализа прозаических и поэтических текстов. Учиться самостоятельно ставить вопросы к тексту на выявление смысловых связей в содержании (что самое важное? Как…? Почему…?), объяснять факты и явления (какие более верны…?).

5. Уметь самостоятельно находить информацию в любом словаре или справочнике.

6. Обучиться цитированию: включать фразы и предложения из текстов в свою устную и письменную речь.

7. Обучиться вычитыванию авторских оценок в тексте («Муму»). Уметь находить способы выражения точек зрения автора и персонажей.

8. Развить ассоциативное мышление через сопоставление словесного текста (греческая и римская лирика) с произведениями графики, живописи (фрески) и архитектуры древних греков и римлян.

9. Обучить навыкам проектной творческой деятельности.

6-й класс. IV четверть

1. Обучиться анализу фрагментов текстов, относящихся к разным функционально-смысловым типам.

2. Обучиться целостному восприятию текста через анализ фрагмента.

3. Закрепить и развить выработанные умения по написанию сочинений описательного и повествовательного типов по личным впечатлениям.

4. Обучиться написанию сочинения-повествования с описанием действий, движений.

5. Обучиться написанию сочинения-рассуждения на свободном и литературном материале (например, на основе какого-либо афоризма из литературного произведения).

6. Развить навыки анализа информации на межпредметном уровне (совместные уроки исследовательского плана по истории и литературе: Рабле, Сервантес).

7. Закрепить и развить навыки структурирования собственного высказывания, речи: ответ-наблюдение, ответ-объяснение.

8. Закрепить навык различных видов пересказов.

9. Закрепить навык введения в устную речь элементов повествования, описания, рассуждения.

7-й класс. IV четверть

1. Развить навык анализа фрагмента текста: пейзаж в прозе (Гоголь, Тургенев).

2. Развить навык анализа описания с последующим сопоставлением (пейзаж, портрет, интерьер в произведении).

3. Развить навык сопоставления произведений разных видов искусств: описание пейзажа в словесном и живописном изображении.

4. Обучиться навыкам индивидуальной деятельности через систему индивидуальной подготовки домашних сообщений при содействии учителя и через систему интегрированных уроков, требующих самостоятельного анализа информации на межпредметном уровне («Домострой» в жизни и литературе).

5. Закрепить навыки по введению в собственное высказывание (сообщение) различных типов речи.

6. Закрепить навыки применения данных лексических, семантических, этимологических, литературоведческих понятий в личной речевой практике.

7. Развить умения контролировать и оценивать личные и чужие суждения на литературные, историко-культурные, языковые темы.

8. Развить навык написания сочинения-описания: внешний или внутренний вид храма — через сопоставление с интерьером в литературном памятнике («Мастер» Шукшина) и навык выражения личного отношения к описываемому.

9. Развить навыки написания сочинения-рассуждения («Человек в окружающем мире»).

8-й класс. IV четверть

Закрепить все навыки устной и письменной речи через систему индивидуальных заданий.

* * *

Пояснение к таблице

Представленная таблица разработана на кафедре культурологии давно (ещё до того, как Россия стала принимать участие в исследованиях PISA). В неё “уложены” навыки и умения четырёх важнейших групп: учебно-организационные; учебно-информационные; учебно-логические; учебно-коммуникативные. Все они распределены по параллелям и четвертям. Перед вами лишь фрагмент таблицы (литература).

В настоящее время на кафедре идёт работа по формированию и развитию у учеников различных компетенций. Поэтому таблица приобретёт новый вид. В ней будут увязаны технологии образовательных компетенций, компоненты содержания образования и моделирование учебных занятий.

Таблица разработана Н.Р. Ванюшевой.

Рейтинг@Mail.ru