Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2008

События и встречи

События и встречи

Интеллектуальная свобода: взгляд из Питера

Для педагогического сообщества России стали уже традицией научно-практические конференции, которые проводятся Ассоциацией гимназий Санкт-Петербурга в дни весенних каникул. Кажется, туда съезжается весь свет: в этом году в трёхдневных мероприятиях конференции приняли участие более тысячи человек из 36 регионов России и зарубежья. Попасть на все мастер-классы, лекции и круглые столы физически невозможно, поэтому и трудно дать общий отчёт о конференции. Однако ясно одно: организаторы создают мощную площадку для встреч, переговоров, обсуждений, принятия решений. За что им огромное спасибо.

Для читателей нашей газеты будет интересно узнать, что гуманитарным предметам вообще и литературе в частности уделяется на конференции большое внимание. В этом году прошёл целый ряд мастер-классов, на которых педагоги демонстрировали возможности изучения литературы в связях с историей и мировой художественной культурой. Замечательно, что практически все представленные уроки (с компьютерными презентациями) можно было тут же получить на дисках или перекачать на флэшки — распространение опыта питерцы осуществляют конкретно и непосредственно.

Весьма бурно прошёл в этом году круглый стол, посвящённый проблемам чтения подростков. Старейший питерский методист-словесник Д.Н. Мурин выступил на нём с пламенной речью, в которой призвал учителей литературы быть на уроке свободными. Он напомнил замечательные слова Д.С. Лихачёва о том, что “интеллигентность — это интеллектуальная свобода”. Сегодня же словесник часто чувствует себя опутанным цепями различных предписаний, проверок, бессмысленных требований. Погоня за современными модными веяниями оборачивается выхолащиванием смысла преподавания и соответственно падением интереса к чтению. С урока уходит настоящая проблемность, неподдельный интерес, “вкусное” чтение. Учитель очень нуждается в серьёзной поддержке — научной и методической, потому что сегодня без культурологического подхода, без включения в диалог культур и собственную национальную картину мира говорить о литературе с подростками нельзя. Между тем государство старается свернуть преподавание нашего предмета, а учителя превратить в урокодателя, натаскивателя к ЕГЭ, чиновника. Д.Н. Мурин призвал педагогов вспомнить о своём высоком призвании и руководствоваться в жизни словами Фазиля Искандера: “Если не можешь распилить цепи, поплюй на них — авось проржавеют”.

Идея внутренней свободы при отсутствии свободы внешней — это завет великих, идущий к нам сквозь века и вечно актуальный. Пушкин, Блок, Ахматова писали о том же — и жили так же. Их аура мощно властвует в Петербурге, который всей своей энергетикой словно бы определяет характер и тон происходящего на конференции. Её главный итог — стимул для дальнейшего развития, обмен идеями, желание творить. И быть в этом творчестве свободным.

Мы будем знакомить вас на страницах газеты с материалами конференции, опубликуем некоторые доклады и мастер-классы, интересные словесникам. Надеемся, что через их текст вы почувствуете напряжённую интеллектуальную атмосферу, царившую на встрече в Питере. Но — поверьте на слово! — стоит хотя бы раз приехать в северную столицу весной и самим окунуться с головой в эту атмосферу. Хватит надолго.

Тема конференции 2009 года — «Гимназия и общество». Ваши заявки на участие можно направлять по электронной почте научному руководителю Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга Наталье Михайловне Свириной (nmsvirina@mail.ru).

Рейтинг@Mail.ru