Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №8/2008

Я иду на урок

МетодикаРид Фёдорович Брандесов

Духовный резонанс: памяти Рида Фёдоровича Брандесова

5 января ушёл из жизни Рид Фёдорович Брандесов — преподаватель методики литературы, ветеран Великой Отечественной войны. Ему было 83 года. Его образ неизменно пробуждает в его учениках и коллегах светлые, возвышенные чувства — “любви прекрасные моменты”. В стихотворении на лицейскую годовщину Пушкин написал о своём наставнике Куницыне: “Он создал нас, он воспитал наш пламень…” То же можно отнести к Брандесову. На филологическом факультете Челябинского педуниверситета, которому Рид Фёдорович отдал сорок лет, без преувеличения, Брандесов “был особенно любим”. Его любили по-особому.

Скорби, потери, “души прекрасные порывы”, любовь к жизни, высота духа — этим отмечена его судьба. Родился в Ленинграде. Подростком в двенадцать лет остался без родителей — они были репрессированы, погибли в ГУЛАГе, реабилитированы посмертно. Воспитанник детского дома, блокадник, в семнадцать лет он добровольцем вступил в действующую армию — служил радистом на Балтийском флоте, участвовал в обороне Ленинграда. И после войны служил в ВМС до 1950 года. Награждён орденом Великой Отечественной войны II степени, боевыми медалями.

Рид с детства был открыт книге, литературе, писал стихи (это от мамы), рассказы для флотской газеты, поэтому поступил на вечернее отделение филфака в Челябинске и окончил его с отличием. Свой мирный — педагогический — путь Рид Фёдорович начал в челябинской школе № 10. В это время в школе работало довольно много учителей-мужчин, прошедших войну. Но и на их фоне, по воспоминаниям, он выделялся своим поведением, манерами, походкой моряка. Он был для всех учеников, особенно для мальчишек, непререкаемым авторитетом. При всей живости натуры, темперамента, в нём всегда присутствовала благородная сдержанность и внутренняя значительность военного человека старой закалки. Он был внимателен к детям, умел подмечать их находки, достижения, восхищался успехами. Рид Фёдорович умел и любил учить, даже безнадёжно безграмотных. Работал вдохновенно. Учительство было его призванием. Все хотели учиться у него и переживали, когда он перешёл работать в пединститут. Но и здесь он сохранил верность школе, став методистом.

Рид Фёдорович Брандесов — это, безусловно, персона в методике преподавания литературы. Кандидатскую диссертацию, посвящённую самостоятельному анализу художественного текста на уроке литературы, защитил в ЛГПУ им. А.И. Герцена в 1968 году, и ленинградская (петербургская) кафедра методики преподавания литературы считала его своим. По духу, эмоциональной и профессиональной устремлённости он был “шестидесятником”, просветителем-романтиком. Едва ли не единственный из провинциальных по прописке учёных, стал соавтором вузовского учебника методики, созданного на этой кафедре под руководством профессора З.Я. Рез и вышедшего в издательстве «Просвещение». Его статьи публиковал журнал «Литература в школе». Центром научных интересов Рида Фёдоровича Брандесова были проблемы преподавания литературы как искусства слова, эстетического воспитания. Поэт в душе, он и в науке мыслил метафорически. Понятие “эмоциональный резонанс” стало визитной карточкой методиста Брандесова. Свидетельство тому — многочисленные ссылки в диссертациях. Он был убеждён, что “воспитание человека невозможно без воспитания сферы чувств, вне формирования способности сочувствия, эмоционального отклика на чувства других”, и искал способы организации эмоционального резонанса на уроке литературы. Ситуация с преподаванием литературы в наши дни складывается драматично. Сколь современно звучат его страстные суждения: “Делают ли сегодня школьные предметы — литература, музыка, рисование — выпускника массовой средней школы художественно образованным? Нет, так как общепринятые в школе методы обучения искусству неадекватны своему предмету и потому не могут закономерно приводить ни к творческому, ни к общеэстетическому развитию учащихся. Предметы эстетического цикла в школе — Золушка, из которой пытаются сделать служанку, полезную для дома, а она сильна иными качествами — красотой, радостью, которую дарит людям, счастьем своего существования”! В 80-е годы Рид Фёдорович начал научную разработку дисциплины, призванной стать теорией эстетического воспитания, которую он назвал эстодидактикой.

Для студентов-филологов он всегда был подлинным наставником, внимательным, тактичным, бережным, заинтересованным в успехе. Искусством диалога во всех его проявлениях владел в совершенстве. Посвящая в профессию, он “ставил” будущему учителю не только разум и чувство, но и голос, жест, интонацию — всё, что “работало” на эмоциональный резонанс. Сам он при кажущейся сдержанности поведения всегда был исключительно выразителен в слове, жесте, реакции. В ответ на красивое методическое решение студентки на практическом занятии Рид Фёдорович мог от полноты чувств воскликнуть: “Бодрова! Дай я тебя расцелую!” (Об этом вспоминала преподаватель Людмила Тимофеевна.) Или: “Нинка! Ты молодец!” звучало как “Ты королева!” И это не было фамильярностью. Он и дочь свою называл Майкой. Это была манера особого доверия и сопричастности. Мы мечтали попасть на педпрактику в группу Рида Фёдоровича, даже если в его школу надо было ехать через весь город. Помню, после практики мы подарили ему на Новый год грампластинку с классической музыкой, написав: “Любимому учителю от любящих учениц”. Резонансом на Брандесова и его методику стали любовь к нему студентов и уважение коллег, близких и далёких.

Он вышел на пенсию в 75, но не стал “отставным” методистом. Интересовался школой, новыми авторефератами по методике, писал отзывы. Это ему было “страшно интересно” (его слова).

Как и многие люди его поколения, Рид Фёдорович при жизни получил не всё, что заслужил, чего был достоин. Доказывать свои права на ветеранские льготы и привилегии фронтовик не хотел и не считал нужным. Горько и досадно слышать от его родных, что с присущим ему юмором он иногда называл себя обыкновенным рядовым Шульцем.

Когда из жизни уходят столь дорогие люди, вспоминаются стихи В.А. Жуковского:

О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием животворили,
Не говори с тоской: “Их нет”,
Но с благодарностию: “Были”.

Мы прощались с Ридом Фёдоровичем с чувством светлой печали и с благодарностью за то, что он есть в нашей жизни.

Статья Р.Ф. Брандесова «Эмоциональный резонанс и урок литературы» была опубликована в пятом номере журнала «Литература в школе» за 1975 год. Это была пора исключительного интереса методики к проблемам восприятия читателя-школьника, его эстетическим реакциям. А в наши дни, когда для оценки состояния отечественного литературного образования чаще напрашиваются формулы “ситуация выживания”, “борьба за жизнь”, о тех временах — при всей их проблемности — думаешь как о потерянном рае. Перечитывая заново статью, неспешно и основательно написанную, об эмоциональном резонансе, понимаешь, как он нужен на уроке сейчас! Прав был Рид Фёдорович: “…Целенаправленная организация эмоционального резонанса открывает пути педагогического воздействия, при котором учащиеся не только обучаются литературе, но и воспитываются литературой”. Сегодня обучение поглотило воспитание. Как, например, совместить воспитание и процесс подготовки к ЕГЭ по литературе? Ученик редко прорывается к “живому знанию” — знанию личностно осмысленному, пережитому, чему сопутствует эмоциональный резонанс. Переживания выполняют функцию оценки личностных смыслов.

В статье Р.Ф. Брандесова видишь, как в ней “прорастают” будущие идеи диалога, гуманной педагогики (и методики) “поддержки”, сотворчества. Благодаря вниманию к сигналам эстетической информации обозначаются явления, родственные современному синергетическому подходу.

Н.П. ТЕРЕНТЬЕВА,
доцент кафедры литературы
и методики преподавания литературы
Челябинского педуниверситета.

Рейтинг@Mail.ru