Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2008

Я иду на урок

Методика

Елена Галицких


Елена Олеговна ГАЛИЦКИХ — доктор педагогических наук, профессор кафедры русской литературы ВятГГУ, педагог — научный консультант Вятской гуманитарной гимназии.

“Школа жизни”, или Публичные уроки русской речи

Год русского языка, отмечавшийся в нашей стране, поставил перед каждым педагогом и гражданином вопрос: какое место занимает русский язык в жизни общества и в сознании каждого из нас? В поисках ответа на этот вопрос Вятская гуманитарная гимназия как центр гуманитарного образования в Кировской области и городе Кирове взяла на себя инициативу формирования общественного мнения о необходимости сохранения “живого знания” о русском языке, сохранения культурных речевых традиций в жизни разных поколений. Так родилась идея сделать гимназию гостеприимным домом для гостей и провести серию публичных уроков русского языка.

Слово “урок” в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова раскрывается в словарной статье в такой последовательности: “Урок — 1. Работа, заданная для выполнения в определённый срок (устар.). 2. Учебная работа, заданная ученику. 3. Учебный час, посвящённый отдельному предмету. 4. перен. Нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего”. Вот этот “вывод для будущего” нам и хотелось сделать открытым итогом взаимодействия педагогов, гимназистов, учителей разных предметов, родителей, студентов, выпускников гимназии. Кроме этого, “урок” имеет метафорические смыслы — уроки жизни, уроки русской классики, уроки культуры речи, уроки нравственности, уроки памяти, уроки истории.

Идея, которую мы стремимся воплотить в особом по замыслу урока — публичном уроке, заключается в желании организовать живой образовательный диалог между разными поколениями детей и взрослых. Язык как средоточие и выражение народного духа, настроения, стиля жизни современного общества находился в центре внимания всех публичных уроков. Мы разделяем точку зрения доктора филологических наук Владимира Аннушкина о том, что “ни пропаганда хорошего языка, ни обучение педагогической риторике как искусству общения с учениками не находится в светлой точке сознания педагогического сообщества” («Литературная газета». 12–18 сентября, 2007). Поэтому педагогисловесники Вятской гуманитарной гимназии и решили расширить границы урока русского языка и вывести его за рамки класса, открыть его широкой публике, жизни.

Всякая интеллектуальная деятельность — деятельность словесная, а труд политика, юриста, учёного, педагога, священника, врача, военного, предпринимателя — труд речевой, и, если такой человек не владеет речью, родным языком, его деятельность не может быть продуктивной.

Владимир Аннушкин, д.ф.н., профессор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина

Отличительными функциями публичных уроков мы считаем такие его качества:

1. Публичный урок — это урок для публичных людей, “для широкой публики”, для всех, кому хочется ощутить себя в роли человека познающего, читающего и говорящего на родном языке “с чувством, с толком, с расстановкой”. Поэтому на публичном уроке нет гостей, зрителей, а все участники являются авторами урока под названием “полилог поколений”.

2. Тема публичного урока должна быть жизненно важной для детей и взрослых, современной, отвечающей на “вызов времени”. Например, «Город мастеров, или Названия наших магазинов», «Любимым детям — красивые имена», «Как слово наше отзовётся», «Искусство поздравления», «Слово не воробей…», «Мат или не мат?», «Другая реальность, или Молодёжный сленг», «Секреты вятской речи», «Поговорим о словаре любви», «Когда слово — серебро, а молчание — золото?», «Говорить или не говорить?», «Мастерство вопроса и ответа», «Секреты обращения», «Культура шутки и анекдота», «Век живи — век учись», «Уроки доброты», «Скажи мне, что ты поёшь, и я скажу, кто ты», «Есть удивительные чудеса: улыбка, прощение и вовремя сказанное нужное слово» (А.Грин). Главное, чтобы на такой урок хотелось зайти и ученику, и родителям, и прохожим, и гостям, и всем, кто ощущает себя учеником жизни. В публичном уроке всем хочется участвовать, говорить на нём “своё слово”, делиться своими знаниями и жизненным опытом.

3. На публичном уроке “царствует полилог”, потому что дети задают только такие вопросы всем присутствующим, на которые они действительно хотят получить ответы. И эти вопросы имеют широкий общественный и гуманитарный контекст, философский и культуротворческий потенциал. Таким образом, в урок включаются все, и мнение каждого интересно и важно для итога урока, для достижения его цели.

4. Форма проведения публичного урока может быть разной, ведь всё зависит от ситуации “здесь и теперь”, но атмосфера публичного урока должна быть обязательно активной, открытой, инициативной, эмоциональной, вдохновляющей. Можно прочитать публичную лекцию о вреде вульгарной речи, можно “прожить” мастерскую творческого письма по составлению тронной речи, можно провести экскурсию по городу с записной книжкой журналиста, можно организовать экспедицию по сбору фольклорных частушек или исследование текстов современных песен, можно включить всех в организацию дебатов. Главное — подойти творчески к поиску цели, содержания и формы урока. Такие публичные уроки создают пространство для диалога, дискуссии, обсуждения.

5. Содержание публичного урока должно носить интегративный характер, междисциплинарный, филологический, так как “филология — это энциклопедия наук” (Г.О. Винокур). Как жизнь объединяет в один контекст события, время, пространство и судьбы людей, как человеком правит история, судьба, воля и случай, так и “содержание” публичного урока актуализирует коммуникативную компетентность человека. Она заключается в умении пользоваться всеми знаниями и своим опытом речевой деятельности, своим “языком” для выражения мыслей и переживаний, для связи культуры и истории, науки и искусства, человека и человечества. Поэтому на публичных уроках не случайно проходят “образовательные встречи” учителей разных предметных областей, которых объединяют уважение и любовь к родному русскому языку.

6. Кроме этого, публичный урок имеет ещё одну технологическую особенность — на нём используется раздаточный дидактический материал, который все участники могут унести с собой: справочные листы, презентации, стихи, художественные тексты, таблицы, результаты своего творческого труда, публицистические статьи. Это необходимо потому, что полезный итог урока выходит за его временные рамки — “вывод для будущего” каждый из такого урока делает сам.

7. И, наконец, публичный урок должен иметь откликрезонанс. Отзыв на содержание урока и его процесс может быть различным: рефлексия каждого его участника, общая газета, журналистская игра, “педагогический забор”, сочинение, эссе, анализ, впечатление, интеллект­карта.

8. Результат такого урока, поскольку он проходит в экспериментальном режиме, оценивает команда экспертов, в которую входят словесники, театральные педагоги, педагог — научный консультант гимназии и родители. Шкала оценивания от 1 до 10 заполняется по пяти позициям: 1) актуальность и значимость темы урока; 2) вовлечённость всех участников урока в активную деятельность; 3) режиссура урока; 4) уровень активности зала; 5) формы организации рефлексии. И завершалось заполнение «Листа экспертной оценки» монографическим отзывом­впечатлением, которое каждый эксперт фиксировал в тексте. Кроме этого, свои словесные отзывы писали все, кто принимал участие в уроке. Почему это необходимо? Потому что педагоги, взявшие на себя инициативу проведения публичных уроков, не соревнуются, а создают инновационный опыт в режиме эксперимента, в котором необходимо проявить и педагогическую интуицию, и профессиональную мобильность. Нельзя точно предвидеть, сколько будет на уроке присутствовать публики, как пойдёт дискуссия и в каком темпе смогут все взаимодействовать.

Эти технологические шаги непременно нужно учесть и реализовать для того, чтобы замысел публичного урока был осуществлён творчески и результативно.

С точки зрения филолога В.В. Колесова, культура заключается в умении выбрать и уместно употребить только то слово, единственное и важное, которое в данном случае ясней и ярче передаёт вашу мысль. Публичные уроки приглашают вас к поиску этого “единственного и важного” слова.

Весь ноябрь в актовом зале Вятской гуманитарной гимназии проходил фестиваль публичных уроков. В этих уроках приняли участие около трёхсот гимназистов и их родители, сто пятьдесят педагогов, студенты филологического факультета, журналисты, выпускники гимназии. Каждый урок становился событием и вызывал педагогический и общественный резонанс, результаты уроков обсуждались, впечатления передавались “из уст в уста”.

Открыли этот фестиваль два смелых учителя — филолог Вадим Викторович Хардин и историк Антон Павлович Конышев. Они сделали содержательным центром урока “язык в истории” и обсуждали развитие лексического строя языка как отражение исторической жизни общества. Их эмоциональный и динамичный диалог захватил участников, включил в дискуссию. Особенно красивы и точны были реплики выпускников гимназии, а тема развития языка захватила всех как личностно значимая проблема.

Об экспрессивности окказиональных слов размышляли гимназисты 8го класса вместе с педагогами Татьяной Климентьевной Колышницыной и Ларисой Владимировной Занько. Содержательная презентация о словотворчестве писателей и поэтов сделала урок интересным и открыла возможности для словесного творчества гимназистов.

Настоящим публичным уроком, на котором яблоку негде упасть, стал урок девятиклассников о красоте и точности оформления поздравительных открыток. Этот урок Татьяна Геннадьевна Зубарева и Нина Николаевна Шерсткова назвали шутливо «Доброе слово и кошке приятно», и учил этот урок искусству поздравления. Столько на этом уроке было сюрпризов: интересные выступления студентов, яркие необычные открытки, оригинальные поздравительные тексты, новизной удивил и дидактический материал об истории жанра открытки. А как интересно было “творить” свои открытки, познакомившись с обращениями: “Бесценный мой, милостивый государь, голубчик мой, дорогой мой человек, любезный друг мой, мой дорогой друг, радость моя, сударыня…”

Урок двух учительниц — русского и французского языков — Натальи Николаевны Одинцовой и Татьяны Юрьевны Касаткиной — начался с чтения страницы романа Льва Толстого «Война и мир» на прекрасном французском языке. Это необычное начало открыло тему научной беседы о французских заимствованиях в русском языке. На этом уроке было “нашествие” не французов, а СМИ. И журналистам было интересно узнать, как много французских слов мы знаем, но главное открытие этого урока — это дидактический материал о том, как французы уважают и берегут свой язык.

Педагоги начальной школы Елена Вениаминовна Бережных и Елена Геннадьевна Анофриева удивили родителей первоклассников познаниями их детей в области фонетики, лексики и словообразования. И пусть дискуссия шла о роли языка в возрасте “от двух до пяти”, она никого не оставила равнодушным.

Долго будут вспоминать шестиклассники, их родители, студенты и все участники урока Натальи Владимировны Булдаковой о том, как они пели старые добрые песни и анализировали лексику и стилистику современных песен на уроке «Песни у людей разные…». Очень важно, что этот урок был настоящим “трио”, потому что его вела учительница вместе со своими ученицами, которые делали научный комментарий к маленьким лексическим исследованиям текстов песен. Мы задумались над теми словами, что звучат в песнях, и поверили в то, что песня выражает и сохраняет душу народа, что мы “продолжаем терять самобытную песенную культуру”. Особенно интересно было познакомиться с дискуссией о песне в «Литературной газете», где её редактор Юрий Поляков обращался в статье «Песней — по жизни» к читателям газеты: “Доколе мы будем вынуждены слушать доносящуюся отовсюду изобретательно аранжированную полуграмотную текстовщину, унижающую здравый смысл и наши национальные традиции”.

И Пушкин ласково глядит,
и ночь прошла, и гаснут свечи,
и нежный вкус родимой речи
так чисто губы холодит.

         Белла Ахмадулина

Завершился фестиваль публичных уроков самой актуальной темой — темой экологии русского языка. Его провели в восьмом классе Татьяна Константиновна Косолапова и Ольга Владимировна Косолапова. Им удалось подняться до уровня осознания духовной, человекосозидающей силы слова и включить каждого во внутренний разговор с самим собой.

“Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своём…” — считал И.И. Срезневский. И хочется надеяться, что каждый на уроках ощущал “своё слово” нужным и понимал, что “без него народ не полный”, и что начинать сохранять красоту и чистоту русского языка нужно со своей собственной речи. Вспомните совет Л.Н. Толстого: “Начинайте с себя!” “Скажи мне слово — и я скажу, кто ты. Каков язык, такова и жизнь. Стиль жизни формируется стилем речи. Стиль речи формирует общественный настрой. Народное благополучие, здравие духовное и телесное, благоденствие, все формы народной жизни связаны с устройством современного языка” (В.Аннушкин).

Смогут ли стать гимназисты и выпускники гимназии защитниками родной речи, русского языка — это тот главный вопрос и “вывод для будущего”, ради которого и проводились публичные уроки русского языка в Вятской гуманитарной гимназии.

Рейтинг@Mail.ru