Я иду на урок
Я иду на урок: 9-й класс
Наталья БЕЛЯЕВА
Наталья Васильевна Беляева — главный научный сотрудник Института содержания и методов обучения РАО, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ.
Читая Пастернака
За то, что дым сравнил с Лаокооном,
Кладбищенский воспел чертополох,
За то, что мир наполнил новым звоном
В пространстве новом отражённых строф, —
Он награждён каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он её со всеми разделил.
Анна Ахматова. «Борис Пастернак (Поэт)»
Слово о поэте
Урок начинается с чтения эпиграфа. Эмоциональный рассказ учителя о поэте должен сопровождаться чтением стихов, отрывков из автобиографического очерка «Люди и положения», показом портретов поэта разных лет. Ученики составляют план услышанного, дома он может быть дополнен подробностями жизненного и творческого пути Пастернака — датами, названиями стихов и сборников, цитатами.
Вечность и современность в стихах о природе, любви, поэзии
Изучение стихотворений Пастернака можно организовать в группах.
Группа 1. Любовь. «Красавица моя, вся стать…»
1. Какие чувства вызывают у поэта любовь и красота?
2. Какими способами поэт показывает сложность, многоликость и “разноголосицу” мира? Какие понятия оказываются у него рядом и почему?
3. Почему для лирического “я” рифмы и музыка являются естественным продолжением любви и красоты мира?
4. Как в стихотворении отразились черты биографии поэта?
Группа 2. Природа. «Весна в лесу»
1. Какие приметы весны видятся лирическому “я” самыми главными?
2. Найдите в стихотворении прозаизмы. Какова их смысловая роль?
3. Объясните роль метафор и олицетворений.
4. Докажите, что стихотворение философское.
Группа 3. Поэзия. «Во всем мне хочется дойти…»
1. Докажите, что Пастернак считает любовь и поэзию частью окружающего мира, его естественными проявлениями.
2. Какие слова стихотворения рисуют любовное чувство? Какие приметы поведения влюблённого человека запечатлены в чувствах лирического “я”?
3. Какие картины мира связаны в стихотворении с поэзией? Можно ли считать поэзию способом познания бытия?
4. В чём видит поэт цели и задачи поэзии? Какой смысл имеет образ лука в последнем стихе?
Закончить урок можно прослушиванием записи романса на стихи Б.Л. Пастернака «Единственные дни» в исполнении братьев Мищуков или чтением стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…».
Философская глубина лирики Б.Л. Пастернака
Конечно, говорить о возможности постижения философской глубины стихов Пастернака на этом обзорном уроке не приходится, однако мы вполне можем объяснить ученикам хотя бы следующее: Пастернак всегда считал, что поэзия существует в мире независимо от воли и желания людей, она есть проявление одной из граней природного начала, человек и природа — две равные беспредельности. Именно в связи человека, природы и поэзии — залог бессмертия человеческого духа. Выбранные нами для урока стихи хорошо подтверждают эти мысли.
Вариант записи основных положений рассказа учителя
Этапы жизненного пути | Основные события каждого этапа | Ключевые цитаты (заполняется дома) |
Рождение, родители, окружение в детские годы | Формирование характера под влиянием музыки, христианства, общения с природой. (Прослушивание фрагментов музыки Скрябина, например, из «Поэмы экстаза».) | |
Обучение в гимназии и Московском университете. Учение в Марбурге | Увлечение философией | |
Начало поэтического творчества | 1913 г. — первые стихи. Выход поэтических сборников «Близнец в тучах» (1914), «Поверх барьеров» (1917). (Чтение стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать…».) Участие в поэтической группе «Центрифуга», близкой футуристам | |
Первые послереволюционные годы. Развитие поэтического таланта | Сближение с Маяковским и участие в работе группы ЛЕФ. Выпуск книг стихотворений «Сестра моя — жизнь» (1922) и «Темы и вариации» (1923). Поиск поэзии в повседневности. “Высокое косноязычие” и сложность поэтических ассоциаций. (Чтение стихотворений «Девочка», «Определение поэзии».) Общность человека и Вселенной. Убеждённость в гармонии мироздания | |
1920–1930 гг. | Создание лироэпических произведений и прозы: поэм «Высокая болезнь», «Девятьсот пятый год», «Лейтенант Шмидт», романа в стихах «Спекторский», повести «Детство Люверс». Выход из ЛЕФа (1927). Попытка осмыслить и принять социальные изменения в стране. Боязнь стать официальным поэтом. (Чтение стихотворных посланий Б.Пильняку и В.Брюсову.) Стремление выразить сложность мира в “неслыханной простоте” стиха. Выход книги стихов «Второе рождение» (1932). (Чтение стихотворения «Любить иных — тяжёлый крест…».) Ощущение любви как естественного проявления жизни, её красоты, бескорыстия и загадочности | |
Годы Великой Отечественной войны | Чувство общности с народом. Создание книги стихотворений «На ранних поездах». (Чтение одноимённого стихотворения.) | |
Послевоенные годы | Работа над романом «Доктор Живаго» и его издание за рубежом. Травля писателя государственной властью. Присуждение поэту Нобелевской премии и отказ от неё. (Чтение стихотворения «Нобелевская премия».) | |
Последние годы жизни | Выход поэтической книги «Когда разгуляется…». (Чтение стихотворения «Перемена».) Неприятие помпезности и парадности, стремление к простоте и естественности в отношениях людей |