Я иду на урок
Я иду на урок: 6-й класс
Галина Снытко
Галина Михайловна СНЫТКО — учитель литературы гимназии № 1538 СЗАО г. Москвы.
Английский юмор в сказке Элизабет Боуэн «Неромантическая принцесса»
Два варианта одного урока
Эта сказка англо-ирландской писательницы Элизабет Боуэн (Bowen, 1899–1973) рекомендована для внеклассного чтения учащимся 6-го класса и опубликована в «Книге для чтения по литературе. 6 кл.» под ред. Н.А. Нефёдовой и М.Б. Ладыгина (М., 2002. Ч. 1). Перед уроком учащиеся прочитывают текст дома. Предлагаем вам два варианта проведения этого урока.
Вариант 1
1. Анекдот.
Шерлок Холмс — доктору Ватсону:
— Что хлюпает у меня в ботинке, Ватсон?
— Овсянка, сэр.
— Что она делает там?
— Хлюпает, сэр.
На доске запись: «… в сказке Э.Боуэн “Неромантическая принцесса”».
Определите тему нашего урока. Подумайте, что может стоять на месте многоточия.
Выслушиваются предложения учащихся. Объявляется тема урока: «Английский юмор в сказке Э.Боуэн “Неромантическая принцесса”».
2. Английский юмор…
В течение одной минуты напишите, что вы знаете или думаете об английском юморе.
Прочитайте в группе и подготовьте групповой ответ на этот вопрос.
3. Кластер.
Составим кластер понятия “английский юмор”.
4. Работа со словарём.
Дайте определение слову “юмор”. В течение одной минуты запишите его в тетрадь. Затем поработайте со «Школьным словарём литературных терминов и понятий» (Есин А.Б., Ладыгин М.Б., Тренина Т.Г. М., 1995. С. 63) и уточните определение. Кратко сформулируйте его и запишите. (Юмор — добродушный смех, добродушное подсмеивание, насмешка + сочувствие.)
5. Юмор в сказке Э.Боуэн «Неромантическая принцесса».
Над чем подсмеивается автор в сказке? В течение двух минут напишите ответ на этот вопрос. Прочитайте свои ответы в группе и подготовьте групповой ответ на этот вопрос. Подтвердите свои ответы текстом.
6. Разыгрывание эпизодов сказки Э.Боуэн «Неромантическая принцесса».
1. С. 59–61. 3 чел. (мальчик, принцесса, автор).
2. С. 63–66. 4 чел. (юноша, принцесса, автор, король).
7. Беседа.
Как юмор помогает объяснить характеры героев?
8. Сочинение-эссе.
В течение пяти минут запишите свои размышления на тему: «Над чем меня заставил задуматься добродушный юмор сказки Элизабет Боуэн “Неромантическая принцесса”?»
9. Синквейн.
Английский юмор:
- два определения к этому понятию,
- три глагола, характеризующие его,
- предложение-определение,
- одно слово, определяющее ваше отношение к английскому юмору.
Вариант 2
1. Ассоциации к слову “сказка”.
В течение двух минут подберите и запишите близкие по звучанию, по смыслу слова к слову “сказка”. Поиграйте с этим словом и запишите все образованные от него слова. Прочитайте в группе, допишите то, что вам понравилось из слов ваших одноклассников.
2. Пословицы и поговорки со словом “сказка”.
Вспомните в группе пословицы и поговорки со словом “сказка”. Назовите их.
3. Рифмы к слову “сказка”.
В течение двух минут подберите рифмы к слову “сказка”, запишите их.
Прочитайте в группе, допишите то, что вам понравилось из слов ваших одноклассников.
4. Стихотворение о сказке.
Сочините стихотворение о сказке в течение двух минут. Прочитайте в группе. Выберите лучшее и прочитайте его классу.
5. Виды сказок.
Какие виды сказок вы знаете? К какому виду сказок можно отнести сказку Э.Боуэн «Неромантическая принцесса»? Аргументируйте свой ответ текстом.
6. Аннотация к сказке Э.Боуэн «Неромантическая принцесса».
В течение трёх минут напишите аннотацию к сказке «Неромантическая принцесса».
Прочитайте в группе и подготовьте групповую аннотацию.
7. Викторина.
В течение двух минут запишите самые интересные вопросы, которые вы хотите задать одноклассникам, чтобы проверить не только знание текста, но и умение анализировать литературный текст. Прочитайте в группе вопросы, отберите два самых интересных с вашей точки зрения и приготовьтесь их задать (задают вопросы по кругу). Кто задаёт, тот и оценивает, уточняя и дополняя ответы. Итоги викторины подводит учитель.