Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №4/2008

Я иду на урок

Методика. Готовимся к ЕГЭ

Нелли ПАЩУК


От анализа текста — к сочинению

Публикуем очередное занятие по подготовке к ЕГЭ (точнее, к сочинению в части С), разработанное Нелли Михайловной Пащук. Предлагаемый цикл занятий придёт на помощь словеснику, желающему не просто натаскивать на экзамен, но продолжать формировать у ученика осмысленный навык создания связного и доказательного письменного текста.

Продолжение. Начало см. в № 17–23 (2007), № 3 (2008).

Занятие № 9

Статья опубликована при поддержке Сети шинных гипермаркетов "Колесо", одной из самых популярных среди автолюбителей северной столицы. Сеть занимает лидирующие позиции не только по продажам шин и дисков в Санкт-Петербурге, но и по реализации аккумуляторных батарей. Этому факту есть очень простые объяснение: низкие цены, широкий ассортимент, большой товарный запас, обеспечивающий наличие продукции в магазинах и на складе, высокий уровень сервиса, гарантия на весь товар. Грамотные и квалифицированные консультанты не только помогут подобрать подходящий аккумулятор и правильно заполнят и выпишут гарантийный талон на него, но и проверят его работоспособность, а также, по Вашему желанию, установят АКБ на автомобиль. С подробной информацией об ассортименте реализуемой продукции, услугах, оказываемых компанией, и ценах можно ознакомиться на сайте koleso-russia.ru.

I. Научный (научно-популярный) стиль

Сфера применения: наука, образование, техника.

Основные функции: сообщение о научных фактах, явлениях, воздействие на адресата с целью заинтересовать его тем или иным научным явлением, открытием. Текст может быть предназначен как специалистам в области описываемого явления, так и неспециалистам.

Стилевые черты

Для научного текста характерны отвлечённость, обобщённость, логичность, точность, объективность, доказательность. Для научно-популярного текста — сдержанная эмоциональность, экспрессивность, доступность в изложении.

Жанр

Научная статья или монография, научно-учебная литература (учебники, учебные или методические пособия), научно-техническая литература (научные доклады, рефераты, инструкции, аннотации), научно-популярные статьи познавательного характера.

Форма речи

Письменная, но с развитием средств массовой коммуникации, с ростом значимости науки в современном обществе, увеличением различного рода научных контактов, таких как конференции, симпозиумы, научные семинары, возрастает роль устной научной речи.

Языковые средства

Лексические:

— использование специальной научной терминологии;

— частое использование иностранных терминов, книжных и лексически нейтральных слов;

— отсутствие лексики разговорного или просторечного характера;

— частая повторяемость одних и тех же слов и выражений;

— в научно-популярных текстах могут быть использованы оценочная лексика, сравнения, аналогии, позволяющие просто и ясно излагать научные истины.

Синтаксические:

— использование обобщённо-личных и безличных предложений, вводных конструкций, сложных синтаксических конструкций с причинно-следственными связями.

II. Разговорный стиль

Сфера применения: повседневное общение на бытовые или другие темы. Например, разговор в кругу семьи или разговор людей об искусстве, науке, политике, спорте, работе.

Функции: неофициальное, непринуждённое общение доверительного характера.

Форма речи: устная, которая может сопровождаться мимикой, жестами, движениями.

Тип речи: изложение в вопросно-ответной форме (диалог) без элементов описания, рассуждения, повествования.

Стилевые черты

Непринуждённость, неофициальность, конкретность, но возможна и алогичность, спонтанность, опора на внеязыковую ситуацию, непосредственную обстановку, в которой протекает общение. Разговорному стилю свойственны эмоционально-экспрессивные оценки субъективного характера, часто выраженные гиперболически.

Языковые средства

Лексические: лексическая разнородность: книжная лексика сочетается с терминами и заимствованиями, слова высокого стиля с просторечием; повторы слов, речевых оборотов.

Синтаксические: предложения с частицами, междометиями, конструкции фразеологического характера (“Тебе говорят-говорят, и всё без толку!”), неполные предложения, слова-предложения, выражающие согласие или несогласие (“Да”, “Нет”, “Угу”), сегментированные конструкции (“Он — и тот меня не понял”).

Разговорной ситуации присущи быстрый темп речи, краткость реплик, фонетическое редуцирование.

В пределах художественного стиля разговорный используется для того, чтобы передать характерные языковые особенности персонажа, народный быт и обычаи той или местности.

Практикум по анализу научно-популярного текста

Исходный текст

А.Бучаченко. Очарование науки

(1) Что есть наука? (2) Это скучный вопрос — что такое наука, и есть десятки ответов на него — ярких и унылых, серьёзных и шутливых, глубоких и примитивных. (3) Многие из них демонстрируют остроумие, изощрённость и элегантность мышления. (4) Но точен и бесспорен лишь один, простой и лишённый пафоса, — наука есть добыча Знаний. (5) За ним всё — и цель, и профессия, и вдохновение, и способы добычи, и пути познания. (6) Великий Ньютон заключил эту мысль в чеканную и монументальную формулу: “Наука есть движение мысли человеческой вслед за мыслью Творца”. (7) Это движение по дороге великих и блестящих идей и унизительных заблуждений, вдохновения и отчаяния, взлётов и падений, ярких озарений и унылых, тусклых тупиков, дорога восторга и смертных ошибок. (8) Великая и драматическая дорога познания, бесконечная и полная очарования…

(9) Наука открыла устройство мира. (10) Она показала, что мир устроен изумительно просто, но в этой таинственной простоте есть интригующая загадочность. (11) Наука открыла чертежи и законы, по которым сотворён мир. (12) Она установила, что мир создан по точному математическому законодательству — по формулам и уравнениям с точно заданными мировыми константами. (13) Это законодательство наука отчеканила
в теориях — строгих и совершенных. (14) Первая из них и самая древняя — эвклидова геометрия, теория физического пространства (Эйнштейн назвал её триумфом мышления). (15) Она не могла предвидеть искривление пространства, открытое Эйнштейном через двадцать три века после Эвклида, и потому она не точна. (16) Однако отклонения в размерах объектов эвклидовой геометрии (без учёта искривления пространства) от реальных размеров (с учётом искривления) в масштабе одного метра составляет величину, меньшую диаметра атома водорода. (17) Классическая ньютоновская механика даёт безупречное описание законов и явлений движения тел, однако для быстро движущихся тел (при скоростях, близких к скорости света) её предсказания чуть-чуть отличаются от опыта. (18) Но родились две теории относительности — специальная и общая, которые безупречны; их точность превосходит фантастическую величину 10–12%. (19) Они включают ньютоновскую механику и дают блестящее описание не только нашего, классического земного мира, но и мира космогонического, экзотического с позиции простого жителя Земли. (20) Более того, они включают динамическую теорию гравитации и описание космогонических явлений и объектов (например, двойных пульсаров и чёрных дыр).

(21) Заметим, что обе теории относительности появились раньше, чем обнаружились их подтверждения, и это демонстрирует волшебную силу науки и человеческой мысли, когда предсказания опережают опыт.

Об авторе

Бучаченко Анатолий Леонидович — химик, специалист в области химической физики. Академик РАН, лауреат Государственной и Ленинской премий. Заведующий кафедрой химической кинетики химического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова («Новый мир». 2007. № 8. С. 139).

Вопросы и задания

1-я группа. Определите стиль текста. Свой ответ аргументируйте, используя знания о стилях речи.

2-я группа. Сформулируйте вопросы, связанные с содержанием текста. Найдите на них точные ответы, стараясь опускать частности. Заполните таблицу (с. 32).

Ответ первой группы

Стиль научно-популярный, близкий публицистическому в первом абзаце. На научно-популярный характер изложения указывает: 1) умеренное использование научных терминов; 2) научные истины подкреплены примерами, фактами; 3) эмоциональность, проявляющаяся в художественных определениях, метафорах, сравнениях; 4) владение всеми ресурсами языка, позволяющими просто и ясно излагать научную истину.

Следует также отметить высокую культуру автора, его интеллигентность в общении с читателем.

Жанр — научно-популярная статья.

Функции текста: просветительская и воздействующая. Учёный размышляет о науке (“Что есть наука?”), которая помогает понять устройство мира. Текст предназначен широкому кругу читателей, поэтому отличается лёгкостью восприятия (1-й абзац), доступностью, логичностью, точностью, но вместе с тем требует от читателя определённых знаний в области математики и физики. Тип речи — рассуждение (тезис, доказательство, вывод).

Языковые особенности текста

Лексические: употребление научной терминологии (“константа”, “эвклидова геометрия”, “ньютоновская механика”, “теория гравитации”, “теория относительности”); отвлечённых книжных слов (“устройство мира”, “закон”, “космогонических явлений”); лексических повторов (“наука открыла...”); слов и выражений с оценочным значением (“изумительно просто”, “интригующая загадочность”, “волшебная сила науки”).

Образные средства: сравнения (“наука — путь познания”, “формулы и уравнения — музыкальные арии”), метафорические выражения (“Наука есть добыча Знаний”, “наука отчеканила в теориях”), художественные определения или эпитеты (“ярких и унылых”, “дорога восторга”, “чеканная формула”).

Ответ второй группы

Вопросы, раскрывающие содержание текста Ответы на вопросы
1. Что есть наука?

2. С чем сопряжено научное познание мира?

3. Какую роль играют научные открытия в сотворении мира?

4. Чем отличается космогонический мир от “классического земного” мира?

5. В чём состоит “волшебная сила” науки?

1. “Наука есть добыча Знаний”. “Наука есть движение мысли человеческой вслед за мыслью Творца”. Наука — познание мира.

2. С заблуждениями, отчаянием, “смертельными ошибками” и вместе с тем колоссальным удовлетворением от “блестящих идей”.

3. Они помогают понять устройство мира.

4. ______________________________

5. Волшебная сила науки в том, что научные “предсказания опережают опыт” и становятся истиной.

1. Какие сформулированные вами вопросы отражают проблемы текста?

(Что есть наука? С чем сопряжено научное познание мира? Какую роль играют научные открытия в сотворении мира?)

2. Какие примеры использует автор в качестве комментария проблемы?

(Приводит факты научных открытий: теорию физического пространства — эвклидову геометрию; ньютоновскую механику; теорию относительности Эйнштейна; теорию гравитации.)

3. К какому выводу приходит учёный?

(“Волшебная сила” науки в том, что она помогает понять устройство мира как “классического, так и космогонического”.)

4. Оформите свои наблюдения в виде первой части сочинения (проблемы текста, комментарии проблем, авторская позиция).

(Что такое наука? Какую роль играют научные открытия в познании мира? Какие трудности возникают на этом пути? Эти вопросы, связанные с проблемой научного устройства мира, являются наиболее важными для учёного-химика А.Л. Бучаченко. В его понимании “наука — это добыча Знаний”, или, как высказался Ньютон, “наука есть движение человеческой мысли вслед за мыслью Творца”. Это великая и святая дорога познания сопряжена с неимоверными трудностями, “унизительными заблуждениями”, но вместе с тем и “яркими озарениями”, блестящими открытиями.

Именно “наука открыла устройство мира” — считает автор. И первенство здесь принадлежит древнему геометру Эвклиду. А ньютоновская механика и две теории (относительности и гравитации) Эйнштейна позволили описать мир с точки зрения не только математических формул, но и движения космогонических сил. В этом и состоит, по мысли учёного, “волшебная сила науки”).

5. Чем отличается космогонический мир от “классического земного”?

На этот вопрос нет ответа в тексте. Предложим учащимся самим разобраться в нём, применив знания в области физики и философии. Ответ на этот вопрос поможет им высказать свою точку зрения на проблемы текста. Тезисом для рассуждения может стать определение понятия космогония.

Практикум по анализу художественного текста. Разговорный стиль

Исходный текст

М.Зощенко. Мещанство

(1) О мещанстве Иван Петрович имел особое мнение. (2) Он крайне резко и зло отзывался об этой накипи нэпа. (3) Не любил он этой житейской плесени. (4) — Для меня,— говорил Иван Петрович,— нету ничего хуже, как это мещанство. (5) Потому через это вся дрянь в человеке обнаруживается... (6) Давеча, например, я Васькино пальто накинул. (7) За керосином побежал в лавку. (8) Так Васька сразу в морду лезет. (9) Дерётся. (10) Зачем ему, видите ли, керосином пальто залил. (11) — Воняет,— говорит. (12)— Да брось,— говорю,— ты, Вася, свои мещанские штучки! (13) Ну, залил и залил, завтра ты заливай. (14) Я с этим не считаюсь. (15) А если, говорю, воняет — нос зажми. (16) Пора бы, говорю, перестать запахи нюхать. (17) Мещанство, говорю, какое. (18) Так нет, недоволен, чёрт сопатый. (19) Бубнит что-то себе под нос. (20) Или, например, хозяйка. (21) Квартиру держит. (22) И чуть первое число наступает — вкатывается в комнату. (23) Деньги ей, видите ли, за квартирную площадь требуются. (24) — Да что вы, — говорю, — гражданка, объелись? (25) Да что, говорю, я сам деньги делаю? (26) Оставьте, говорю, при себе эти мещанские штучки. (27) Обождите, говорю, месяц. (28) Так нет — вынь да положь ей за квадратную площадь. (29) Ну, да когда старый паразит в мещанстве погрязши, это ещё куда ни шло. (30) А вот когда молоденькая в мещанство зарывается — это больно и обидно. (31) Например, Катюша из трепального отделения. (32) Довольно миленькая барышня, полненькая. (33) По виду никогда не скажешь, что мещанка. (34) Потому поступки видны, идеология заметна, ругаться по матери может. (35) А поближе тронешь — мещанка. (36) Не подступись к ней. (37) Давеча в субботу после получки говорю ей запросто, как дорогой товарищ дорогому товарищу: (38) — Приходите,— говорю,— Катюша, ко мне на квартиру. (39) У печки, говорю, посидим. (40) После фильму пойдём посмотрим. (41) За вход заплачу. (42) Не хочет. (43) Спасибо ребята срамить начали. (44) — Да брось ты,— говорят,— Катюша, своё мещанство. (45) Любовь свободная. (46) Ломается. (47) Всё-таки, поломавшись, через неделю зашла. (48) Зашла и чуть не плачет, дура такая глупая. (49) — Не могу,— говорит,— заходить. (50) Симпатии, говорит, к вам не ощущаю. (51) — Э,— говорю,— гражданка! (52) Знаем мы эти мещанские штучки. (53) Может, говорю, вам блондины эффектней, чем брунеты? (54) Пора бы, говорю, отвыкнуть от мещанской разницы. (55) Молчит. (56) Не находит чего сказать. (57) — Пущай,— говорит,— мещанство лучше, а только не могу к вам заходить. (58) В союз пойду жалиться. (59) Я говорю: (60) — Да я сам на тебя в Петросовет доложу за твои мещанские штучки. (61) Так и махнул на неё рукой. (62) Потому вижу, девчонка с головой погрязши в мещанство. (63) И добро бы старушка или паразит погрязши, а то молоденькая, полненькая, осьмнадцати лет нет. (64) Обидно.

(1932)

Словарь терминов

Сатира — острая, язвительная форма осмеяния пороков людей и общества. Сатира не просто смешит, а заставляет ужасаться, поэтому сатира возможна без смеха, но невозможна без остроумия. С позиции эстетического идеала и общечеловеческих этических норм сатира гневно отвергает пороки людей и общества.

Юмор  вид комического, в котором пороки осмеиваются не беспощадно, как в сатире, а доброжелательно подчёркиваются недостатки и слабости человека или явления. Если сатира смехом обличает, то юмор сочувствует человеку, попавшему в смешное положение.

Юмореска  юмористическая миниатюра в прозе или стихах, близка к анекдоту, но в отличие от него не носит явно обличительного, осмеивающего, а порой и оскорбительного характера.

Стилизация  сознательная и явная имитация несвойственного автору чужого стиля и стилистики, близкая к пародии в авторском тексте и в речах персонажей. Иногда служит целям мистификации, иногда для перевоплощения в образ предполагаемого рассказчика, как, например, в рассказах М.Зощенко.

Сказ близок стилизации, но ориентирован не на литературную (книжную) речь, а уличную, бытовую — разговорную. Главное свойство сказа — воспроизведение разговорного монолога героя-рассказчика, его стиля речи и мысли.

Вопросы и задания

1. Определите жанр текста М.Зощенко.

(Короткий юмористический рассказ — юмореска.)

2. К какому стилю речи принадлежит рассказ? Дайте развёрнутый ответ на вопрос с указанием всех особенностей стиля.

(Стиль разговорный. Его содержательные особенности выражены через характерные языковые средства. На лексическом уровне — употребление просторечных и бранных выражений (“давеча”, “срамить начали”, пущай”, “чёрт сопатый”), экспрессивных оборотов (“накипь нэпа”, “житейской плесени”, “дрянь в человеке”, “мещанские штучки”), слов и выражений, отражающих реалии времени (“Побежал за керосином в лавку”, “нэп”, “гражданка”, “дорогой товарищ”), фразеологических оборотов (“вынь да положь”, “куда ни шло”).

На морфологическом уровне доминирует глагол “говорю”, который имитирует неразрывное течение мысли рассказчика. На уровне синтаксиса можно отметить наличие простых (коротких) и односоставных предложений, инверсию, предложений с параллельными конструкциями.

Графически текст выстроен как диалог по типу “вопрос-повествование”, что сближает рассказчика с героем. Подобное строение освобождает язык от привычных литературных условностей, позволяет в более широком диапазоне представить комичную ситуацию обличения мещанства человеком недалеким, самодовольным.

Структура текста имеет форму сказа, которая тоже ориентирована на разговорный язык.)

3. Охарактеризуйте главного героя рассказа.

(Иван Петрович — человек, приспособившийся к новым условиям жизни. Он — хозяин этой жизни, поэтому может безапелляционно критиковать всех и вся. О таких нормах поведения, как вежливость, такт, обходительность по отношению к людям, особенно к женщине, он не имеет ни малейшего представления. Это человек, который хорошо усвоил веяния нового времени, приспособился к новому строю. Здесь всё общее: взял чужое пальто, залил его керосином — ничего страшного (“сегодня я залил, завтра ты заливай”); или вот ещё квартирная хозяйка требует положенную оплату за квартиру (“…вынь да положь ей за квадратную площадь”) — подождёт, не велика беда! Всех обвиняет герой в мещанстве. Особенно достаётся “молоденькой барышне”. Вроде и она усвоила идеологию новой жизни, не должна быть мещанкой, потому что “ругаться по матери может”, но ведь к ней не подступиться — следовательно, и она погрязла в мещанстве. “Свободная любовь”, которую исповедуют “новые обыватели” в лице Ивана Петровича, низменна, отвратительна в сущности своей. И что самое страшное, девушка сама боится обвинений в свой адрес: приходит к Ивану Петровичу, пытается доказать ему, что любовь должна основываться на взаимных чувствах, обещает пожаловаться “в союз”, но в понимании Ивана Петровича так и остаётся несознательным элементом. Он очень хорошо понял новые догмы, директивы. Сегодня принято обличать мещан — будем яростно выполнять и перевыполнять эту программу; завтра поступит другая директива — будем слепо следовать и ей.)

4. В какой роли выступает автор? Каково его отношение к герою?

(С одной стороны, он перевоплощается в героя-рассказчика с тем, чтобы лучше разглядеть этого человека, с другой — отстраняется от него: он напуган массовым нашествием таких людей, не осознающих своей духовной бедности, примитивизма. Его пугают последствия директивного образа жизни. Мир этих людей перевёрнутый, упрощённый, грубый, омертвелый. Истинной культуры здесь нет. Нет места и настоящим высоким чувствам.)

5. Отражает ли название юмористической миниатюры её идейное содержание?

(“Мещанин: 1) лицо, принадлежащее мещанскому сословию; 2) человек с мелкособственническими интересами, узким кругозором, обыватель”. Мещанство — понятие нарицательное. Герой рассказа резко отзывается об этом явлении, называя его “накипью нэпа”, “житейской плесенью”, для него и друг Васька, и квартирная хозяйка, и молоденькая девушка — все мещане. В сущности же он сам — человек с приземлёнными, косными взглядами, человек недалёкий и ограниченный. “Мещанство” в контексте этого рассказа раскрывает мир “маленького, простого человека”, усвоившего все повадки хозяина жизни.)

6. Какие проблемы решает М.Зощенко в этом рассказе?

(1. Проблема маленького человека, возомнившего себя хозяином жизни. 2. Проблема упрощения и огрубления жизни. 3. Проблема духовного обнищания человека.)

Домашнее задание. Самостоятельно проанализируйте рассказа М.Зощенко «Обезьяний язык».

Рейтинг@Mail.ru