Колонка редактора
Колонка главного редактора
Попадание в десятку
Когда поздним вечером перед Новым годом я лихорадочно дорезал в салат оливье последние солёные огурцы, в квартире раздался телефонный звонок. Голос в трубке я узнал сразу — Лидия Ивановна Норина, учитель-словесник известной на всю Россию гимназии № 10 Новосибирска: “Поздравляю тебя и твоих родных! И успеха газете! У нас уже Новый год наступил!” Вот они, новосибирцы, всегда так: ты ещё собираешься, да готовишься, да раздумываешь — а они уже “сделали”. Обгоняют по всем статьям. Как минимум, на год…
Эта маленькая история лучше всего передаёт мои ощущения от трёхдневной поездки в Новосибирск в самом конце 2007 года. Головокружительные три дня напряжённого общения. И хоть в позиции рассказчика (лектора, руководителя семинара) приходилось выступать мне, неизвестно, кто у кого больше учился и перенимал: новосибирские учителя у меня или я у них.
За эти три дня, программа которых была подготовлена удивительным человеком Ириной Владимировной Добрыниной, преподавателем одновременно и школьным (СУНЦ НГУ), и вузовским (НГПУ), удалось сделать невообразимо много. Прошла творческая встреча с учителями области в Ордынском районе (низкий поклон работникам школы в п. Ордынское!), состоялся двухдневный семинар на базе Новосибирского педагогического университета, в котором принимали участие не только учителя, но и студенты, — и конечно же, нельзя забыть радушный приём, организованный гимназией № 10, знаменитой «Десяткой» (отдельное спасибо директору школы Наталье Васильевне Ярославцевой).
И везде разговор шёл о главном: как сегодня преподавать литературу — так, чтобы ученику хотелось быть на уроке, читать и обсуждать книгу. Как увлечь нашим предметом, испытывающим сегодня колоссальное давление с разных сторон. Как противостоять общему снижению тонуса в гуманитарном образовании.
Похоже, что у новосибирских словесников есть ответы на эти вопросы. Они знают какие-то секреты, которые позволяют им в своей работе всегда “попадать в десятку”. И не только знают, но и делятся ими.
Для этого номера из собранных в Новосибирске материалов мы специально отобрали три. Все они связаны с произведениями, которые не входят в школьную программу, однако чтение их с детьми даёт учителю уникальную возможность построить интересный, захватывающий разговор на уроке литературы. Замечательно само это стремление новосибирских учителей идти непроторёнными путями. Может быть, в этой ситуации “сопротивления материала” только и рождаются настоящие находки.
Мы желаем словесникам Новосибирска дальнейших открытий и будем затаив дыхание следить за их филигранной высокопрофессиональной работой. И ждать новых встреч на страницах «Литературы».