Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 8–9-й классы

Наталья ВИШНЯКОВА


Наталья Николаевна ВИШНЯКОВА — учитель русского языка и литературы московской школы «Знак».

Понятие “маленького человека” у Гоголя

Вводя в интеллектуальный обиход учащихся то или иное литературоведческое понятие, мы часто забываем о его главном предназначении — помочь грамотно прочитать книгу. Это, в сущности, и есть цель любого учителя литературы — приблизить книгу к ученику, воспитать если не любовь, то, по крайней мере, привычку к чтению. Мы изучаем программные произведения, но проецируем их уроки и на послешкольную жизнь.

Для большей эффективности в достижении целей такого рода необходимо время от времени оставлять ученика наедине с книгой, не становиться посредником между ними. Конечно, это возможно только при условии доверия к ученикам. Существует немало педагогических технологий, призванных разнообразить самостоятельную работу в классе. Одна из них — так называемая модульная технология.

Читая Гоголя в 8–9-х классах, мы вводим понятие “маленького человека”. Маленького человека, который, тем не менее, является героем своей собственной истории. Понять такого героя в возрасте 15–16 лет непомерно тяжело, особенно в современном, ориентированном на “успешность” обществе. Фактически, вводя термин “маленький человек”, мы встаём на путь воспитания сострадания, может быть, единственный для понимания и приятия Башмачкина, Поприщина и подобных гоголевских героев — незаметных, не привлекающих внимания среди блестящих, ярко мыслящих и нестандартно, отважно поступающих героев литературы XIX века.

Но о чём думает маленький герой Гоголя? К этой проблеме необходимо привлечь внимание читающих «Шинель» и «Записки сумасшедшего». В первую очередь — сравнить образы мысли у Башмачкина и Поприщина, героев страдающих, желающих для себя чуть большего, малой радости, не ущемляя при этом обладателей радостей больших.

Предлагаю раздать ученикам следующий модуль для самостоятельной работы.

Трагедия “маленького человека” в изображении Гоголя: Башмачкин и Поприщин

На уроке вам потребуются тексты «Записок сумасшедшего» и «Шинели» Н.В. Гоголя.

Ход работы

1. Запишите тему работы в тетрадь (см. выше).

2. Разделите тетрадный лист на 3 части.

3. Впишите названия колонок:

“Параметры сравнения”

«Шинель» «Записки сумасшедшего»
     

4. Вам предстоит сравнить двух героев: Башмачкина и Поприщина.

5. В первой колонке вы записываете “параметры” сравнения.

“Параметры сравнения”

«Шинель» «Записки сумасшедшего»
Первое читательское впечатление (в виде цитаты)    
Мелочи, окружающие “маленьких людей” (предметы быта)    
Обстоятельство, заставившее героя взбунтоваться (самостоятельно)    
Бунт героя — в виде его реплики (цитата)    

6. В графу «Шинель» впишите: “«…Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»”.

Найдите соответствия в тексте «Записок сумасшедшего». Запишите.

7. В графе «Записки сумасшедшего» запишите: “Они думали, что я напишу на самом кончике листа: столоначальник такой-то. Как бы не так! Я на самом главном месте, где подписывается директор департамента, черкнул: «Фердинанд VIII»”.

Найдите соответствия в тексте «Шинели» и запишите их (ищите цитату — по сходному значению, которое она имеет для сюжета).

8. Закройте таблицу (отчеркните нижнюю границу).

9. Прокомментируйте следующий эпизод: Башмачкин, надев новую шинель, начинает замечать окружающую его жизнь: вывески, витрины, людей на улицах. Почему? Что могло бы быть, если бы у Башмачкина не украли шинель?

10. Сделайте вывод: “В чём значение литературы о «маленьких людях»?” Объём — 1/23/4 страницы.

11. Отступите несколько строк и запишите заголовок «НОС». Ниже — перепишите цитату из «Записок сумасшедшего» (глава «Мадрид. Февруарий тридцатый») со слов “Луна ведь обыкновенно делается в Гамбурге…” — до слов “…не допустить земле сесть на луну”.

12. Начните читать повесть Гоголя «Нос».

Итак, работа проведена, тетради собраны. Каковы результаты? Они сходны, но не обязательно однозначны. Здесь важно дать ученику определённую свободу (на наших уроках различия в понимании текста привели к заинтересованной, искренней дискуссии). Примеры цитат, приведённые мной, также спорны. Но приблизительно так выглядит таблица после заполнения.

“Параметры сравнения”

«Шинель»

«Записки сумасшедшего»

Первое читательское впечатление

(в виде цитаты)

“…Чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щёк и цветом лица что называется геморроидальным…” “Признаюсь, с недавнего времени я начинаю иногда слышать и видеть такие вещи, которых никто ещё не видывал и не слыхивал”.<.i>

“Дай-ка мне ручевский фрак, сшитый по моде, да повяжи я себе такой же, как ты, галстук, — тебе тогда не стать мне и в подмётки. Достатков нет — вот беда”.

Мелочи, окружающие “маленьких людей” (предметы быта) “Там, в этом переписывании, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир”.<.i>

“Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи и ел кусок говядины с луком, вовсе не замечая их вкуса; ел всё это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору…”

“Я решился сделать мантию из нового вицмундира, который надевал всего два раза. Но чтобы эти мерзавцы не могла испортить, то я сам решился шить, заперши дверь, чтобы никто не видал. Я изрезал ножницами его весь, потому что покрой должен быть совершенно иной”.
Обстоятельство, заставившее героя взбунтоваться (самостоятельно) Кража шинели, возвращение в ничтожное состояние. Безнадёжная любовь к барышне выше себя по происхождению, возвысившая героя на мгновение и снова вернувшая его на своё место.
Бунт героя — в виде его реплики (цитата) “А! вот и ты наконец! наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно! не похлопотал об моей, да ещё и распёк, — подавай же теперь свою!” “Мне подавайте человека! Я хочу видеть человека; я требую пищи — той, которая бы питала и услаждала мою душу; а вместо того эдакие пустяки…”
“«Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — и в этих проникающих словах звенели другие слова: «Я брат твой»”. “Боже! что они делают со мной! они льют мне на голову холодную воду! они не внемлют, не видят, не слушают меня! что я сделал им? за что они мучат меня?”
“…то, наконец, даже сквернохульничал, произнося самые страшные слова, так что старушка хозяйка даже крестилась, отроду не слыхав от него ничего подобного, тем более что слова эти следовали непосредственно за словом «ваше превосходительство»”. “Они думали, что я напишу на самом кончике листа: столоначальник такой-то. Как бы не так! Я на самом главном месте, где подписывается директор департамента, черкнул: «Фердинанд VIII»”.

Почему выбраны именно эти параметры для сравнения образа мысли, внутреннего мира героев? “Первое читательское впечатление” — работа с восприятием образа. Довольно часто дети произносят: “Сначала мне показалось, что герой — такой-то, но потом я понял, что это не так”. Первая графа таблицы даёт возможность впоследствии отрефлексировать собственный процесс чтения, знакомства с героем. “Мелочи, окружающие «маленьких людей»”, — уже непосредственно раскрытие образа; бытовой мир есть отражение внутреннего, у Гоголя бытовой мир одушевлён, максимально приближен к человеку, предельно соответствует ему. Дополнением к этой работе можно считать № 9 модуля, анализ эпизода, в котором новая шинель ставит Башмачкина в ряд красивых, свободных, перспективных людей, способных вызвать интерес у других. “Обстоятельство, заставившее героя взбунтоваться” — работа с текстом, поиск кульминации сюжета, ключа, который оправдывает дальнейшие события повествования. По сути, мы занимаемся установлением причинно-следственной связи, развиваем навык читательского предвидения, возможный в литературе реализма. И, наконец, — “Бунт героя” — завершение образа, проявление собственных чувств по отношению к нему. Две последние строки помогают установить родственность образов, возможно, перенести уже оформившееся отношение к одному — на другого. Как правило, всё это помогает приблизить не только двух героев друг к другу, но и себя — к ним. Во время дискуссии только один человек признался в полном неприятии Поприщина и Башмачкина, в отсутствии добрых чувств к ним.

Вывод о значении литературы о “маленьких людях” поднимает вопросы смирения и сострадания, жестокости к ближнему и внимания к нему. В некоторых работах проводится параллель с сегодняшней жизнью: с проблемой социальной адаптации инвалидов, помощи бедным, слабым, беззащитным — униженным и оскорблённым нашего века. В любом случае, подробное изучение повестей Гоголя делает читающего чуть более внимательным, чуть более неравнодушным.

Сравнение героев «Шинели» и «Записок сумасшедшего» не завершает чтение Гоголя. Далее мы переходим к изучению и анализу повести «Нос». Эпиграфом к этой теме мы берём цитату из предыдущей, внушая идею преемственности образов, созданных одним писателем, и одновременно развивая идею гоголевского абсурда. Что может быть удивительного в гуляющем по Петербургу Носе, если все носы, как известно, живут на луне?

Рейтинг@Mail.ru