Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №2/2008

Колонка редактора

Колонка главного редактора

Быть классиком…

Гоголь — один из самых зачитанных школьной программой писателей. В этом качестве он может соперничать даже с Пушкиным. Хармсовское “однажды Гоголь переоделся Пушкиным” на уроках оправдывается с лихвой: Гоголь в школе — это наше всё, добротное и надёжное. Для всех классов — с 5-го по 10-й. Во всех видах — эпос, драма и даже лирика (см. поэму «Мёртвые души»). Методической литературы — не перечитать (есть даже несколько книг с одинаковым названием «Гоголь в школе»).

При всём этом Гоголь — один из самых непрочитанных в школе писателей. И здесь тоже пушкинская участь: душа — “в заветной лире”, “für Wenige”, а толпа продолжает торить свою бессмысленную тропу к памятнику-идолу. Уж не об этом ли памятнике школьного масштаба речь у Александра Кушнера:

Быть классиком — значит стоять на шкафу
Бессмысленным бюстом, топорща ключицы.
О, Гоголь, во сне ль это всё, наяву?
Так чучело ставят: бекаса, сову.
Стоишь вместо птицы.
Он кутался в шарф, он любил мастерить
Жилеты, камзолы.
Не то что раздеться — куска проглотить
Не мог при свидетелях — скульптором голый
Поставлен. Приятно ли классиком быть?
Быть классиком — в классе со шкафа смотреть
На школьников; им и запомнится Гоголь
Не странник, не праведник, даже не щёголь,
Не Гоголь, а Гоголя верхняя треть.

Желание говорить о Гоголе живом и интересном знакомо словесникам — читателям «Литературы». Видимо, этим объясняется неиссякающий поток материалов о гоголевских произведениях, приходящих к нам в редакцию. Мы решились собрать часть из них в специальный номер, который вы сейчас держите в руках. Все они посвящены прозаическим произведениям Гоголя.

Объединяются статьи в этом номере по принципу творчески-хронологическому — от «Вечеров» до «Выбранных мест из переписки с друзьями». В жанровом отношении материалы разнообразны — здесь есть и игры, и аналитические статьи, и фрагменты биографии, и методические материалы к уроку, и библиографические рекомендации. Их авторы — крупные учёные, вузовские преподаватели, школьные учителя — при всей разнице подходов к творчеству Гоголя стремятся рассказать о нём заинтересованно и нешаблонно. Так, чтобы Гоголь запомнился ученикам — как странник, как праведник, и даже как щёголь. Но в первую голову как писатель, чьё присутствие в жизни необходимо каждому.

Сергей ВОЛКОВ
Рейтинг@Mail.ru