Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №14/2005

Я иду на урок

Я иду на урок

Марина ЧЕРКАШИНА


Марина Владимировна ЧЕРКАШИНА (1964) — учитель русского языка и литературы новосибирской гимназии № 10.

Урок словесности в 8-м классе

Языковые средства изображения “города-обмана” в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

На предыдущих уроках мы говорили о Петербурге Гоголя, анализируя содержание, идею и композицию повести «Невский проспект».

Сегодня нам предстоит, надеюсь, интересная работа с языковыми средствами изображения “города-обмана” в повести.

Вспомним, к каким выводам мы пришли, анализируя композицию «Невского проспекта».

Произведение состоит из трех частей: первая часть — реальное пространство, знакомое каждому жителю Петербурга; вторая — пространство вымышленной действительности, в котором разворачиваются истории двух молодых людей, выхваченных автором из толпы, гуляющей по проспекту; третья часть — метафизическое пространство высшего порядка, мифологический уровень восприятия Невского проспекта, а значит, и Петербурга.

Описание Невского проспекта обрамляет собственно художественную часть произведения, причём рамка очень массивная.

Мы уже не раз сталкивались с рамочной композицией в художественных произведениях.

— Что в них было более важным: то, что внутри рамки, или сама рамка?

— Можем ли мы с полной уверенностью сказать, что в повести «Невский проспект» всё именно так?

— А как тогда можно интерпретировать внутреннюю часть произведения? (Иллюстрация, пример того, что может произойти на Невском проспекте.)

Ну а поскольку рамка в этом произведении играет очень важную роль, сегодняшний урок и будет посвящён анализу описания Невского проспекта, которое содержится в первой и третьей частях повести.

— Что является доминирующим в описании Невского проспекта в начале и в конце повести?

1-я часть: “Да” 2-я часть: “Нет”
Нет ничего лучше Невского проспекта!

Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы!

Да и кому же он не приятен?

Всемогущий Невский проспект!

О, не верьте этому Невскому проспекту! …стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Ничуть не бывало… Совсем нет… Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект. …сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать всё не в настоящем виде.
Утверждение через отрицание Обилие средств, работающих на отрицание (отрицательные частицы, слова, усиливающие отрицание); лексика с отрицательным наполнением.

— В чём еще особенность изображения Невского проспекта в третьей части? (Олицетворение.)

В третьей части автор довольно жёстко обличает Невский проспект во лжи, говоря о том, что сам демон помогает ему в этом обмане.

Итак, Невский проспект в изображении Гоголя — живое существо, наделённое определёнными человеческими качествами, главное из которых — лживость.

Сейчас я предлагаю вам вернуться к описанию того самого дышащего обманом Невского проспекта в начале повести и посмотреть на него более пристальным взглядом.

— В чём заключён обман?

— Кем или чем хочет казаться Невский проспект и является ли он таковым на самом деле?

Обращаемся к тексту.

Невский проспект: красавица нашей столицы; всеобщая коммуникация Петербурга; главная выставка всех лучших произведений человека.

— Что стоит за этими “вывесками” Невского проспекта?

Так или иначе все эти вывески связаны с изображением человека.

Невский проспект и люди на нём изображены в течение целого дня: “Какая быстрая фантасмагория совершается на нём в течение одного только дня!”

— Что такое фантасмагория?

— В каком значении употреблено это слово в тексте?

· Причудливые, удивительные изменения, превращения.

Но у этого слова есть и другие значения:

· Световые картины, фигуры, получаемые при помощи оптических устройств: игра света и тени.

· Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

Безусловно, что все эти значения присутствуют в повести. Неслучайно уже в начале повести Гоголь называет человеческое существование на Невском проспекте “фантасмагорией”, связывая его тем самым с обманом, иллюзией.

— Итак, каков же он, человек, в изображении Гоголя?

Давайте найдём группу слов с лексическим значением “человек”, “люди”.

“Начнём с самого раннего утра” — как предлагает автор.

Человек Мужик

Житель Мальчики

Народ Гувернёры

Чиновник

— Перед нами имена существительные со значением лица. Какую информацию о человеке они несут? (Сословие, служебное и социальное положение, род занятий, возраст, пол.)

— Подчёркивает ли автор какие-нибудь индивидуальные черты?

Продолжаем наблюдать, как Гоголь изображает людей на Невском проспекте.

“…Ближе к двум часам”

…Все, окончившие довольно важные домашние задания

…Поговорившие со своим доктором

…Узнавшие о здоровье лошадей

…Прочитавшие афишу

…Те, которые служат в иностранных коллегиях

…Встретите разговаривающих о концерте или о погоде

Для описания людей Гоголь использует местоимения с относящимися к ним причастными оборотами, субстантивированные причастия, сложноподчинённые предложения. Какова их роль?

Личность не важна, важна функция, действие, которое она выполняет.

Бакенбарды

Усы

Тысячи сортов шляпок, платьев, платков

Талии

Дамские рукава

Для обозначения человека Гоголь начинает использовать неодушевлённые существительные с лексическим значением “часть тела” или “предмет гардероба”.

Такой приём, когда вместо названия целого предмета используется название его части, называется метонимией. С таким приёмом мы уже встречались в повести Гоголя «Нос».

Целое море мотыльков

…блестящая туча над чёрными жуками мужеского пола

Автор использует для обозначения человека одушевлённые существительные со значением “насекомое”.

— С таким приёмом мы тоже уже сталкивались, изучая повесть «Шинель» и комедию «Ревизор». Какова роль этого приёма?

Автор стремится подчеркнуть, что перед нами очень мелкие существа, которые, как правило, роятся в необыкновенном количестве. Снова подчёркивается отсутствие индивидуальности, массовая одинаковость.

Далее появляются сравнения человека с неодушевлёнными предметами.

Даму так же легко и приятно поднять на воздух, как подносимый ко рту бокал, наполненный шампанским.

Для обозначения человека автор также использует абстрактные существительные, например улыбка, характеры и явления.

“В три часа”…

…Титулярные, надворные и прочие советники

…Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари.

Появление, скорее, не людей, а чинов, которое, кстати, сопровождается тоже неким обманом: “На Невском проспекте вдруг настаёт весна”. Но весна мнимая, это только зелёные вицмундиры чиновников. Но сколько же их должно быть, чтобы всё вокруг позеленело!

“С четырёх часов…”

Какая-нибудь швея

Какая-нибудь жалкая добыча

Какой-нибудь заезжий чудак

Какая-нибудь длинная высокая англичанка

Какой-нибудь артельщик

Повтор неопределённых местоимений — пренебрежение, неважность означенных персон.

“Больше никого не встретите вы на Невском проспекте”

Огромное количество людей прошло перед нами, но ни одного лица мы не увидели. Лишь отдельно существующие части тела, предметы гардероба, должности и чины, заместившие собой человека. Человек = вещь, абстрактное понятие.

Для чего же человек-вещь существует в этом мире? Какова цель? Говорит ли об этом Гоголь?

И, наконец, сумерки.

Невский проспект оживает и начинает шевелиться.

Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет.

В это время чувствуется какая-то цель или, лучше, что-то похожее на цель, что-то чрезвычайно безотчётное… (приём градации)

Цель, только что обозначенная автором, тут же сводится к нулю.

А люди превращаются в длинные тени.

Здесь вы встретите почтенных стариков, которые с такой важностью и с таким удивительным благородством прогуливались в два часа по Невскому проспекту. Вы их увидите бегущими так же, как молодые коллежские регистраторы, с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы…

Важность и благородство оборачиваются обычной пошлостью. Важности и благородства тоже нет, есть только видимость.

Давайте подведём итог нашим наблюдениям.

Автор разоблачает Невский проспект ещё в первой части.

— Какова же тогда роль восклицаний, выражающих восхищение автора, в начале повести?

Это тоже не настоящее восхищение. Оно лишь подчёркивает авторскую иронию. Именно ирония свергает изображаемый предмет с его мнимой высоты.

· Красота? Что, связанное с понятием красоты, увидели мы на Невском проспекте?

· Коммуникация? Явились ли мы свидетелями общения людей друг с другом, взаимообогащения личностей?

· Выставка? А что показано как лучшее произведение человека?

Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!

Владимир Набоков так сказал о Петербурге Гоголя: “Петербург: смазанное отражение в зеркале, призрачная неразбериха предметов, использованных не по назначению; вещи, тем безудержнее несущиеся вспять, чем быстрее они движутся вперёд; бледно-серые ночи, вместо положенных чёрных, и чёрные дни…”

— Можно ли соотнести эту характеристику Петербурга с анализом, который мы сделали сегодня на уроке?

Рейтинг@Mail.ru