Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2010

Я иду на урок

Список книг для летнего чтения. Интересно, существует ли он в современной школе и как его используют коллеги? Каждый год в конце мая мучает вопрос, как составить его, чтобы и программные тексты включить, и интерес учеников учесть, и свою корысть отчасти. Это в мае. Приходит сентябрь, и думаешь, что всё надо было сделать иначе, так как за лето дети вроде бы прочитали достаточно, но вот из моего списка мало.

От списка книг к уроку литературы

С копившимися мучениями рос и опыт. Список, хоть какие определения к нему добавь, детьми воспринимается как обязаловка, да ещё и летняя, потому психологически отторгается. Учитель просто сказал или ласково предложил — и этим уже обязал. “А что для души почитать, я из Интернета узнаю”, — часто слышу в сентябре. И как же быть? Ведь получается, что ни я, ни мои ученики особого удовольствия от летнего списка не получают.

В прошлом мае решилась на эксперимент, и, поскольку уже прошёл почти год, можно сказать, что эксперимент удался. Правда, он коснулся только 6-го класса, и речь, следовательно, в основном будет о программе чтения шестиклассников.

Один из частых аргументов учеников — для чего такие большие (20–22 книги) списки даёте, если не всё потом изучаем? А ведь говорится в мае: такие-то программные, такие-то для души, такие-то… Оказывается, все программные — так, вероятно, в конце мая воспринимает ученическое ухо. Сознаюсь честно, в первые годы работы этот аргумент сильно раздражал. Но он подсказал и решение.

Ученики получили два листочка: первый назывался «Список программных произведений по литературе для 6-го класса», второй «Книги для 11–13-летних». Первый составлен как обычно, но напротив имени каждого автора я поставила примерные сроки, когда его произведение будем изучать в следующем учебном году, и объём в страницах. Пояснила: если вы не успеете прочитать летом, то можно читать в течение учебного года, ориентируясь на сроки и объёмы. Результат в сентябре — по 3–4 самых объёмных произведения прочитаны.

Что касается второго списка, то его удобно составлять по жанрам или темам (фантастика, история, приключения и т.п.). Этот «список» был неполным — я исключила из него те произведения, о которых ученики узнают в сентябре (о них ниже). Вместо 20–22 названий оставила 12 (это плюс к программным). Это позволило ученикам спокойно прочитать летом ещё и самостоятельно выбранные книги, это уже плюс к моим 12. А когда они пришли в сентябре на первый урок по литературе, узнали о нашей программе чтения.

В нашем лицее учебный процесс делится на семестры — шесть в году, и программа чтения была ориентирована именно на этот режим. Мною были выбраны пять книг (исключила последний семестр) для устной работы на последнем уроке в конце каждого семестра. Часто эти уроки используем для игр, для дополнительных каких-то тем — в этом году дополнительными стали произведения, не включённые в летний список: «Пропавшие в Бермудии» А.Слаповского, «Маленький принц» Экзюпери, «Оскар и Розовая дама» Шмитта, «Вся жизнь впереди» Ажара и «Чучело» Железникова. Ученики в течение семестра (5–6 недель) читают одно произведение, за неделю до урока получают задания и готовятся. На второе и третье произведение, по желанию самих учеников, мы потратили по два урока вместо одного — так велик был интерес. Чтобы книгу читали все, я приготовила папку с электронными текстами всех пяти произведений, и ученики скопировали её на свои флэшки. Впоследствии кто-то приходил с книгами, кто-то распечатывал тексты из папки.

Чем обусловлен выбор этих произведений? Повесть Железникова есть в программе 6-го класса. Французские писатели выбраны в связи с годом Франции в России и с тем, что группа учеников изучает французский язык как второй иностранный. Что касается романа Слаповского, то желание познакомить с ним детей возникло после интервью, которое он дал в конце 2008 года телеканалу «Культура». Писатель рассказал о замысле серии романов для семейного чтения, объяснил, почему он обратился к детской теме, и сообщил, что закончил первую книгу. Сама творчество Слаповского люблю, в выпускном классе работаем с его рассказами, которые можно читать прямо на уроках. Роман «Пропавшие в Бермудии» увлёк учеников и родителей настолько, что взрослые купили на весь класс вторую книгу, «Пропавшие в стране страха», которая как раз вышла осенью 2009 года, и вновь коллективно читали.

Что способствовало семейному увлечению? Сначала прошёл урок — как и обещано, в конце первого семестра. Первый том у многих был, так как продавался уже с весны, остальные распечатали необходимые для урока фрагменты (роман большой). К уроку ученики выполняли следующие задания.

• Приготовьте рассказ о том, что знала и умела семья до того, как попала в Бермудию, и что пригодилось им в незнакомой стране. (На уроке в ходе рассказов учеников обсуждался вопрос о ценностях, имевших место в реальном мире, и потере их значимости в новом.)

• Выпишите не менее трёх мыслей, которые вас чем-то поразили. (Читая на уроке свои примеры, ученики формулировали их в краткие предложения: эти мысли предлагались в качестве жизненных девизов.)

• Выберите одну курьёзную, с вашей точки зрения, ситуацию и приготовьте к ней комментарий.

После урока дома ученики письменно отвечали на вопрос: “Хотели бы вы, чтобы книгу прочитали взрослые? Почему?” Вот некоторые из ответов.

  • Думаю, что взрослым следует прочитать эту книгу, потому что в ней говорится о возможностях человека. Например, родители хотят, чтобы их ребёнок был везде и во всём лучший, что просто невозможно. Мы не можем ходить одновременно в школу, на тренировку и к репетиторам! А если успеваем, то к концу дня валимся спать, не выучив уроки на следующий день (Миша П.).
  • Эту книгу следует прочитать учителям. Слаповский рассказывает о двух видах школ, о разных уроках. Неплохо бы нашим учителям провести такие, которые основываются во многом на умениях (Маша П.).
  • Взрослым следует познакомиться с папой Олегом, который думал только о своих финансах, и мамой Настей, которая думала только о себе и карьере певицы. Родители поймут, что о нас тоже нужно думать (Лера К.).
  • Взрослые, вам нужно прочитать эту книгу хотя бы потому, что вас попросили дети (Дима Г.).

Уже потом узнала, что почти во всех семьях взрослые прочитали роман до урока и уже обсудили в семье. Тогда инициативные родители и предложили подарить классу вторую книгу.

Уроки в конце семестра — это часть программы чтения. Параллельно с чтением одной новой книги ученики должны письменно отчитаться за некоторые из летнего списка. Каждый раз придумывала новую форму отчёта, чтобы и интерес поддержать, и дать возможность писать разные типы текстов. Этот отчёт сдаётся в начале последней недели семестра, чтобы успеть проверить к последнему уроку. Все сроки назначаются заранее и правила в течение года не меняются. Работы по самостоятельному чтению объёмны — по 5–6 страниц, но читать их очень интересно. После проверки ученики сами обмениваются работами, чтобы познакомиться с интересными версиями. По этим произведениям уроки не проводятся.

Похожие принципы использую и при работе с более старшими детьми. Два года подряд на первом уроке в 8-м классе ученики пишут об одной прочитанной летом книге. Выбор не ограничен, условия: 1) кратко сказать о содержании, 2) выделить интересное (деталь, эпизод, героя…), 3) рассказ построить так, чтобы убедить других прочитать. Кроме того, что узнаю о прочитанном моими учениками летом, даю возможность на первом уроке настроиться на “связное и грамотное изложение”.

Когда подходил к концу год, появилась идея использовать рекомендации восьмиклассников для семиклассников. Идея пришла из жизни. Мы, взрослые, часто жалуемся, что дети (чаще собственные) не слышат нас. А потом, когда они подрастают, иногда сказанное когда-то вами выдают за совет, например, от друга. Вот, мол, как Сашка прав оказался! На замечание же: “Я тебе о том же тогда-то говорила/л” — удивлённо покачивают головой: “Не помню”. Вот эту ситуацию я и решила использовать для составления списка будущим восьмиклассникам.

Сделала тоже два списка, как для 6-го класса, но второму посвятила последний в мае урок. Я читала фрагменты из тех работ, которые писали ученики в прошлом году. Причём не просто выбирала книги и работы, но и имена учеников. Есть всегда те, кто пользуется заслуженным авторитетом: победители или призёры предметных олимпиад, спортсмены, приносящие лицею медали и грамоты, просто очень интересные личности. Их мнение ценят — значит, оценят и рекомендации по чтению. Так и получилось. Думаю, что подобные письменные работы можно вывешивать на стендах с начала мая, меняя каждую неделю. К концу мая ученики разных параллелей смогут составить себе некое представление о том, что летом почитать, а главное — с кем это можно обсудить. Приведу пример одной из работ.

“В книге Джона Стейнбека «Золотая чаша» описана история жизни одного из величайших пиратов — Генри Моргана. Ещё в юном возрасте он отправляется на корабле в Карибское море на поиски приключений, славы, богатства. Но, как обычно бывает в таких историях, судьба героя складывается нелегко. Как только он оказался в море, его продали в рабство. Морган должен был работать на плантациях. Ему повезло, так как хозяин плантаций был бездетным и принял Моргана за сына. Хозяин освободил Генри от работы и разрешил пользоваться своей библиотекой. Генри очень увлёкся чтением. Он читал о древних воинах, бесстрашных солдатах и учился. В этой комнате у него появилась мечта стать флибустьером. И по истечении срока рабства он им стал. Благодаря накопленным знаниям и упорству он стал великим пиратом в истории. У него оставалась лишь одна цель — завоевать Панаму — Золотую чашу. И он, несмотря на все трудности, добился своего. Хотя пираты — люди злые и беспощадные, хочется симпатизировать Моргану. Не каждый человек обладает таким упорством. Так что, если вы хотите узнать о жизни этого человека больше, прочтите эту замечательную книгу” (Алексей Ш).

Рейтинг@Mail.ru