Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №5/2010

Курс молодого словесника

Пишем сочинение

Привычка к черновику далеко не всем кажется естественной, привычка делать домашнее задание — тоже. В конце прошлой статьи мы задали на дом написать черновик сочинения по плану, который составили на уроке. И пообещали, что потратим следующие два урока на то, чтобы переписать черновик набело в диковинную тетрадку: в клеточку, повёрнутую поперёк и с огромными, на треть страницы, полями. Писать будем через строчку (это обычно очень нравится всем, потому что зрительно увеличивает объём работы), аккуратно, разборчиво, крупно.

О последнем речи ещё не было, поэтому поясню. Мелкий почерк редко бывает разборчивым. Причём сам пишущий разбирает “мелкий” текст так же плохо, как и посторонний читатель (то есть мы с вами). Часто к этой уловке прибегают самые безграмотные ученики: они словно нарочно прячут свои ошибки в мелкие невнятные каракули. От этого ошибок, понятное дело, меньше не становится. А вот если приказным порядком увеличить размер букв (потребуешь 0,5 см — возможно, получишь хотя бы 0,3), ошибки резко убывают. Всё-таки “чеВо” или “дОвать” бросаются в глаза и безграмотным.

Разборчивость и аккуратность в данном случае нужны уже на стадии черновика, потому что в процессе переписки каждый имеет право задавать учителю вопросы (о технической стороне чуть позже), но учитель должен без труда понимать написанное.

А если нет черновика? (Ну в самом деле: что ж его писать, если впереди целых два урока?) Пожалуйста, пиши, но помни: со звонком работы отбираются.

Ещё два замечания. Предупреждаем: работа без цитат недействительна, но и объём цитат ограничен — не более 1/4 текста сочинения. Потом все вместе (учитель — на доске) оформляем заголовок работы. Число. Сочинение. Тема — без кавычек! И никаких “тема”, “на тему” и проч. Рассказываю “страшилку”: на оформлении темы можно набрать до трёх пунктуационных ошибок! Поэтому не усложняйте. В скобках “расширение”: по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Отступаем строчку и пишем с красной строки. Кстати, про абзацы и дальше не забываем. Новая мысль — новый абзац.

Вопросы, которые возникнут у ребят при написании черновика, естественны и бесконечны. Для того чтобы в классе сохранялась рабочая обстановка, мы уговариваемся с самого начала: каждый получит свою порцию внимания. Два урока учитель будет ходить по рядам, не останавливаясь, не отвлекаясь. И каждому в его очередь станет помогать изо всех сил. Читать корявые фразы и тут же их править. Придумывать удобный переход от пункта “а” к пункту “б” нашего плана. Подсказывать, как бы по-русски выразить нечто невразумительное (“полумычанье, полубред”), что автор сочинения понимает, но не может высказать словами. Такая у нас работа: понять это невыразимое и подобрать на ходу слова. А заодно мимоходом заметить, что там не так с орфографией и пунктуацией. Всех ошибок, конечно, не исправим, но хоть что-то... И так далее. Попробуйте — увидите, как много помощи от вас потребуют ваши сочинители.

На протяжении этих уроков действует жёсткое правило: никто не задаёт вопросов вслух, не поднимает рук и вообще никак не пытается привлечь к себе учительское внимание. Подойдёт твоя очередь — всё внимание будет твоим. А пока не подошла — терпи. Если боишься забыть, что собирался спрашивать, поставь на полях черновика большой вопросительный знак и подчеркни трудное место. Что, нет полей в черновике? А как вообще можно что-то писать без полей? (Но об этом мы уже говорили.) Оставь место для сомнительной фразы, пиши дальше, просто жди, в конце концов…

Это очень тяжёлая работа. Зато “конечный продукт” получается вполне приличным и вдохновляет ребят на новые подвиги. Самое же удивительное, что все работы оказываются в итоге совершенно разными, как будто и не писались по одному плану. Эту загадку я разрешить не берусь.

Следующее “большое” сочинение (по «Горю от ума») они будут писать уже по своему плану. Конечно, с черновиком. Создавать его можно двумя разными способами. Можно действовать так же, как в прошлый раз, только вместо доски нужно использовать какие-нибудь листочки, сложенные пополам: с одной стороны — ворох мыслей, с другой — план. Советоваться о плане, конечно, можно. Это путь “непишущих”, надёжный и ясный.

А можно сесть и написать то, что вдруг родится “на кончике пера”, постепенно погружаясь в тему, как в транс. Пожалуйста, гуляйте себе на здоровье по вашему поэтическому карнизу. Но только с полями! А вот когда прогулка закончится и на черновике появится нечто, надо взять карандаш и такой же, как у “непишущих”, сложенный пополам листок. Карандашом в тексте разметить осмысленные фрагменты, пронумеровать их и составить на одной половине листа краткий перечень наличных идей, а на второй — логичный план; если чего в черновике не хватает — дописать. Второе сочинение я обычно обсуждаю с каждым лично, составив график (по 15 минут на человека), но для этого, конечно, надо иметь организационные возможности…

P.S. И всё-таки “пишущих” учить такому сочинению гораздо труднее.

Рейтинг@Mail.ru