Колонка редактора
О чтении и образовании
Мало кто из педагогов знает, что в стране уже несколько лет действует Национальная программа поддержки и развития чтения. А если и знает, то скорее всего относится к ней... скорее, никак не относится: ведь сделана она Министерством культуры и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Наше же — образовательное — ведомство с проблемами чтения не связывается. А значит, и педагогическое сообщество в эту программу почти не вовлекается.
Ситуация странная: ведь без чтения (в широком смысле, не только художественной литературы) не бывает образования. Это та сфера, где необходимость чтения возникает сама собой, естественно — и одновременно именно здесь к чтению понуждают. Кому, как не педагогам, делиться своими наработками и наблюдениями с библиотекарями, социологами, книгоиздателями, журналистами, бизнесменами, психологами, уже вовлечёнными в программу?
Например, такими наработками. Образование (по крайней мере школьное) — сообщающийся сосуд: школа (класс, урок) — дом (самостоятельные занятия). Школьное время так плотно утрамбовано, что читать в реальности на уроке не получается. Чтение ведь процесс времязатратный. Оно вытесняется в сферу самостоятельных занятий — дома. У учителя всегда были способы проверить факт и качество чтения: устно (пересказ параграфа) и письменно (сочинение, реферат).
Сегодня в силу разных причин эти способы перестают работать. Пересказывать параграфы — несовременно (все сейчас молятся на новые технологии). Писать сочинения — невозможно (Интернет и книжные магазины заполнены уже готовыми сочинениями: бери, скачивай и, не читая, сдавай учителю). Надо признать, что домашнее чтение в нынешних условиях стимулировать и контролировать гораздо труднее, чем раньше.
Казалось бы, нужно тогда организовывать чтение в классе, увеличивать его долю в школьно-урочном времени. Но нет, всё ровно наоборот: программы так перегружены, что это сделать физически невозможно. Многие уроки у нас — даже и литературы — идут вовсе без текста, без чтения.
И ещё: из школы уходит воспитание человека пишущего, производящего текст. Да, во всех ЕГЭ есть часть С. Но это имитация письма: ведь критерии настолько формализованы, что и пишущий не текст составляет (значимый для него как высказывание), а угодить и просоответствовать старается. Совсем другая это работа.
А пишущий человек и читает по-другому. Он смотрит на текст как производитель, а не как потребитель, он ловит удовольствие от самого вещества текста. И чтение становится для него хлебом насущным...
Вот, например, о чём мы можем рассказать своим коллегам по проблемам чтения из других ведомств. А если нас спросят, что же делать, если всё так, то мы ответим словами классика: “Нужно жить и исполнять свои обязанности”. Продолжать делать наше безнадёжное дело. И — не замыкаться в своём кругу. Потому что нас на самом деле не так уж мало. Надо только уметь друг друга видеть.