Спецвыпуск
«Матрёнин двор»
Уроки «Матрёниного двора»
Начинаем беседу по рассказу с обсуждения слова “двор”. От привычного ребятам значения (“играть во дворе”) приходим к пониманию того, что в заглавии рассказа имеется в виду “дом” (можно обсудить тут же слова горница, изба, подворье, усадьба). С какими же ассоциациями связано у ребят слово “дом”? (Запись ответов на доске: Дом — это… дети, семья, очаг, тепло, детство, друзья, бабушка, Родина, кот (собака), добро, любовь...)
Затем открываем афоризмы, предварительно написанные на доске и закрытые во время обсуждения первого вопроса:
“Дом там, где наше сердце” (Плиний).
“Есть дома с чрезвычайно красивым фасадом и очень дурным расположением. Есть другие — неправильные снаружи, но жить в которых так уютно. То же самое и люди” (В.Федорович).
“Дом человека — его замок” (Э.Коук).
“Тот счастливейший из всех, будь то король или крестьянин, кто обрёл мир в собственном доме” (И.Гёте).
“Человек странствует по миру в поисках того, что ему нужно, и возвращается домой, чтобы найти это там” (Д.Мур).
• Как вы понимаете высказывания великих людей? Чем им дорог дом?
• Рассказчик Солженицына тоже пытается найти свой дом. Почему ему приходится его искать? (Возвращается из лагерей.)
• Где он пытается найти дом? (В нутряной России.)
• Как вы понимаете это выражение? (В самом сердце России, в её центре.)
• Прочитайте описание дома, в который попадает рассказчик. Почему он не хочет никуда больше селиться? Почему ему здесь хорошо? (Работа с текстом.)
• Поэтично звучит название села, и так же поэтично, по-русски, по-деревенски, зовут хозяйку избы — Матрёна. Какой приём использует Солженицын при их описании? (Контраст.)
• Почему возникло такое противопоставление? (Читаем афоризм о соотношении внешнего и внутреннего.)
• Какой мы видим Матрёну при первой встрече? Только ли болезнь виновата во всех бедах? Что пришлось пережить Матрёне в своём доме? Чем была заполнена её жизнь? (Две войны, германская и Отечественная, смерть шестерых детей, потеря мужа, нужда.)
• Почему же дом — святая святых — стал разрушаться? (Бедность: толпа фикусов — единственное богатство — это единственное, чего у Матрёны много.) Кто скрашивает одиночество героини? (Колченогая кошка и коза.)
• Кто виноват в бедственном положении людей в деревне? Выберите правильную, с вашей точки зрения, версию:
1) форс-мажорные обстоятельства (две войны, революция);
2) сами люди, погрязшие в бедности и не стремящиеся из неё вырваться;
3) бесконечная покорность и терпение народа;
4) равнодушие, злоба среди людей;
5) государственное устройство, власть, для которой простые люди — крепостные;
6) изуродованные отношения между родственниками.
• Наверное, во многом виноваты сами люди, но и власти уже многие годы в России “оторваны от народа”. Докажите это текстом повести. (История с пенсией, с торфом, который приходится воровать даже честным труженикам, несправедливость — звезду Героя Социалистического труда получает председатель колхоза, заработавший себе славу не трудом, а выгодной сделкой.)
• К чему всё это ведёт? Меняются люди или остаются прежними? (Нет, люди меняются, причём в худшую сторону: они озлобляются, ожесточаются.) Докажите примерами из текста.
Затем обращаемся к новой серии афоризмов (можно распечатать их на каждую парту). Предложим ребятам выбрать те из них, которыми можно рассказать о Матрёне и людях, её окружающих, и объяснить свой выбор.
- “Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам” (Сократ).
- “Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию” (Цицерон).
- “Только сердце делает человеком — всё остальное вздор” (Гай Петроний).
- “Человек хуже зверя, когда он зверь” (Рабиндранат Тагор).
- “Алчная душа всем злым делам начало” (Иоанн Дамаскин).
- “Дурной умысел против того и оборачивается, кто его замыслил” (Авл Гелий).
- “Коль совершил зло, пусть хоть оно исправит тебя” (Аттар Фарид Ад-дин).
- “Побудительные причины — вот что определяет ценность человеческих поступков: благородно только то, что бескорыстно” (Лабрюйер).
- “Когда исходят из выгоды, то множат злобу” (Конфуций).
- “Сильные люди всегда просты” (Л.Толстой).
Обсуждение вариантов всегда бывает очень увлекательным, поэтому нужно запланировать достаточно времени для этой работы. Она станет прологом к постановке проблемных вопросов.
• Сильный ли человек Матрёна? Если да, то в чём её сила? (В доброте и бескорыстии, скромности, трудолюбии и честности.) Плиний Младший утверждал, что “хорошие люди слабее плохих”. Согласны ли вы с этой мыслью? Может быть, философ прав, ведь Матрёне не оказалось места среди её односельчан?
• Одно из названий повести — «Не стоит село без праведника». Кто же такой праведник? Назовите черты, присущие такому человеку (честность, искренность, доброта, отзывчивость, бескорыстие, сострадание, мученический путь.) Почему рассказчик называет праведником Матрёну?
• Как вы считаете, есть ли сейчас люди, похожие на Матрёну?
Домашнее задание. Сочинение «Нужны ли такие люди, как Матрёна, моим современникам?».