Интернет-кладовка
«Уроки истории» в том, что…
Уверена: портал «Уроки истории» (http://www.urokiistorii.ru/) Международного Мемориала может заинтересовать не только историков, но и учителей-словесников. В первую очередь потому, что его основная тема — человек и общество в истории России и СССР в ХХ веке. Живым языком, с привлечением конкретного исторического материала авторы портала рассказывают здесь о проблемах, многие из которых волновали и писателей, литературных критиков ХХ века. Как отмечал Эрих Ауэрбах в трактате «Мимесис», не только факты, не только содержание, но и сам метод, стиль автора говорит о действительности. В конечном итоге все — не только историки, но и художники говорят об эпохе.
На портале «Уроки истории» собрано множество материалов по культуре России ХХ века. Это может стать своего рода комментарием к художественным произведениям и подспорьем в литературоведческих штудиях. Пионерия, Закон о колосках, строительство метро, миф о Ленине, ГУЛАГ (из рубрики «Факты и интерпретации»: http://www.urokiistorii.ru/history) — всё это хорошо знакомые старшему поколению явления, которые уже мало что говорят школьникам. В этой же рубрике даются расшифровки сложных громоздких аббревиатур, типа Осоавиахим или ГОЭЛРО, и не только расшифровки — рассказано об истории явлений и организаций, которые скрываются за подобными буквенными нагромождениями. Кроме того, многие общественные и культурные явления (например, соцреализм — http://www.urokiistorii.ru/current/view/2009/05/iskusstvo-i-propaganda), практики (самиздат — http://www.urokiistorii.ru/history/trad/2009/05/samizdat) и процессы являются фактом объектом изучения не только историков, культурологов, но и литературоведов. Дело Синявского–Даниэля, публикация «Одного дня Ивана Денисовича» и «Архипелага ГУЛАГ», процессы над писателями — всё это примеры, когда творчество и литература становятся актами мужества, выражением гражданской позиции.
Есть на сайте и специальная рубрика, посвящённая литературе, которая рассматривается через призму понятий и методов, интересных историкам. Например, как в сочинениях Булата Окуджавы, Маргариты Алигер осуществляется передача личного опыта (см. статьи Ольги Розенблюм в рубрике http://www.urokiistorii.ru/media/lit). Здесь же поднимается и вопрос, что происходит, положим, с памятью поколений в военных песнях, сочинённых в 40-е, 60-е, 80-е годы...
Известны случаи, когда литература становится историческим источником (например, рассказы Варлама Шаламова) или когда её авторы сами берутся размышлять о ходе и логике времени, роли личности и массы в истории (как это делает Василий Гроссман). Обо всём этом сайт «Уроки истории» также намечает рассказать в рубрике «Художественная литература». Наконец, некоторые статьи, вошедшие в эту рубрику, посвящены тем историческим событиям, которые были положены в основу литературных произведений (репрессии в СССР, стахановское движение, Василий Тёркин на советско-финской войне, Холокост, стройки века и т.д.).
В литературе ХХ столетия ключевое место занимает человек, личность. В рубрике «Фильмы» (http://www.urokiistorii.ru/media/film) авторы сайта также размышляют о становлении героев своего времени, об их судьбах и тех вопросах, которые ставит перед ними современная эпоха. В этом отношении «История Аси Клячиной…» Кончаловского (http://www.urokiistorii.ru/media/film/istoriya-asi-klyachinoi) встаёт в один ряд с историями героев Шукшина и Белова, Вампилова или Трифонова, а «Чапаев» братьев Васильевых может быть прочитан не только как экранизация романа Фурманова, но и как текст о человеке-символе, произведение, создающее миф об эпохе и её деятелях.
На «Уроках истории» есть множество материалов, которые иной раз сложно отнести к той или иной учебной дисциплине, но обращение к которым, безусловно, будет интересно и полезно юным читателям. Например, сайт опубликует лучшие работы участников конкурса «Человек в истории. Россия — ХХ век» (http://www.urokiistorii.ru/learning/project) — это исследования по культуре ХХ века, подготовленные российскими школьниками в 1998–2009 годах. Многие из этих работ были написаны на основании дневников, семейных воспоминаний, биографий, архивов. Устная история, мемуары, свидетельства стали перспективным объектом изучения современных историков, социологов, но не забудем, что и филологи часто обращаются к этим жанрам (как, например, это сделали Н.Н. Козлова, И.И. Сандомирская в книге «Я так хочу назвать кино», посвящённой известному ныне эстетическому явлению, получившему наименование “наивная литература”).
Из опубликованных на сайте исследований, воспоминаний и дневников можно привести, например, работу Анастасии Шеваровой «Родные лица. Учебник истории для моих детей» (http://www.urokiistorii.ru/node/280) или Нины Бреденковой «Узник Ягринлага (на основе дневника, уголовного дела и воспоминаний родственников солдата Второй мировой войны Валиша Хусаиновича Хабибуллина)» (http://www.urokiistorii.ru/node/274) и др.
И хотя пока некоторые рубрики менее освоены, чем остальные, контент сайта активно расширяется, здесь выкладываются всё новые и новые материалы, а значит, у посетителей «Уроков истории» возможностей для обретения полноценного знания о былом в видах на будущее становится всё больше.