Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №17/2009

Литературные прогулки

Открывая рубрику

Название новой рубрики «Литературные прогулки» вроде бы говорит само за себя: в ней, как можно предположить, должны быть представлены краеведческие материалы к урокам в форме заочной экскурсии. Однако цель этой рубрики в другом. Жанр литературной прогулки в современной методике всё дальше отходит от обычной заочной экскурсии, при которой мы показываем ученикам мемориальные предметы или музей (город-музей), не покидая класса, и рассказываем о них, продумав заранее экскурсионный текст в широком смысле слова. Урок-экскурсия основан прежде всего на слове ведущего (“экскурсовода”), привлекающего внимание ведомых участников к тем или иным музейным предметам, “разъясняющего” их.

Репродукция Пьера Огюста Ренуара «Прогулка».

Прогулка же внешне отменяет неравенство, которое на деле, безусловно, существует в экскурсии. Собственные впечатления путника и его спутников не менее ценны, чем любые знания. На прогулке мы вбираем в себя мир со всеми его случайностями, подробностями, которые наталкивают на размышления, сопоставления и аналогии. Мы можем отвлечься, переключиться с одного на другое без всякой видимой логики. Если экскурсия на первый план выдвигает цель получить информацию, узнать, то прогулка — получить впечатления, проникнуться атмосферой.

Совершать реальные прогулки можно как в одиночестве, так и в небольшой дружеской (и это важно!) компании. У прогулки нет жёстко заданного начала и конца, хотя она ограничена во времени и пространстве, как нет их у размышлений и переживаний. В этом литературная прогулка мало чем отличается от обычной.

Однако литературная прогулка как жанр урока целенаправленна: мы отправляемся не просто побродить по городу, описанному в изучаемом произведении, по тем или иным литературным топосам. Из полученных впечатлений мы создаём образ, который будет жить в нашем сознании.

Отправляясь в “литературный” город, мы чаще всего переносимся в другое пространство, в другое историческое время. И каждый раз мы прогуливаемся не в одиночестве, а с собеседниками — литературными персонажами, лирическими героями, у которых свой взгляд на город, на людей, на время. Так из серии прогулок вырисовывается город как сгусток человеческих и социальных конфликтов.

Казалось бы, тема «Образ города в литературном произведении» такая древняя, что исчерпала себя. Не берусь с этим спорить, лишь поделюсь одним открытием: соположив давно знакомые фрагменты давно знакомых произведений, я обнаружила в каждом то, что ускользало даже при внимательном чтении и разборе. Да, мелодия оставалась та же, но словно появилась новая оркестровка, высветившая незамеченное, недослышанное, расставившая иные акценты.

Наши прогулки в этом учебном году будут проходить в Санкт-Петербурге — городе по историческим меркам ещё молодом: что такое триста лет на ленте времени длиной в тысячелетия! Но для русской литературы образ Петербурга — зеркало, отражающее его создателей.

Этот город невозможно забыть, побывав в нём хоть раз, но вот отношение к нему испытывают самое разное: его превозносят и проклинают, им восхищаются и ужасаются, ему предрекают славу и бесславную гибель в болотах, к нему стремятся и от него бегут. Именно такой противоречивый образ Петербурга создаётся у читателя, познакомившегося с произведениями русских писателей XIX и XX веков.

На школьных уроках литературы мы получаем возможность вступить в своеобразный диалог о Петербурге, а вместе с тем — о времени и о человеке. Это не спор, не дискуссия, а обогащение наших представлений и чувств. На уроках-прогулках звучат голоса прозаиков и поэтов, сливаясь в симфонии о великом городе: в ней то преобладают стройные, чистые созвучия, мажорные интонации, то вдруг вырываются диссонирующие аккорды, тревожащие душу, то плавные минорные напевы туманят взор слезами, заставляют болеть сердце, то бьются нервные ритмы, как нев­ские волны о гранит набережных.

Каждая прогулка по Петербургу может стать отдельным уроком (или уроками) в рамках работы над конкретным произведением, или может быть вписана в циклы итоговых уроков «Образ Петербурга в русской литературе XIX (или ХХ) века», или как целое — составить элективный курс. Неизменными останутся несколько методических условий, о которых необходимо напомнить. Словом писатель создаёт художественный образ, который мы можем оживить в своём воображении и тогда пережить всё то, что испытывал автор. Внимание к слову, к художественной детали — важное условие для проникновения в авторское сознание. Поэтому языку в литературных прогулках будет уделено особое внимание. Не менее важна и свобода ассоциаций, творческая активность, смелость читателя, сочетающаяся с пытливым умом. Поэтому прогулки сопровождаются творческими заданиями, а вопросы будят чувства, воображение, а потом уже и мысли ребят. И ещё одно необходимое условие — знание эпохи, в которую творил художник. Союз литературы, русского языка и истории назрел давно — сегодня без интеграции этих предметов гуманитарное образование немыслимо.

Татьяна Рыжкова ,
кандидат педагогических наук, доцент РГПУ им. А.И. Герцена.
Рейтинг@Mail.ru