События и встречи
Декларация о намерениях
Начало учебного года — это рубеж, который всегда искушает желанием начать жить по-новому, пересмотреть взгляды, перетряхнуть ящики письменного стола, почистить папки в компьютере и обустроить всё на разумных основаниях. Настроение такое улетучивается довольно быстро, жизнь набегает и размывает берега, поэтому психологи советуют зафиксировать свои намерения, записать на специальном листочке все планы и повесить перед глазами в качестве напоминалки. Такая напоминалка — перед вами.
Наша газета подготовилась в новому учебному году серьёзно. Мы провели заочное интернет-совещание нашего читательского актива, обработали и осмыслили результаты, собрали предложения, выделили из них наиболее интересные и перспективные — и неожиданно для самих себя (людей творческих и безалаберных) спланировали свою работу на год (как это и заведено в школьной традиции).
«Литература» 2009/2010 (с сентября по июнь) будет состоять из трёх больших разделов.
Раздел первый — школьно-методический. В нём условно выделяются два подраздела: «Уроки» (имеются в виду те, которые в нормальной сетке часов, примерно с 8.30 до 15.00) и «После уроков» (элективы, дополнительные занятия, внеурочная деятельность — всё, что “после обеда”).
В «Уроках» будет представлена наша традиционная рубрика «Я иду на урок» — и две новые. Первая называется «Курс молодого словесника» (чуть не сказали “бойца”): в ней будут печататься материалы, рассчитанные на начинающего учителя. Кроме конкретных советов о том, как организовать свой педагогический труд (ими, как мы надеемся, поделится не только ведущая рубрики Оксана СМИРНОВА, но и другие опытные словесники), здесь найдут своё место конкретные разработки уроков и занятий (или целых тем). Вторая новая рубрика — «Готовимся к ЕГЭ» — теперь будет в каждом номере. Здесь планируется печатать тренировочный материал к экзаменам по литературе и части С по русскому языку (тексты с заданиями типа В и С, разборы, рекомендации по организации занятий).
Подраздел «После уроков» — весь новый. В нём будут с разной степенью периодичности представлены три линии. Рубрику «Современная поэзия» поведёт Наталья БЕЛЯЕВА: она представит на ваш суд цикл занятий по поэзии последних десятилетий (начиная с Арсения Тарковского — и до современных бардов). Ценно, что занятия включают в себя и сами тексты стихотворений (не нужно искать их в сборниках или Интернете), и подробно разработанные вопросы и задания. Во второй рубрике «Литературные прогулки» Татьяна РЫЖКОВА поведёт нас за собой в литературный миф о Петербурге. Это не экскурсии в традиционном смысле слова; нам предложен цикл методически выстроенных и полностью обеспеченных текстами бесед о литературном образе одного из самых литературных городов мира. Третью рубрику будет курировать Александра НИКИТИНА, и речь в ней пойдёт о теме многоаспектной — «Литература и театр». В поле зрения авторов рубрики (психологов, театроведов, режиссёров) окажутся не только драматургические произведения в курсе литературы, но и театральные принципы построения урока, и особенности постановки школьных спектаклей, и репертуар театров в помощь школе.
Второй раздел — школьно-литературоведческий. В нём, помимо хорошо известных вам рубрик «Штудии» и «Школа филологии», будет представлена новая рубрика «ЛитМотив». В ней мы планируем исследовать жизнь предметного мотива в литературе. Наряду со статьями о конкретных произведениях (или писателях) здесь будут появляться материалы, позволяющие учителю видеть переклички между разными авторами. Надеемся, что эта рубрика поможет вам и вашим ученикам в подготовке исследовательских работ, даст идеи для урока. Обращаем ваше внимание на то, что традиционный конкурс газеты «Литература» будет в этом учебном году связан именно с рубрикой «ЛитМотив» (подробнее об условиях конкурса смотрите во вступительном слове к рубрике).
Третий условный раздел — «Жизнь». Здесь мы сохраняем такие хорошо известные вам рубрики, как «Листки календаря», «События и встречи», «Интервью у классной доски», «Интернет-кладовка», «Литературная карта», «Трибуна», «Живая жизнь», «Читальный зал» — с его «Книжной полкой», «Стендом» и рубрикой «На полях книги» (её функции мы расширим и за счёт современной литературы для детей и подростков). Завершать газету будет рубрика «Есть идея!».
Таким образом, газета этого учебного года строится на соединении постоянных и переменных элементов, нескольких заранее намеченных линий, материалы которых соберутся в итоге в нечто цельное, — и статей, рождающихся спонтанно, приходящих в редакцию по почте в каком-то своём, тайном, неведомом нам ритме, возникающих в поле нашего зрения неожиданно, как сама жизнь.
Естественно, что без вашего участия нам не осуществить всё задуманное. Станьте авторами и критиками «Литературы», примите участие в конкурсе, пройдите обучение на очных и заочных курсах Педагогического университета и расскажите нам о том, что вам дало это обучение, — и от этого наша общая газета станет ещё лучше. И не забудьте оформить подписку на первое полугодие 2010 года — ноябрь, как водится, подступит быстро, не опоздайте!
Ещё несколько слов о газете. В течение учебного года вас будут ждать специальные тематические номера. Ближайший планируется в начале октября — он будет посвящён творчеству Иосифа Бродского (так мы завершим начатый в декабре прошлого года рассказ о всех русских нобелиатах). В октябре же заканчивается конкурс методических материалов и ученических работ по творчеству Солженицына — его итоги будут оглашены в конце ноября — начале декабря.
В сентябре–декабре на страницах газеты будет печататься заочный курс лекций Педагогического университета «Первое сентября». Его автор — Наталья ВАНЮШЕВА, хорошо известная читателям газеты по многочисленным публикациям и по выступлению на Марафоне. Название курса лекций — «Методика работы с текстовой информацией на уроках литературы». Обратите внимание, что такую же методику, но на материале историческом, будет демонстрировать коллега Н.Р. Ванюшевой, учитель истории Марина ЯРОСЛАВЦЕВА — её лекции будут появляться параллельно в газете «История». Эта связка может быть очень полезна тем словесникам, которые работают в союзе с историками.
Проводятся в Педагогическом университете и очные лекции по литературе. Осенью вам будет предложен курс С.В. Волкова и Р.А. Храмцовой «Как построить интересный урок литературы» (с октября по декабрь, по средам), а весной (с февраля по апрель) курс О.В. Смирновой «От теории литературы к практике школьного анализа произведения». Подробнее об этих курсах можно узнать на сайте «Первое сентября» в разделе «Педагогический университет».
Уж и не знаем, говорить ли вам о тематических брошюрах, которые шесть раз в году бесплатно получит подписчик нашей газеты? О весеннем Марафоне и его темах? Или достаточно? Достаточно — для того, чтобы увидеть: «Литература», как и весь издательский дом «Первое сентября», — на марше. Планов — громадьё, настроение — боевое. Трубач уже приблизил к губам трубу и отвёл острый локоть. Общий сбор объявлен. Присоединяйтесь!