Есть идея!
Творческие практикумы с небольшими текстами
Интересной идеей поделилась с читателями «Литературы» Светлана ДУБИКОВА из Сочи. Она проводит со своими ребятами творческие практикумы по небольшим текстам, часть из которых принадлежит французским авторам. Разбираясь в проблематике и художественной структуре этих текстов, школьники с помощью учителя выходят на сопоставительную работу. Для сопоставления привлекается материал из русской литературы. Пример такой пары: новелла А.Моруа «Муравьи» и одна из “крохоток” А.И. Солженицына «Костёр и муравьи». Отметим, что работа над текстами небольшого объёма сейчас вдвойне актуальна: это подготовка и к ЕГЭ по русскому языку (часть С), и к ЕГЭ по литературе (для анализа в нём предлагаются фрагменты эпических и драматических произведений, а также небольшие лирические тексты). Кроме того, часть С в ЕГЭ по литературе содержит обязательные вопросы на сопоставление произведений, на поиск литературного контекста. Задания, предложенные С.Дубиковой, помогают ученикам тренировать этот навык. |
Андре Моруа. «Муравьи»
Между двумя стеклянными пластинками, скреплёнными приклеенной по краям бумагой, суетилось и хлопотало целое племя крошечных уродцев. Продавец насыпал муравьям немного песку, и они прорыли в нём ходы, которые все сходились в одной точке. Там — в самой середине — почти неподвижно восседала крупная муравьиха. Это была Королева — муравьи почтительно кормили её.
— С ними нет никаких хлопот. Достаточно раз в месяц положить одну-единственную каплю мёду в то отверстие… А уж муравьи сами унесут мёд и разделят его между собой, — сказал продавец.
— Неужто хватит одной капли, чтобы прокормить весь этот народец? — удивилась молодая женщина.
На молодой женщине была большая шляпа из белой соломки и муслиновое платье в цветах, без рукавов. Продавец грустно посмотрел на неё.
— Одной капли вполне хватит, — повторил он.
— Как это мило! — воскликнула молодая женщина.
И купила прозрачный муравейник.
— Друг мой, вы ещё не видели моих муравьёв?
Белоснежная ручка с наманикюренными пальчиками держала стеклянный муравейник, сквозь который было видно, как его обитатели снуют взад и вперёд по проторённым в песке дорожкам. Поклонник, сидевший рядом с ней, произнёс:
— Как с вами интересно, дорогая… Вчера вечером мы слушали Баха… Сегодня наблюдаем за муравьями…
— Взгляните, дорогой! Видите вон ту громадную муравьиху? Это Королева… Работницы прислуживают ей… Я сама их кормлю. И поверите ли, милый, им хватает одной капли мёду в месяц… Разве это не прелестно?
Прошла неделя — муравьи за это время успели надоесть и мужу, и поклоннику. Молодая женщина сунула муравейник за зеркало, стоявшее на камине в её комнате. В конце месяца она забыла положить в отверстие каплю мёду. Муравьи умерли медленной голодной смертью. До самого конца они берегли немного мёду для Королевы, и она погибла последней.
А.И. Солженицын.
«Костёр и муравьи»
Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.
Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаяньи забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, кто опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там…
Ещё одна пара для сопоставления (по соображениям объёма мы не можем привести сами тексты): новелла Анри Труайя «Портрет» и стихотворение Евгения Винокурова «О красоте человеческих лиц».