Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №13/2009

Интернет-кладовка

Роман Эрика-Эммануила Шмитта «Оскар и Розовая Дама» в школьном читательском блоге

Я автор произведений, я — не автор успеха.
А автор успеха — публика.


Э.-Э. Шмитт

Сегодня стал привычным тезис: книга не выдерживает конкуренции с компьютером. Однако именно компьютер помогает создать коммуникативную среду, объединяющую читателей.

Почти в каждом учебном учреждении сейчас существуют свои сайты. Домом лицея № 11 Челябинска в Интернете является сайт www.11.edu.ru, который представляет сообщество учеников, педагогов и выпускников. Местом свободного общения на нём является «Форум». У нас возникла идея создать на сайте школьный читательский блог. По определению Википедии, блог (англ. blog, от “web log” — сетевой журнал или дневник событий) — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно обновляемые записи, изображения или мультимедиа. Потому можно встретить ещё одно (метафорическое) определение блога — Живой журнал. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей. Если содержанием блога являются литературные произведения, читатели могут вступить в диалог с автором, героями книги, а также общаться между собой. Таким образом, блог становится средой сетевого общения.

Мы назвали наш блог «PS» («Post Scriptum»). Вот что написано во вступительном слове к блогу: “Хорошая книга — как интимное послание автора читателю. Самые сокровенные мысли о жизни писатель доверяет нам в надежде на понимание, в ожидании душевного отклика. Ваш отклик на прочитанное — это Post Scriptum послания читателя писателю или собеседникам.

Недавно возникло такое явление, как буккроссинг (буквально: движение книги). Книгу передают из рук в руки, оставляя свои отклики о ней. Но книги нынче дороги, читать одну одновременно с друзьями не всегда возможно, а разговаривать о ней хочется сразу после чтения: впечатления потом стираются. Наш раздел — приглашение к диалогу о книге, о жизни, о себе”.

Какие произведения должны стать предметом обсуждения? Во-первых, это книги о главном. О любви, о жизни, о том, что составляет смысл человеческого существования вообще. Поэтому они для всех — для детей и взрослых. Во-вторых, это книги, не входящие в школьную программу. В-третьих, представляющие собой значительные явления в сегодняшней культуре. В-четвёртых, это книги современные по формату. Их чтение экономно: нужно сравнительно немного времени, чтобы прочитать тексты, но оставляемый ими след значителен настолько, чтобы возникло желание высказаться, поспорить, поделиться своими впечатлениями. У автора «Одиночества в сети» возник такой вопрос: много ли было в вашей жизни книг, которые вы читали с полыхающими щеками? С этими мыслями и чувствами мы открыли читательский блог в декабре 2008 года.

Встречи с книгой, автором, друг с другом — всё это находит место на сайте и определяет его структуру. Выделены следующие информационные блоки: «Сведения об авторе», «Аннотация книги», «Представление книги автором», «Критические статьи о творчестве писателя», «Отклики». Самая главная часть раздела содержит полный текст произведения. Он может выставляться на сайте постепенно, по 15–20 страниц с интервалом в 1–2 дня. Такое предъявление текста создаёт интригу восприятия и даёт возможность обсуждения не только произведения, но и откликов о нём. Содержание рефлексивного блока «Отклики» задаёт незаконченное предложение: “Когда я прочитал(а) книгу…”

Первая книга на сайте — роман (по авторскому определению) современного французского драматурга, прозаика Эрика-Эммануила Шмитта (род. 1960) «Оскар и Розовая Дама» из цикла «О незримом». Стремление “поймать всю широту человеческой души”, обратиться к “последним вопросам” роднит его с русской классикой.

Своё главное жизненное открытие писатель определил так: “В своих романах я стараюсь показать путь, который может совершить человеческая душа от атеизма к вере, проходя через гностицизм. На самом деле я постарался передать все цвета радуги, которые могут быть на пути религиозного познания человека. Моё собственное обращение к религии произошло как бы в два этапа. В 1989 году я пошёл в поход в пустыню Сахара и потерялся — провёл около 30 часов без еды и питья. К счастью, в эти 30 часов была ночь, которую я провёл под звёздами. И именно тогда на меня снизошла милость веры. Бог в пустыне… Когда я вернулся во Францию, то начал читать знаковые религиозные тексты самых разных религий мира, в том числе очень экзотических. И через несколько лет чтения, в конце концов, обратился к четырём книгам Евангелия. Это была вторая мистическая ночь в моей жизни, потому что я прочитал все четыре книги разом. Я был абсолютно поражён этой историей — любви и жертвы во имя любви. И с этого момента я стал просто одержим личностью Христа. Спустя несколько лет эта увлечённость превратила меня в христианина”.

«Оскар и Розовая Дама» (2002) — это произведение об умирающем мальчике. Экзистенциальный план повести явлен как откровение. Шмитт, проводивший из этого мира многих людей, которых любил, и сам переживший приближение смерти, размышляет о том, “как надо болеть и относиться к смерти”. Это открытие совершает его юный герой. Писатель так объяснил свой выбор героя произведения: “Я подумал, что ребёнок, вероятно, будет самым показательным и самым всеобъемлющим персонажем. Я обратил внимание, что дети гораздо более открыты, они реже скрывают от себя правду, чем взрослые, им важно говорить абсолютно откровенно о своей болезни и смерти. И я написал «Оскара и Розовую Даму», стараясь защититься от тяжести вопроса юмором, фантазией, выдумав легенду про двенадцать дней”.

Учителю, решившему предложить эту книгу детям, как и автору, предстоит преодолеть внутреннюю преграду. Детям о смерти? Но произведение об отношении к смерти даёт шанс открыть умение жить, в том числе в сложных жизненных ситуациях.

Смертельная болезнь обрекла десятилетнего Оскара на невиданное одиночество. Благодаря Розовой Даме (герой называет её Розовой Мамой) он открывает для себя Бога, пишет письма Богу — их одиннадцать. И проживает свои последние двенадцать дней как целую жизнь! И уходит, оставив табличку: “Только Богу дано право разбудить меня”.

Что происходит с читателями, когда входит в душу это откровение? Зачем современному человеку размышление о вере, о жизни и смерти — о вечном? В чём природа света, исходящая от книги? Об этом отклики, оставленные посетителями сайта.

Нередко это мощный эмоциональный выплеск — отношение, откровенная оценка как результат “значащего переживания”.

  • Мне безумно понравилось произведение. Прочитала на одном дыхании, то улыбаясь, то печалясь, а в конце и вовсе разревелась. Прекрасный живой язык, столько света и тепла, юмор и философия… Жизнь за 12 дней! Потрясающе!
  • Прочитала только первое письмо, а дальше читать боюсь, ведь всё уже не может закончиться хорошо… Но соберусь с силами и прочитаю. Берите пример с солнечных часов — ведите счёт только радостным дням.
  • Интересно. Оригинально. По-новому. Но одновременно страшно…

Чтению сопутствуют важные жизненные открытия. Чувствуется, как читателям важно эти открытия сформулировать, поделиться ими. Очевидна активность рефлексии.

  • Поражаюсь тому, насколько глубоким может быть одиночество человека… Читая первое письмо, я поняла, с какими просьбами можно обращаться к Богу.
  • После первых же строк задумался о том, как же много времени мы тратим на всякую ерунду… Как легко мы можем не заметить мелочь, которая оказывается очень важной… Ребёнок, практически наш ровесник, смог преодолеть свой страх, смог полюбить то, что не можем полюбить мы… Однозначно прочитаю эту повесть целиком и думаю, что таких, как я, много.
  • Описывая прожитый день (хоть и мысленно, а не в письменных обращениях к Богу), невольно задумываешься о “вечном”, делаешь много полезных выводов... Эти “беседы с самим собой” очень помогают, ведь начинаешь понимать так много, и это так неожиданно…

Как видим, отзывы обнаруживают рождение личностного смысла, ценностного отношения к прочитанному.

А вот и долгожданные для нас советы собеседникам, что ещё прочитать:

  • …А ещё рекомендую Э.-М. Ремарка «Три товарища» и Я.-Л. Вишневского «Одиночество в сети». Вот действительно произведения, которые заставляют тебя всё переосмыслить, а душу просто выворачивают наизнанку… И поплакать нужно, это действительно полезно. Если бы любовь можно было тренировать, как тело, мышцы. Это — обязательные компоненты программы тренировки души, любви, по моему скромному мнению.

Конечно, в восприятии такого произведения неизбежен и скепсис. О вкусах не спорят.

  • Я вот ни о чём новом для себя не задумался. Очень пе­чально, что люди начинают думать о чём-то только после прочтения книги или просмотра фильма…
  • Сентиментально, конечно, но уровень реализации ни­же приемлемого. Прочитал, взгрустнул, забыл. Это не литература…

Читатели тем не менее начинают спорить, литература ли это, как соотносятся литература и жизнь, правда.

Резких, эпатирующих, на грани цинизма и сквернословия откликов достаточно много, вплоть до: “Захотели лицей подсадить на Шмитта?” Может показаться странным, но они имеют свой положительный эффект — становятся толчком для обсуждения произведения и различных жизненных проблем, побуждая к заинтересованной диалоговой активности, эмоциональности тех, для кого цинизм неприемлем. Важно, что противостояние цинизму инициируется самими учениками, а не учителем. В данной ситуации это более весомый аргумент. Общение в блоге обретает признаки самоорганизации. Самый главный результат — самовыражение участников диалога, движение к обретению ценностных ориентаций в общении с книгой и друг с другом.

Заставка сайта Э.-Э. Шмитта
http://www.eric-emmanuel-schmitt.com

Взрывоопасной интригой стало в блоге развёрнутое письмо ученицы, назвавшей себя “Неистребимая”. Она не по-детски мудро и на редкость тактично вступила в диалог с теми, кто глух к страданию, душевной боли. Она делилась своим опытом понимания книги — глубинно духовного, сердечного, пережитого. Собеседники не поверили, что ей четырнадцать лет! Предположили, что это учительница выступает под маской школьницы. А она в надежде на взаимопонимание продолжала убеждать, не срываясь и проповедуя своё. Урок живой толерантности. Но расследование, кто же она и можно ли быть столь умной и образованной в четырнадцать лет, продолжилось. Блог открыл возможность понимания, самопознания. В ответ — реплика выпускника: “Сильно… Ничего другого сказать не могу. Именно после таких рассказов я продолжаю гордиться школой, в которой я учился. У меня нет слов”.

Об интересе к разделу, книге, о потребности в общении, обсуждении и самовыражении свидетельствует количество посетителей. За две недели было зарегистрировано более трёх тысяч посетителей сайта; среди них учащиеся лицея, выпускники, родители, педагоги. Признаемся, не все из них вышли на общение в блоге. Но в той или иной мере познакомились с повестью Шмитта. Резонанс проявился и за пределами блога. Звонили родители, спрашивали, где можно купить рекомендованные книги (не для всех психологически органично чтение такого художественного текста с экрана, что зафиксировано и в признаниях посетителей сайта). На кафедру литературы зашёл папа ученицы — врач-онколог. Поблагодарил за «Оскара» и сказал, что в его клинике эта книга должна стать настольной для врачей и пациентов. Спонтанность, динамичность, демократизм, открытость — вот качества свободного диалога о книге, проявившиеся благодаря блогу.

Читательский сайт в идеале представляется саморазвивающейся системой. Его логику и содержание будут определять литературные пристрастия участников диалога. Однако очевидны проблемы, связанные с его содержанием и мотивацией участников. Необходим отбор текстов, имеющих высокую литературную пробу. Процесс нуждается в серьёзной психологической поддержке и постоянной работе педагогов по созданию читательских установок, чтобы читатели (публика, по Шмитту) стали “авторами успеха”.

Елена Васильевна Баталова ,
учитель литературы, зав. кафедрой литературы МОУ «Лицей № 11», Челябинск ;
Нина Павловна Терентьева ,
доцент Челябинского госпедуниверситета, методист МОУ «Лицей № 11»
Рейтинг@Mail.ru