Я иду на урок
8 - й класс
Читаем «Песнь о Роланде»
«Песнь о Роланде» (Chanson de Roland) в 8-м классе по программе МИРОСа1 — мостик между блоками «Античная литература» и «Средневековый эпос», где основное внимание, конечно же, будет уделено «Слову о полку Игореве». Два урока для знакомства с произведением древнефранцузского эпоса — всё, что могу себе позволить2.
Лист из оксфордской рукописи «Песни о Роланде». XII век
Урок первый. На доске запись: «Героический эпос Средневековья». Прошу в формулировке темы выделить уже известное понятие (с жанром героического эпоса познакомились в начале года, изучая «Илиаду» Гомера) и составить кластер. После двух-трёх минут индивидуальной работы в тетрадях составляем коллективный вариант кластера на доске, вспоминая и поясняя такие понятия, как эпическое время (славное историческое прошлое какого-либо народа); эпическое событие (реальное историческое событие, но изображённое так, чтобы создать образ подлинного величия); эпический фон (обычно борьба двух племён или народностей); эпический герой (богатырь, воин, в котором воплощаются лучшие черты народного характера); эпический стиль (торжественный, величественный, высокий; отражающий широкий охват событий во времени и пространстве, отличающийся вниманием к многочисленным подробностям и деталям, а также объективностью авторского взгляда).
После этого на доске открывается скрытая до поры информация.
Героические поэмы Средневековья:
«Беовульф» — англо-саксонский героический эпос. Х век. Действие происходит в Дании.
«Песнь о Роланде» — французский героический эпос. XI век. Действие в основном происходит на границе Франции и Испании.
«Песнь о Нибелунгах» — немецкий героический эпос (около 1200 г.). Действие происходит в Бургундском королевстве.
«Песнь о моём Сиде» — испанский героический эпос (рукопись 1207 г. о событиях 1094 г.). Действие происходит на Пиренейском полуострове.
Ребята получают задание рассмотреть записи и сформулировать вопросы, которые побудили бы к размышлениям по теме нашего занятия. Выбираем наиболее часто повторяющиеся варианты формулировок и записываем в тетради:
• Почему в Средневековье так популярен жанр героического эпоса?
• Претерпевает ли изменения этот жанр со времён античности?
Предлагаю искать ответы в ходе обсуждения древнефранцузской героической поэмы. На развороте тетради вверху посередине записываем «Песнь о Роланде» (оксфордский текст — приблизительно 1170 г.), левую часть разворота озаглавливаем «Сюжет героической поэмы», и ребята переносят в тетрадь схему сюжета, изображённую на доске.
В течение 5–7 минут им предстоит заполнить эту схему, выделив события, описанные в героической поэме, их участников и обстоятельства, при которых они происходили. Учитель в это время получает возможность, пройдя по рядам, увидеть уровень домашней подготовки (кто и как читал).
Далее следует обсуждение, в процессе которого восстанавливается общая схема сюжета и корректируются записи в тетрадях.
Завязка (предательство Ганелона) Карл, Марсилий, Бланкандрин, Роланд, Ганелон |
а) посольство Бланкандрина |
б) посольство Ганелона | |
Кульминация (сражения в Ронсевальском ущелье) Роланд, Оливер, архиепископ Турпин, 12 пэров, сарацины |
а) первая рать Марсилия (гибель сарацин) |
б) вторая рать Марсилия (гибель франков) | |
Развязка (возмездие) Карл, Ганелон, Пинабель, Тьери |
а) наказание сарацин (изгнание их из Испании) |
б) наказание Ганелона (суд и казнь) |
Потом делим на две колонки правую часть разворота тетради, название первой — «Исторические реалии», а второй — «Авторская позиция». На этом этапе урока восьмиклассники слушают сообщение учителя — историческую справку о событиях, которые легли в основу сюжета героической поэмы «Песнь о Роланде», — и вносят записи в колонку «Исторические реалии».
Вот как звучит описание исторического события, положенного в основу «Песни о Роланде», в биографии императора Карла Великого, написанной его младшим современником Эйнгардом: “Не прекращая почти непрерывной и упорной войны против саксов, Карл оставил прикрытие в тех местах границы, где было нужно, а сам сколь возможно тщательнее снарядился к походу и вторгся в Испанию. Преодолев Пиренейский хребет и приняв изъявление покорности от всех городов и крепостей, к каким он подступал, Карл двинулся в обратный путь с войском целым и невредимым. Однако, возвращаясь и переваливая через горы, он испытал на себе вероломство васконов. Когда большое войско Карла сильно растянулось, как это всегда бывает в горных теснинах, васконы устроили засаду на высокой вершине, а для засады тамошние края, густо поросшие лесом, весьма удобны. Напав сверху, васконы стали сбрасывать в лежащую под горой долину последнюю часть обоза и воинов, которые шли в арьергарде, чтобы охранять передних с тыла. Завязалось сражение, и васконы перебили всех этих воинов поголовно, разграбили обоз и рассеялись под покровом уже наступившей ночи. Взять верх в этом деле им помогли как лёгкость оружия, так и условия местности, где происходила битва; напротив, франков тяжёлые доспехи и неблагоприятная местность ставили в невыгодное положение. В этом бою пали Эгихард, королевский стольник, пфальцграф Ансельм и Хруодланд, префект Бретонской марки. Злодеяние же васконов доныне осталось ненаказанным, ибо, свершив его, они рассеялись так быстро, что их и след простыл, и никто не знает, где их искать”.
Теперь есть возможность обменяться мнениями и выяснить, какие исторические факты претерпели изменения (как и с какой целью была деформирована историческая реальность), при этом интересные наблюдения и выводы записываются в колонку «Авторская позиция»:
- поход, начавшийся и закончившийся в 778 году, превращён в семилетнюю войну;
- баски (васконы-христиане) заменены на сарацин (мусульман, неверных).
Первый вывод: борьба за веру, сокрушение неверных выражает идею средневековых крестовых походов: героическая поэма «Песнь о Роланде» — это эпос христианской идеи.
- Бесславный военный эпизод превращён в героическую борьбу немногих против многих, с блестящими подвигами и поединками;
- исчезли самые видные и именитые участники события, Эгихард и Ансельм, но введён целый ряд лиц: Турпин, Оливьер, Ганелон;
- никому не известный Хруоланд, превратясь в Роланда, возведён на вершину общепризнанной славы, стал племянником императора и покорителем всей Западной Европы;
- в исторической реальности (в отличие от поэмы) поражение франков осталось неотомщённым.
Второй вывод: эпическое событие должно быть ярким и запоминающимся (пусть даже вопреки реальным фактам) — таковым становится бой арьергардного отряда в мрачном горном ущелье, когда немногочисленный отряд франков, возглавляемый отчаянным храбрецом и патриотом, до последнего сражается против тьмы неверных “за милую Францию”. Таким образом, «Песнь о Роланде» — это эпос нарождающейся государственности, в основе которого лежит национальная идея.
Здесь уместно предъявить вторую часть исторической справки о трёх исторических датах, соответствующих эпическому времени, отражённому в сюжете поэмы:
732 год — битва при Пуатье, дед Карла Великого — Карл Мартелл — положил предел экспансии арабов в Европу.
778 год — в Ронсельвальском ущелье васконы уничтожили арьергардный отряд войска Карла Великого.
859 год — в этом году королём Карлом Лысым (внуком Карла Великого) был предан смертной казни за предательство архиепископ Санский Ванило. Принято считать, что он послужил прототипом для предателя Ганелона.
Отвечая на вопрос: “Почему в одном сюжете совмещены три реальных исторических события?”, восьмиклассники тем самым подводят итог урока.
Для домашней подготовки предлагается тезисно записать в тетради ответы на вопросы: “Как в героической поэме «Песнь о Роланде» обрисованы её основные герои? Какие черты характера определяют поведение каждого из них?” Подобрать цитаты. Индивидуальное задание: сравнить заглавного героя средневековой эпической поэмы с античным эпическим героем Ахиллом из «Илиады» Гомера (сопоставить характеры, поступки, авторское отношение к героям).
Ко второму уроку доска оформлена следующим образом: на ней написана тема «Образы эпических героев в героической поэме “Песнь о Роланде”» и нарисованы два овала. Предлагаю вспомнить содержание прошлого урока и вписать в овалы два основных вывода, к которым мы пришли в ходе первого занятия по теме. Затем прошу расположить имена основных героев «Песни о Роланде» между двумя овалами так, чтобы было очевидно, в какой степени они воплощают христианскую и национальную идеи героической средневековой поэмы.
В центре учащиеся единодушно помещают Карла Великого. Опорными точками для обсуждения становятся:
- портрет в 8-й тираде: “Сидит на троне золота литого // Прекрасной нашей Франции король. // Волной седые кудри ниспадают, // А борода его белее снега. // Прекрасен Карл, горда его осанка…” и его сопоставление с реальными фактами испанского похода 778 года, согласно которым Карлу было всего тридцать восемь лет и императором он ещё не был. Ребята приходят к выводу, что автору важно было создать образ идеального правителя, седобородого патриарха, сочетающего в себе государственную мудрость и христианское благонравие, являющегося собирателем как национальных, так и христианских сил;
- сюжетная роль (объединяет вокруг себя весь цвет нации; а в развязке осуществляет справедливое возмездие);
- сны, чудеса (незаходящее солнце) и видения (явления архангела Гавриила), доказывающие богоизбранность короля Карла и побуждающие его к постоянной борьбе за христианскую веру.
Вывод. В этом образе, несомненно, воплощаются как христианская, так и национальная идеи. Напомним ребятам, что в исторической реальности государственность формировалась при поддержке Церкви: политическое собирание Европы происходило под знаменем Христа, и свою имперскую корону в 800 году Карл получил из рук римского первосвященника.
Образ архиепископа Турпина — отважного воина — всё же, по мнению восьмиклассников, оказывается ближе к идее христианской: его молитва вдохновляет франков перед битвой, и уже тяжело раненный, он исполняет свой последний христианский долг — благословляет погибших в сражении.
Интересным оказывается разговор о Роланде. Каков этот герой?
Читаем ответ Роланда Оливьеру на сообщение о наступлении бесчисленного войска мавров в тираде 79: “Ну, что же, слава Богу (сначала обращение к Творцу — добрый христианин); // За короля должны мы храбро биться (верный вассал короля): // …Товарищи! Сплеча рубите мавров, // Чтоб песнь о нас позорную сложить // Не мог никто” (рыцарь, отстаивающий свою честь, храбрый воин). Не забываем упомянуть многократно повторяемые им слова: “За милую Францию!” (патриот). Круг вопросов для дальнейшей беседы: “Чем объяснить первоначальный отказ Роланда трубить в рог Олифан, чтобы вернуть ещё недалеко ушедшего Карла с основными силами? Средневековый рыцарь Роланд и античный герой Ахилл: в чём их сходство и различие? Как соотносятся героическое неистовство и гордыня в желании добыть славу с такими христианскими добродетелями, как благоразумие и смирение? Какова роль Оливьера, зачем понадобился этот образ рядом с Роландом? В чём символичность описания смерти Роланда (прижимает к груди меч и рог, поворачивается лицом к Испании, протягивает перчатку к небу)?”
Вывод. Трагическая ошибка, которую совершил жаждущий славы и страшащийся бесчестья Роланд, не отменяет его героизма и свидетельствует о его самоотречении во имя Франции. Пылкость Роланда, напоминающая античное неистовство Ахилла, противопоставлена благоразумию и осторожности Оливьера как более соответствующим христианским нормам поведения, но значим последний жест Роланда, освобождённого смертью от служения Карлу, — он протягивает свою перчатку в знак вассальной преданности Богу. Поэтому для понимания образа Роланда значимы как патриотическая, так и христианская идеи.
Нельзя обойти вниманием и образ эпического злодея — Ганелона. Восьмиклассники подмечают неоднозначность этого героя. Так, в 20-й тираде автор рисует чрезвычайно привлекательный портрет будущего предателя: “Прекрасен был могучий Ганелон: // Широкобёдр и статен, — ярким светом // Его глаза лучистые горели, // И весь гроза, величествен и горд // стоял он там, и взоров восхищённых // С него свести бароны не могли”, а в 34-й — говорит о его храбрости, когда он, находясь в стане мавров, готов сражаться один против окружающих его неверных (да и феодальный суд его первоначально оправдывает). Пытаясь понять причины его поступка, анализируем феодальные и родственные отношения между Ганелоном, Карлом и Роландом. Ганелон — вассал короля Франции, и формально он не нарушил своей вассальной верности, что и подтвердил суд баронов, состоявшийся по повелению Карла. Роланд — племянник Карла, а Ганелону пасынок, то есть согласно родовым законам должен подчиняться именно Ганелону, Роланд же выбирает службу Карлу. За это, полагая себя оскорблённым, и мстит Ганелон Роланду. Спор о том, что есть месть, а что предательство, какое — родовое или феодальное — право приоритетней, разрешается на Божьем суде — поединке между Пинабелем и Тьедри, где победу одерживает Тьедри, что даёт право королю франков покарать предателя.
Так, помимо внешнего конфликта между христианской и мусульманской религиями, в средневековом эпосе ощутим внутренний конфликт, в основе которого лежит идея вассальной преданности как основной доблести феодального общества.
В заключение предлагаю вернуться к вопросам, сформулированным в начале изучения темы, и письменно дать на них дома аргументированные ответы.
Примечания
1 МИРОС — Московский институт развития образовательных систем; о его Программе литературного образования (авт. Е.Абелюк, З.Блюмина, А.Княжицкий) мы неоднократно писали. — Прим. ред.
2 При подготовке уроков были использованы материалы статьи И.Шайтанова «Героический эпос» // Литература. 1998. № 36.
Марина Цветаева Роландов Рог Как нежный шут о злом своём уродстве, За князем — род, за серафимом — сонм, Чтоб, пошатнувшись, — на живую стену Солдат — полком, бес — легионом горд, Так, наконец, усталая держаться Под свист глупца и мещанина смех — Стою и шлю, закаменев от взлёту, И сей пожар в груди тому залог, (Март 1921) |