Я иду на урок
11-й класс
Главы из нового учебника И.Н. Сухих «Литература. 11 класс» уже были представлены на страницах «Литературы». Книга недавно вышла в Издательском центре «Академия». Издательство намечает в ближайшее время опубликовать также «Книгу для учителя» и «Практикум для учащихся» к этому учебнику.
Задания к урокам, посвящённым изучению творчества М.А. Шолохова, — это фрагменты из практикума, которые учитель может по своему усмотрению включить в систему заданий независимо от того, по какому учебнику он работает. Нумерация заданий для удобства пользования переведена в сквозную.
Михаил Александрович Шолохов
Практикум
Задание 1
Групповые задания
I. Подготовьте небольшое сообщение о рассказе «Жеребёнок» из цикла «Донские рассказы», опираясь на вопросы и задания.
1. Перескажите фабулу рассказа «Жеребёнок».
2. В каких художественных образах автор раскрывает близость Трофима к естественной — природной и крестьянской — жизни?
3. Найдите и прокомментируйте эпизоды, где можно увидеть слияние голосов автора и героя. В чём смысл этого приёма?
4. Трагичным или оптимистичным является, с вашей точки зрения, финал «Жеребёнка»?
5. Как вы поняли авторскую позицию в рассказе?
II. Подготовьте небольшое сообщение о рассказе «Шибалково семя» из цикла «Донские рассказы», опираясь на предложенные вопросы и задания.
1. Перескажите фабулу рассказа «Шибалково семя».
2. С какой целью Шолохов использует в этом произведении форму сказа?
3. Почему сотня помиловала «Шибалково семя»?
4. Как вы оцениваете поступки Якова Шибалка: убийство “по совести” Дарьи и спасение ребёнка?
5. Какова авторская оценка поступка героя рассказа?
III. Подготовьте небольшое сообщение о рассказах «Родинка» и «Чужая кровь» из цикла «Донские рассказы», опираясь на вопросы и задания.
1. Перескажите фабулы рассказов «Родинка» и «Чужая кровь».
2. В каких художественных деталях Шолохов сталкивает “мир” и “войну”? Определите смысл этой антитезы в рассказах.
3. Какую роль в рассказах играет пейзаж? Прокомментируйте одну-две пейзажных зарисовки, чтобы доказать своё мнение о роли описаний природы у Шолохова.
4. Сопоставьте финальные сцены рассказов. Как меняется поведение атамана, героя «Родинки», когда он узнаёт в убитом красном сына? Как эти изменения отражены в темпе и тональности повествования? Почему Шолохов завершает рассказ «Чужая кровь» сценой расставания стариков с обретённым сыном?
5. «Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону. Сравните первый и последний рассказы цикла с точки зрения разрешения в них конфликта “отцов и детей” в революционную эпоху. Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон?
Задание 2
Познакомьтесь с различными трактовками авторской позиции в «Донских рассказах» М.А. Шолохова.
• Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую <…> кровопролитие”1. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.
• Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”2.
• Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца...» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. <…> Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. <…> Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса — вочеловечивания <…> Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”3.
• Авторы книги «История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд» Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут о книге М.А. Шолохова: “В «Донских рассказах» <…> нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок… <…> Контрасты в его рассказах <…> воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познаётся социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. <…> Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от её действительных убеждений <…> а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы — уже было проявлением гуманизма. <…> Однако <…> с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается. В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. <…> Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды». Но так ли это?
Даже если согласиться с тем, что Шолохов осуждает только насилие со стороны «врага» <…> это осуждение перерастает в общечеловеческое осуждение отце-сыно-братоубийства. Настойчивое варьирование мотива убийства единокровного <…> не может быть объяснено только желанием показать распад казачьего уклада — для этого было бы достаточно одного примера. Чем же объяснить пристрастие Шолохова к такой сюжетной коллизии? Очевидно, желанием писателя исходить из нормы человеческих отношений, которая в условиях патриархального казачьего (в конечном счёте крестьянского быта) ярче всего проявлялась там, где была скреплена узами крови, родственными отношениями. <…>
Нельзя полностью согласиться со старыми трактовками «Донских рассказов»: враги революции отчуждены от добра, справедливости, от народа (а они тоже народ). В рассказе «Родинка» трагедия раскрывается не в социально-классовом плане, а в общечеловеческом, она во многом случайна: отец не знает, что гонится за сыном. <…> Заявленное в первом рассказе отозвалось в «Чужой крови»: белоказак, потеряв сына, может не только глубоко страдать, но и принять в своё сердце как родного чужого человека, да ещё из стана врага. Советская критика трактовала это как победу коммунистической идеологии: «Гаврила принимает его (коммуниста Николая Косых) “веру” и порядок жизни, им защищаемый». Считалось, что подлинная человечность возможна только на путях приобщения к «революционной правде века». Однако в рассказе об этом нет ни слова. Автор рассматривает происходящее с общечеловеческих позиций. <…> Шолоховское отношение к изображаемому <…> исполнено человеческого сочувствия”4.
• Исследователь В.В. Гура, автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. <…> Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”5.
* * *
С какими трактовками вы согласны, а с чем готовы поспорить? Обоснуйте своё мнение, обратившись к рассказам «Жеребёнок», «Шибалково семя», «Родинка» и «Чужая кровь».
Задание 3
Прочитайте эпиграфы к роману — строфы старинных казачьих песен. Почему в качестве эпиграфов Шолохов использует две песни? В чём вы видите их сходство и различие?
Познакомьтесь с истолкованиями эпиграфов В.В. Васильевым, Н.С. Кисловой и С.Г. Семёновой, а также с полным текстом народной песни, отрывок из которой М.А. Шолохов сделал вторым эпиграфом к «Тихому Дону».
Согласны ли вы с исследователями?
• “В романе очень важна связь семейного начала с фольклором. Посредством <…> одной из древнейших метафор — воды, мотив вечного течения Дона оказывается связан с мотивом рода. Именно отсюда берут начало лейтмотивы вдовства, сиротства, материнского горя, пронизывающие все книги «Тихого Дона». Старинная казачья песня настораживает, настраивает отнюдь не на благостное восприятие мирного быта и нравов «Тихого Дона», а на восприятие полных драматизма народных судеб. Острота социальных потрясений в годы, охваченные произведением, ещё отчётливее обнажается вторым эпиграфом: «Ой ты, наш батюшка тихий Дон! // Ой, что же ты, тихий Дон мутнёхонек течёшь?» Этот эпиграф — начало старинной казачьей песни семейного характера. Шолохов заимствует из песни лишь ту часть, которая становится основой для социальных обобщений. Образ взмутившейся реки в народной лирике — символ тревоги, волнений, вызванных большими событиями в личной и общественной жизни”6.
“Ой! ты наш батюшко Тихой Дон,
Ой, что же ты тихой Дон мутнёхонек течёшь?
Ах, как мне тиху Дону не мутному течи,
Со дна меня тиха Дона студёны ключи бьют,
Посеред меня тиха Дона бела рыбица мутит,
Поверх меня тиха Дона три роты прошли;
Ай первая рота шла, то Донские козаки,
Другая рота шла, то знамёна пронесли,
А третья рота шла, то девица с молодцом;
Молодец красну девицу уговаривает,
Не плачь, не плачь, девица, не плачь красная моя,
Что выдам тебя девица я за вернова слугу,
Слуге будешь ладушка, мне миленькой дружок,
Под слугу будешь постелю слать, со мной
вместе спать.
Что взговорит девица удалому молодцу,
Кому буду ладушка, тому миленькой дружок,
Под слугу буду постелю слать, со слугой вместе
спать.
Вынимает молодец саблю острую свою,
Срубил красной девице буйную голову,
И бросил он её в Дон во быструю реку”7.
• «По условиям времени (1928 год) Шолохов не мог процитировать песню целиком в качестве эпиграфа к роману, а только намекнул на неё первыми пятью стихами, концентрирующими в себе самое обобщённое, самое условное и вместе наиболее «зашифрованное» («студёны ключи», «бела рыбица мутит») её содержание. В отличие от первого эпиграфа к «Тихому Дону» («Не сохами-то славная землюшка наша распахана…»), пророчески предсказывающего последствия Гражданской войны на Дону, и эпиграфа к третьей книге эпопеи, каким предваряется изображение кульминационного развития междоусобной борьбы в романе (Вёшенский мятеж 1919 года), цитатой из песни «Молодец красну девицу уговаривает…» Шолохов утверждает: большая социальная Смута в стране начинается со смуты в головах и душах людей, с извращения вековых народных идеалов нравственности»8.
• “Казачья песня, сопровождающая повествование «Тихого Дона», концентрирует в себе извечный народный опыт любви и ухаживания, войны, разлуки с домом, потери близких, неутешного горя, являясь как бы фольклорным поэтическим инвариантом того, что реально чувствуют и переживают герои романа. Параллелизм запечатлённого в песне и разверзающегося в действительности, в душах казаков драматически, а то и трагически сгущается ко второй половине «Тихого Дона», когда так пронзительно звучат жалобные старинные казачьи баллады”9.
Какие сюжетные линии романа обозначены в эпиграфах? В каких отношениях находятся заглавие романа и эпиграфы?
Задание 4
По предложенному плану подготовьте сообщение «Уклад казачьей жизни и сословные традиции, отражённые в первой книге романа “Тихий Дон”».
Сделайте выводы о том, каковы критерии оценки человека в казачьей среде.
План
1. Быт казаков. Семейная иерархия. Культ старших. Патриархальные законы (на примере семьи Мелеховых).
2. Труд и развлечения (покос, рыбалка, охота на волка и т.д.). Связь с природным миром. Отношение к Дону.
3. Казачья воинская служба. Проводы на войну.
4. Женитьба или замужество: традиции и обряды.
5. Взаимоотношения хуторян. Формы обращения и приветствий.
Обратитесь к сценам купания коня (кн. 1, ч. 1, гл. 3), истории жизни Аксиньи (кн. 1, ч. 1, гл. 7), покоса (кн. 1, ч. 1, гл. 9), разговора Пантелея Прокофьевича с Григорием (кн. 1, ч. 1, гл. 10), отказа Григория уйти с хутора с Аксиньей (кн. 1, ч. 1, гл. 12), сватовства к Наталье (кн. 1, ч. 1, гл. 15).
Используйте также материалы статей о культуре казачества.
• “Уже с первых страниц романа <…> звучит тема истории донского казачества, его веками складывающихся нравов, традиций, культуры. Живут казаки хуторами и станицами, несколько станиц со своими хуторами составляют округ, четыре округа — саму Область Войска Донского, центр — Новочеркасск. Своих атаманов они избирали сами, общие дела решали на сходах. Живут по заповедям казачества, выполняя обязанности, зная права. А в этих заповедях записано: «Казачество немыслимо без Православия. Вера в Бога есть дар. Личное дело каждого, верит он в Бога или нет. Но поскольку все казачьи обычаи связаны с Православием, член казачьего общества обязан выполнять их вместе с братьями своими».
Казак — одновременно хлебороб и военный человек”10.
• “В мирное устоявшееся время казачий коллектив крепится своей традицией, укладом особого военно-земледельческого сословия, типом общинной демократии, своим кодексом чести, бытовым православным исповедничеством, освящающим годовой круг, центральные моменты жизни человека, каждодневное её течение (в избу не войдут, за стол не сядут, не перекрестившись на иконы...)”11.
• “Да знает каждый казак, что Тихий Дон — колыбель всего Казачества. <…> Устоит Дон — устоит Казачество. Погибнет Дон — постепенно погибнут и другие Войска. Это мы видели в 1920 году; это мы видим в Истории Казачества. Дон — крепость Казачества”12.
Задание 5
Прочитайте отрывок из статьи исследователя Т.А. Касаткиной, посвящённый шолоховскому стилю.
• “Своеобразной доминантой шолоховского стиля оказывается изображение внутреннего через внешнее, движений (особенно — резких движений) души и духа через физиологические <…> реакции, «неуклонно проводимый принцип давать переживание и чувство персонажа только через внешний рисунок поведения, через физиологию эмоции, разверзающуюся внутри, в сердце, в жилах, в членах и немедленно бросающуюся в лицо, в ломающуюся телесную пластику». Не описание, но живописание представляют собой шолоховские полотна <…> Шолохов словно реализовал талант живописца в «смежном» искусстве. За примерами отсылаю к книге — она ими изобилует”13.
Найдите в романе один-два примера “изображения внутреннего через внешнее”, в которых, с вашей точки зрения, Шолохов “реализовал талант живописца”, и прокомментируйте эти сцены: постарайтесь раскрыть внутреннее состояние персонажа через внешнее (жест, пластику, мимику и т.п.).
Кто из русских классиков XIX века может считаться предшественником такого изображения внутреннего состояния человека? Докажите свою точку зрения.
Задание 6
Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.
“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:
«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает... У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны, — четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое — бойцы Добровольческой армии, а Валентин — красный... Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня — и ходу! А мать в слёзы — волосы на себе рвёт... А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся... И так ведь не раз, не два. <…> Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. <…> Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие — то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды…. Это если мягко сказать. <…> Паршивые, бездарные ученики мы у истории — вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия...”»14.
“Поведение и красных, и белых с их жестокостью, безобразием, обманом, а иногда и благородством описано честно... Шолохов был слишком большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений”15.
Письменно ответьте на вопросы:
• Помогают ли эти строки понять отношение писателя к Гражданской войне?
• С каких позиций оценивает Шолохов события и поведение людей в революционную эпоху?
Примечания
1 Чалмаев В.А. «Донские рассказы»: к общечеловеческим идеалам через психоз ненависти // Русская литература ХХ века. Очерки. Портреты. Эссе. М., 1994. Ч. 2.
2 Симмонс Э. Он избрал свой путь // Вопросы литературы. 1990. № 5.
3 Сатарова Л.Г. Брат на брата, сын на отца... (Художественная концепция Гражданской войны в «Донских рассказах» М.Шолохова) // Литература в школе. 1993. № 4.
4 Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы ХХ века. Учебное пособие. Выпуск второй. Советская классика. Новый взгляд / Под ред. Ю.Г. Круглова. М., 1998.
5 Гура В.В. Как создавался «Тихий Дон». Творческая история романа. М., 1989.
6 Кислова Н.С. Культура казачества в «Тихом Доне» М.А. Шолохова. Из опыта работы учителя // http://www.26209s013.edusite.ru/p12aa1.html.
8 Васильев В.В. “Что же ты, тихий Дон, мутнёхонек течёшь?” История одного заблуждения // Литература. 2006. № 10, 11.
9 Семёнова С.Г. Философско-метафизические грани «Тихого Дона» // Вопросы литературы. 2002. № 1.
10 Кислова Н.С. Культура казачества в «Тихом Доне» М.А. Шолохова. Из опыта работы учителя // http://www.26209s013.edusite.ru/p12aa1.html.
11 Семёнова С.Г. Философско-метафизические грани «Тихого Дона» // Вопросы литературы. 2002. № 1.
12 Декларация Вольных Донских Казаков. 1937 // Этническое казачье движение. Независимый интернет-журнал: http://www.www-cossacks-krug.ru/DEKLARAZIY-1937.htm/.
13 Касаткина Т.А. Оплакивание родства // Новый мир. 2006. № 1.
14 Осипов В.О. Серый поток. Михаил Шолохов: из неизвестного и забытого. К 100-летию со дня рождения // Ex libris НГ. 2005. № 18 (317).
15 Симмонс Э. Он избрал свой путь // Вопросы литературы. 1990. № 5.