Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №9/2009

Я иду на урок
5 — 6-й классы

Завершая учебный год

На одном из последних уроков года можно провести обобщающую литературную игру.

репродукция с картины итальянского художника
Джузеппе Фаньяни (Fagnani; 1819–1873) «Эвтерпа». 1869 г

Класс делится на три команды. Игра состоит из трёх туров. 1-й тур — разминка. Второй тур начинает та команда, которая набрала наибольшее количество баллов в первом туре. 2-й тур — блиц-турнир (за 1 минуту дать большее количество правильных ответов). Команды отвечают быстро и чётко на вопросы и получают 1 балл за каждый правильный ответ. В случае затруднения команда говорит: “Дальше!” 3-й тур — финальный. Команды по очереди отвечают на 6 вопросов (на 2 из каждой категории). Правильный ответ оценивается в 1 балл. Победителем считается та команда, которая по итогам трёх туров набрала наибольшее количество баллов.

1-й тур. Разминка

1. Какая из этих муз — покровительница лирической поэзии (изображалась с двойной флейтой в руках)?

а) Полигимния, б) Эвтерпа, в) Каллиопа, г) Талия.

2. Назовите одну из древнейших форм книги.

а) Свиток, б) рулон, в) клубок, г) гармошка.

3. Название какого стихотворного размера в переводе с греческого буквально означает “палец”?

а) Дактиль, б) ямб, в) хорей, г) анапест.

4. Как называется хвалебное произведение, написанное в честь какого-либо лица или события?

а) Дифирамб, б) элегия, в) ода, г) памфлет.

5. В какой точке повествования литературное действие достигает наибольшего напряжения?

а) Экспозиция, б) развязка, в) эпилог, г) кульминация.

6. Историю любви какой знаменитой пары обычно называют печальнейшей повестью на свете?

а) Руслана и Людмилы, б) Ромео и Джульетты, в) Орфея и Эвридики, г) Валентина и Валентины.

7. Кто из этих писателей жил в XVIII веке?

а) Н.В. Гоголь, б) Д.И. Фонвизин, в) Н.С. Лесков, г) А.П. Чехов.

8. Какой из этих русских классиков родился позднее всех?

а) Ф.М. Достоевский, б) М.Ю. Лермонтов, в) А.П. Чехов (1860), г) Л.Н. Толстой.

9. Кому из комедии «Горе от ума» принадлежат слова: “Счастливые часов не наблюдают”?

а) Чацкому, б) Молчалину, в) Софье, г) Лизе.

10. Чьё детство прошло в Тарханах?

а) М.Ю. Лермонтова, б) А.С. Пушкина, в) И.С. Тургенева, г) Л.Н. Толстого.

11. Что Печорин пообещал Азамату за Бэлу?

а) Винтовку, б) саблю, в) коня, г) счёт в банке.

12. Кто был секундантом Ленского на дуэли с Онегиным?

а) Зарецкий, б) Загорецкий, в) Сквозник-Дмухановский, г) Чимша-Гималайский.

13. Какое воинское звание было у Печорина?

а) Поручик, б) прапорщик, в) штабс-капитан, г) юнкер.

14. Как звали коня Казбича?

а) Заседатель, б) Буцефал, в) Азамат, г) Карагёз.

15. Назовите отчество Татьяны из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

а) Владимировна, б) Дмитриевна, в) Петровна, г) Ивановна.

2-й тур. Блиц-турнир

  1. Какое междометие в пьесе «Горе от ума» встречается чаще: “ах” или “ох”? (“ах!”)
  2. Как называют автора произведения в прозе: прозектор или прозаик? (Прозаик, прозектор — это врач-патологоанатом.)
  3. Какая фамилия была у Митрофанушки, персонажа комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль»? (Простаков.)
  4. Что объединяет всех этих замечательных русских писателей: Лермонтова, Шолохова, Булгакова, Ломоносова, Зощенко? (Имя Михаил.)
  5. Рассказ А.П. Чехова «Толстый и …» (тонкий).
  6. О чём поэт Г.Р. Державин сказал: “Алмазна сыплется гора”? (О водопаде.)
  7. В каком русском городе родился М.Ю. Лермонтов? (В Москве.)
  8. Какое погодное явление Фёдор Иванович Тютчев любил именно “в начале мая”? (Грозу.)
  9. О какой стране писал Ф.И. Тютчев?

    Умом… не понять,
    Аршином общим не измерить:
    У ней особенная стать —
    В … можно только верить. (О России.)


  10. Чем, согласно русской пословице, красна изба? (Пирогами.)
  11. Назовите породу собаки, из которой получился булгаковский Полиграф Полиграфович Шариков. (Дворняга.)
  12. Кто является автором «Слова о полку Игореве»? (Автор неизвестен.)
  13. Закончите афоризм: “Служить бы рад, … (прислуживаться тошно — Чацкий).
  14. Им создана первая «Российская грамматика», проведена реформа стихосложения. (М.В. Ломоносов.)
  15. Учился в украинском городе Нежине в Гимназии высших наук. (Н.В. Гоголь.)
  16. Крестьянский сын, пешком пришедший в Москву. (М.Ломоносов.)
  17. Кто “подарил” сюжет «Мёртвых душ» Н.В. Гоголю? (А.С. Пушкин.)
  18. Образуй имя из словосочетания “владеть миром”. (Владимир.)
  19. Имя этого героя означает “подобный матери”. (Митрофан, «Недоросль» Д.И. Фонвизина.)
  20. Любимое время года А.С. Пушкина. (Осень.)
  21. Откуда дровишки? (...из лесу, вестимо.)
  22. Человек, которого называют “Первый русский университет”. (М.В. Ломоносов.)
  23. Кто из героев романа «Евгений Онегин» “...острижен по последней моде, как денди лондонский одет”? (Онегин.)
  24. “Сатиры смелый властелин” — кто это? (Фонвизин.)
  25. Как называли щёки в старину? (Ланиты.)
  26. Основатель театра «Глобус». (Шекспир.)
  27. Драматург, блестящий русский дипломат; служил в Персии и погиб в Персии. (Грибоедов.)
  28. Его няня — Арина Родионовна. (Пушкин.)
  29. Автор комедии «Мещанин во дворянстве». (Мольер.)
  30. Синоним преувеличения. (Гипербола.)

3-й тур. Финал

Теория литературы

1. Какой литературный приём использовал Николай Алексеевич Некрасов в следующих строках?

Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная… (Антитеза.)

2. На сколько родов делится литература? (На три: эпос, лирика и драма.)
3. На какой слог падает ударение в дактиле? (На первый.)
4. Что такое “эзопов язык”? Подберите синонимы к этому термину. (Иносказание, аллегория.)
5. Назовите жанр произведения В.А. Жуковского «Лесной царь». (Баллада.)
6. Определите художественное средство выразительности, используемое поэтом С.А. Есениным для создания образа: “Синь то дремлет, то вздыхает”. (Метафора.)

Литература XIX века

1. Название какого растения стало фамилией попечителя богоугодных заведений из комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»? (Земляника.)
2. С чьими именами связаны литературные места России: с. Ясная Поляна, с. Тарханы, с. Михайловское, г. Нежин? (Л.Толстой, М.Лермонтов, А.Пушкин, Н.Гоголь.)
3. Назовите произведения А.С. Пушкина, вошедшие в сборник «Повести Белкина». («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка».)
4. Что связывает Чёрную речку и гору Машук? (Места дуэлей Пушкина и Лермонтова.)
5. Вспомните первую строчку приведённой цитаты из стихотворения А.С. Пушкина, его название и адресата:

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Передо мной явилась ты…
(“Я помню чудное мгновенье…”; «К ***»; А.П. Керн.)

6. Н.В. Гоголь писал: “Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого”. Восстановите последовательность изображения помещиков в поэме: а) Плюшкин б) Манилов в) Собакевич г) Коробочка д) Ноздрёв. (б, г, д, в, а.)

Литература XX века

1. Какой поэт писал о себе: “Я московский озорной гуляка”? (С.Есенин.)
2. Кто из писателей XX века был врачом? (М.Булгаков.)
3. По начальной и последней строке стихотворения вспомните его автора:

Ночь, улица, фонарь, аптека…
Аптека, улица, фонарь.
(А.Блок.)

4. Назовите фамилию поэта по годам его жизни: 1895–1925. (С.Есенин.)
5. Вставьте слова в отрывок из поэмы Твардовского:

Тёркин — кто же он такой?
Скажем откровенно:
Просто … (парень) сам собой
Он … (обыкновенный).

6. Определите троп:

В клочьях разорванной тучи
Блещет осколок луны
(Н.А. Заболоцкий). (Метафора.)

 

Литература

 Агеева И.Д. Литературные забавы на уроках и праздниках. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006.

 Анашина Н.Ю. День словесности в школе // Интеллектуальные игры и развлечения. Ярославль: Академия Развития, 2006.

Предметная неделя литературы в школе / Авт.-сост. Н.Д. Ильина. Ростов н/Д: Феникс, 2005.

Шаульская Н.А. Поиграем в эрудитов? // Идеи для школьных викторин и олимпиад. Ростов н/Д: Феникс. 2005.

Рейтинг@Mail.ru