Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №6/2009

Я иду на урок

К вопросу о вариативности анализа текста: урок - семинар по рассказам И.А. Бунина

Идея вариативности анализа художественного текста возникла давно, но научное обоснование она получила в 70-е годы в методической системе Т.Г. Браже. Под её руководством в 1971 году вышел в свет коллективный труд «Искусство анализа художественного произведения», в котором говорилось о необходимости, возможности и эффективности вариативного анализа. Эту идею развивали в своих исследованиях методисты В.Г. Маранцман, М.Г. Качурин, З.Я. Рез, Т.В. Чирковская и др.

Вариативность анализа художественного текста дополняется вариативностью форм работы с учениками. Так, при изучении темы любви в творчестве И.А. Бунина можно провести урок-семинар. Уроки такого типа способствуют развитию творческих способностей учеников, они отличаются особым характером деятельности учащихся. Прежде всего, семинару предшествует основательная подготовительная работа, часто исследовательского характера. На семинаре широко применяются как фронтальные задания, так и индивидуальные (подготовка выразительного чтения и комментария, анализ или интерпретация текста, сопоставление разных редакций текста, кино и художественного слова, музыки и текста произведения, подбор эпиграфа к уроку с обоснованием необходимости его и т.д.) и групповые задания (подготовка доклада, стенда, поиск литературы, интервью со специалистом, подготовка к презентации проекта). Участие в таком уроке требует от каждого определения своей собственной позиции, личного мнения, приложения креативных способностей.

На уроке-семинаре необходимо пространство для реализации диалоговой позиции ученика. Диалог возникает тогда, когда есть несовпадение точек зрения по поводу определённого объекта. Это могут быть разные мнения по поводу эпиграфа урока, точек зрения литературоведов на произведение, его трактовки. Выйти в диалоговую позицию — значит высказать не только саму предметную мысль, но и как-то к ней отнестись. Своё мнение ученики высказывают как в беседе, так и в домашних сочинениях-размышлениях по поводу прочитанного.

К уроку-семинару «Тема любви в рассказах И.А. Бунина» четыре творческие группы готовятся по заранее предложенным вопросам и заданиям.

Первая группа

  1. Любовь в жизни И.А. Бунина и в его творчестве.
  2. Тема любви в творчестве И.А. Бунина и А.И. Куприна.
  3. “Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию”. Прокомментируйте это утверждение В.Ф. Ходасевича, используя конкретные примеры из текстов писателя.

Вторая группа

(рассказ «Грамматика любви»)

  1. Как вы думаете, почему И.А. Бунин выбрал для своего рассказа незамысловатую, простую историю?
  2. Какова роль отступлений от основной сюжетной линии рассказа?
  3. Какие мнения сталкивает Бунин вокруг любви Хвощинского и Лушки?
  4. Зачем Ивлев купил именно эту книгу — «Грамматика любви»?
  5. Определите роль деталей в создании образа Хвощинского.
  6. Какова роль пейзажных зарисовок в рассказе?
  7. Какое место в повествовании занимают отрывки из литературных произведений, цитаты, стихотворные строки?
  8. Сопоставьте рассказ с повестью Куприна «Гранатовый браслет». В чём их созвучие?

Третья группа

(рассказ «Лёгкое дыхание»)

  1. Как противопоставлены жизнь и смерть в начале рассказа?
  2. Чем отличалась Оля Мещерская от сверстниц? Как рисует Бунин её портрет? Что стремится подчеркнуть в облике и характере юной героини?
  3. Противоречит ли характеру Оли её признание начальнице гимназии? Почему Оля так откровенна с ней?
  4. Как вы считаете, случайна ли смерть героини?
  5. С какой целью писатель вводит в рассказ страничку из её дневника?
  6. В чём смысл сопоставления классной дамы и Оли Мещерской?
  7. Почему рассказ назван «Лёгкое дыхание»?

Четвёртая группа

(рассказ «Чистый понедельник»)

  1. Чтобы понять события в рассказе, надо знать некоторые реалии. С помощью справочной литературы и комментариев к рассказу выявите значение названий, понятий, имён, встречающихся в тексте. Можно ли выяснить авторское отношение к ним?
  2. Назовите и поясните церковные праздники, встречающиеся в рассказе.
  3. Почему на фоне большого количества действующих лиц главные герои остаются безымянными?
  4. Сопоставьте главных героев: внешний вид, внешние проявления, интересы, круг чтения. Определите основные средства, с помощью которых созданы их образы. Сделайте вывод.
  5. На каком композиционном принципе построен рассказ? В чём смысл этого принципа?
  6. Проанализируйте “предметную изобразительность” бунинского текста. В литературоведческих работах неоднократно использовалось сравнение бунинской манеры компоновать детали внешнего мира с искусством японской икебаны. Основа сопоставления — высокая ценность единичного в структуре целого. Оцените уместность такого сопоставления с опорой на бытовые детали.
  7. Найдите и объясните символические образы в рассказе.
  8. Поясните смысл названия рассказа и выражения: «Чистый понедельник» — это криптограмма любви.
Рейтинг@Mail.ru