Колонка редактора
Вместе с Буниным
Этот номер газеты продолжает начатый в конце прошлого года “нобелевский проект” «Литературы». Мы решили посвятить специальные выпуски всем русским писателям, получившим самую престижную премию мира. В их ряду Иван Бунин — первый.
Почему же тогда — продолжает? Потому, что спецномер о А.И. Солженицыне мы, нарушив хронологическую последовательность, уже выпустили — к его 90-летию (см. № 23, 2008). Впрочем, и в этом году мы планируем в декабре вернуться к творчеству писателя: именно тогда будут подведены итоги конкурса методических разработок, объявленного «Литературой» и Фондом Солженицына. А ещё раньше вас ждут встречи с Борисом Пастернаком, Михаилом Шолоховым, Иосифом Бродским — не пропустите!
Среди наших “нобелиатов” Бунин — особенный. Именно он задал “нобелевский стандарт” в отношении к русской литературе: она всегда — родом из классики, она всегда — в изгнании, внешнем или внутреннем (случай Шолохова только ярче оттенит общее правило). Именно он — первый не только в хронологическом, но и другом, высоком смысле: рыцарь, избранник, хранитель. У кого же ещё, как не у Бунина, учиться верности традиции, служению Слову? У кого ещё так пронзительно прозрачен и по-осеннему свеж русский язык?
Бунин для сегодняшней школы писатель очень важный. Свидетельство тому — материалы этого номера, присланные из разных городов лучшими нашими авторами. Судьба писателя со всеми её крутыми поворотами, отдельные шедевры (а что у него — не-шедевр?), переклички с литературой второй половины ХХ века, вплоть до Астафьева и Пелевина — обо всём этом поведёт сегодня с нами разговор замечательная преподавательская команда. Её опыт убеждает: Бунина можно и должно читать в школе с интересом. И не только в выпускном классе.
Ограниченный объём не позволил нам напечатать всё, что хотелось бы. Мы обязательно будем возвращаться к бунинским страницам и в последующих номерах. Тем более что при всём нашем почтении к регалиям и премиям мы убеждены: подлинность и значимость писателя определяется не ими. Скорее верно обратное: авторитет таких мастеров, как Бунин, и создал славу Нобелевской премии. Вместе с Буниным получать её теперь почётно и ответственно.