Архив
Литературная карта
Ходжа Насреддин: от Тимурленга до наших дней
Один мулла во время путешествия, встречая учёных, расспрашивал их о разных премудростях. Кто-то ему заметил: “Уж если кто знает обо всём этом, так только ходжа Насреддин в Акшехире”. Дорога пролегала через Акшехир, и вот мулла наткнулся за городом на человека, который пахал; одет этот человек был в абу, голова повязана сарыком, а на ногах — чарыки. Как оказалось потом, это и был ходжа.
Так начинается одна из латиф о знаменитом на весь мир Ходже Насреддине (Весёлая мудрость. Сборник коротких народных рассказов стран Востока. М., 1991. С. 421). Ходжа отвечал на вопросы муллы, между делом забирая по гранату за каждый ответ, но как только гранаты закончились, продолжил прерванную пахоту. А мулла с восхищением подумал, каковы же должны быть здесь учёные, если такие крестьяне.
Рассказ о Ходже Насреддине предварила именно этой историей потому, что в ней упоминается Акшехир (ныне небольшой город в современной Турции), который считается родиной нашего сегодняшнего героя. Уже много лет в честь Ходжи здесь проводятся международные фестивали. Здесь находится его могила. И, разумеется, здесь он увековечен в таком количестве памятников, что не может не поразить приезжающих. Вот признание очевидцев: “Он был всюду: вдоль трассы, на крышах кемпингов, заправочных станциях, на улицах, в переулках. На своём знаменитом ослике, пешком, сидя, стоя, полулёжа. Любовь к нему тут явно не знает границ” (www.rt-online.ru/article/2000000135249).
Один из памятников — на главной площади Акшехира: Ходжа сидит на своём ишаке задом наперёд. Именно в этой узнаваемой позе бывает запечатлён он особенно часто.
Что касается могилы Ходжи, она действительно есть. Даты рождения и смерти на ней написаны задом наперёд, тем не менее становится ясно, что Ходжа (или какой-то его прототип?) жил в XIII веке, хотя в анекдотах он бывает чаще всего связан с Тимурленгом, жившим веком позднее.
Об этих краях и о памятниках, расположенных здесь, рассказывает Лэр Бочкарёв в статье «В центре мира, или На родине Насреддин-Ходжи» (Вокруг света. 1993. № 3 — www.vokrugsveta.ru/publishing/vs/archives/?item_id=1463).
Например, у въезда в город Сиврихисар (около двухсот километров к северу от Акшехира) на осле восседает старик в широкополой шляпе, вонзивший длинную палку в земной шар, на котором написано: “Дюньянын меркези бурасыдыр” (“Центр мира здесь”). Скульптура связана с одним из сюжетов: когда у Насреддина спросили о том, где находится центр поверхности Земли, он воткнул свою палку в землю и сказал: “Здесь. Если не верите, можете убедиться в моей правоте, измерив расстояния во все стороны”. (Фото памятника можно найти по указанной выше ссылке.)
Неподалёку от Сиврихисара — родная деревня нашего героя, которая сейчас называется Насреддин-ходжа. Здесь тоже есть небольшой памятник в его честь. Надпись на постаменте свидетельствует о том, что в этой деревушке Насреддин родился и прожил до шестидесяти лет, а умер в Акшехире в 1284 году. Глинобитные домики в деревне расписаны иллюстрациями к анекдотам о Ходже. Жители деревушки покажут даже дом Насреддина, да и прямые потомки найдутся. Как после этого не поверить в его существование?
В историчность Насреддина верят не только на его родине. Существует гипотеза, что он был выдающимся мыслителем своего времени, но притворялся простаком, потому что иначе не имел возможности высказывать свои мысли.
Памятник Ходже Насреддину есть и в Стамбуле, и, скорее всего, в других населённых пунктах Турции.
Однако Ходжа Насреддин как фольклорный персонаж популярен не только в Турции, но и в других восточных странах (во многих восточных культурах есть аналогичные персонажи с другими именами: Молла Насреддин, Джоха, Дахо и др.), поэтому не удивительно, если памятники ему обнаружатся много где ещё.
Интересный памятник Ходже Насреддину установлен в Бухаре, которая, в свою очередь, тоже считает себя его родиной (и тоже проводит фестивали юмора его имени). Об этом пишет, например, Леонид Соловьёв в «Повести о Ходже Насреддине»: “Он любил свою родину, и не было в мире большей любви у этого хитрого весельчака с чёрной бородкой на медно-загорелом лице и лукавыми искрами в ясных глазах. Чем дальше от Бухары скитался он в заплатанном халате, засаленной тюбетейке и порванных сапогах, тем сильнее он любил Бухару и тосковал по ней”.
Уже долгое время в старой части города, в популярном у народа историческом местечке Ляби-Хауз, у водоёма, стоит памятник Ходже. Ходжа на ишаке (нужно уточнить, что не задом наперёд), правая рука на груди, а в поднятой левой, между большим и указательным пальцами, — монета. Композиция также иллюстрирует один из сюжетов, связанных с Ходжой. В повести Л.Соловьёва есть эпизод: Ходжа Насреддин спас человека, тонувшего как раз в этом водоёме. Спасённым оказался жадный ростовщик, который сначала собирался отблагодарить Ходжу золотой монетой, в конце концов расщедрился только на медную. Эту самую медную монету и демонстрирует со свойственной ему лукавой улыбкой наш бронзовый мудрец-пересмешник.
Возможно, благодаря книге Соловьёва, написанной в советское время и, безусловно, имеющей отпечаток эпохи, а также фильмам, снятым по ней, образ Ходжи кажется более идеализированным, чем он представлен в народных рассказах. “Друг угнетённых” и “враг угнетателей”, честный и бескорыстный — только ли такой он, фольклорный Ходжа? Разумеется, он более сложен и неоднозначен. Даже если обратиться к истории, приведённой вначале, можно заметить, что Ходжа делился своей мудростью с путешествующим муллой только до тех пор, пока у последнего не кончились гранаты, то есть показал себя явным корыстолюбцем. По большому счёту, фольклорный Ходжа оказывается вне морали. “Насреддин под стать оборотню, он играет роль, он создаёт образ, наиболее удобный для того, чтобы донести слушателю ту или иную мысль”, — утверждает исследователь (Гаврилов Д.А. Трикстер в период социокультурных преобразований: Диоген, Уленшпигель, Насреддин — www.lib.swarog.ru/books/wera/0pagan/00wolh/yggeld/dgavr_17.php).
Наверное, мы — не только на Востоке — потому до сих пор и любим его, что узнаём в нём самих себя, людей уже XXI века. Он персонаж древний, но вечно живой, потому что поистине народный, и до сих пор о Ходже продолжают сочинять новые анекдоты, писать новые книги (при этом, например, книга пишущего по-русски Тимура Зульфикарова о Ходже стала заметным явлением современной русской литературы!). И, конечно, ставить ему памятники.
Один из последних появился недавно в Москве. Это произошло 1 апреля 2006 года по инициативе фонда «Диалог культур — единый мир», благодаря которому здесь уже есть бронзовый Мюнхгаузен и в скором времени должны появиться другие литературные герои. Памятник Ходже установлен по соседству с Мюнхгаузеном — на Ярцевской улице, 25-а (метро «Молодёжная»). Автор обеих скульптур — Андрей Орлов. На этот раз Ходжа не сидит на осле, а ведёт его и как будто о чём-то с ним разговаривает. Особенно симпатичен в этой композиции ишак: весёлый, плутоватый и очень довольный (фото на с. 38).
Оба они, и Ходжа, и его длинноухий товарищ, любили странствовать. А вместе с ними путешествовали сегодня и мы. И хотя рассказчик в вышеупомянутой «Повести о Ходже Насреддине» замечает, что “не следует человеку рассказывать о том, чему он сам не был свидетелем, и описывать те страны, которых не видел”, признаемся, что и в Акшехире, и в Сиврихисаре, и в Бухаре смогли побывать только благодаря Интернету.
Да ведь и сам вечно живой Ходжа не прочь воспользоваться его услугами.
Однажды между Ходжой Насреддином и неким дервишем, выдающим себя за крутого суфия, завязался ожесточённый спор. Дервиш так лихо сыпал цитатами из Священного Писания, что Ходжа наконец не смог достойно ответить и замолчал.
— Что, у тебя кончились аргументы? — самодовольно спросил дервиш.
— Нет, просто у меня временное падение трафика! — нашёлся Ходжа (smoking-room.ru/data/misc/stories/nasredin.html).