Я иду на урок
5 - 6-й классы
Моя статья «Первые слова о лирике» (Литература. 2008, № 9) была опубликована как раз тогда, когда пятиклассники вместе со мной “проживали” стихотворения из завершающего программу блока «Лирика». Это “странное сближение” пробудило желание “досказать”, “замкнуть круг”. Итак, завершающие уроки по лирике... У них своя специфика, они пропитаны воспоминаниями — ведь позади так много познанного и пережитого.
“Замыкая круг…”
Понятия, связанные с темой «Лирика», помогла нам вспомнить игра «Аукцион»: ученики с азартом называли известные им литературоведческие термины, давая каждому краткое объяснение в свободной форме.
А сразу после терминологической разминки (счастливый победитель определён, отмечены самые активные участники) даю ребятам творческое задание: представить само понятие “стихотворение” в виде аллегории, какого-то конкретного образа. Воплощения предлагались самые разные: цветочная композиция (“ведь слова в стихотворении такие же красивые, как цветы, а сочетание их передаёт особый смысл”), гора (“взбираться трудно и долго, зато, когда оказываешься на вершине, так далеко видно”), но чаще всего стихотворение ассоциировалось с некой тайной: здесь и чёрный ящик, и клад, и даже сейф (“ведь в нём хранится что-то ценное, но доступно оно только тому, кто знает код”).
— А нельзя ли, — перебрасываю мостик к следующему заданию, — воспринимать названные вами в начале урока слова-термины как некие сигналы, маячки, которые освещают путь к смыслу стихотворения? Давайте назовём самые важные сигналы-понятия и вспомним стихотворения, тайны которых были раскрыты благодаря каждому из них.
Вот что мы в результате выделили и вспомнили:
Название (В лирическом произведении оно может быть, а может и не быть. Если же есть, часто помогает более глубоко понять стихотворение.) |
Стихотворение Н.М. Языкова «Пловец» (Почему не «Пловцы», не «Буря»? — автор раскрывает героический характер заглавного персонажа стихотворения, который не просто оказывается среди чуждой для человека водной стихии, он бросает ей вызов); стихотворение И.А. Бунина «Детство», тайна которого раскрылась тогда, когда ребята узнали его название (согласно интриге урока стихотворение вначале читалось и обсуждалось без названия); стало ясно, что в этом стихотворении выражено такое состояние человека, которое он испытывает именно в детстве, когда жизнь кажется праздником, а мир — огромным, странным, непонятным, но добрым, и маленький человек чувствует себя в нём защищённым, ощущает себя частицей этого прекрасного гармоничного мира, воспринимая его всеми органами чувств: “И кажется, что пахнет не сосна, а зной и сухость солнечного лета”. |
Настроение и разные уровни языка (фонетический, лексический, грамматический, синтаксический), через которые оно выражено (Всегда важно ощутить и передать в чтении стихотворения то душевное состояние, которое отражено в лирической миниатюре, но интересно и понаблюдать, как, с помощью каких изобразительных средств поэту удалось вызвать у нас именно такие чувства.) |
Поэтические переложения «Ночной песни странника» И.В. Гёте — «Горные вершины…» М.Ю. Лермонтова и «Над высью горной…» И.Ф. Анненского. Это было очень интересное исследование, где, передав в чтении настроение каждого стихотворения (умиротворяющее, “предвкушение отдыха”, по выражению одного из учеников, — у Лермонтова, и таинственное, с ощущением тревоги, страха — у Анненского), продвигались в своих наблюдениях от уровня к уровню и видели различия в размере, строфике, звукописи, в выборе эпитетов, грамматических форм, разных по строению предложений, знаков препинания. |
Ключевые слова (Основываясь на известном высказывании А.А. Блока, что стихотворение — это покрывало, натянутое на остриях трёх-четырёх самых важных слов, называем авторские “подсказки”, помогающие увидеть эти самые важные слова в стихотворении: какие-то необычные слова (то есть тропы); слова, которые повторяются; слова, занимающие сильные позиции в тексте — в начале, в конце стихотворения, рифмующиеся слова; слова, связанные с названием.) |
Стихотворения Н.С. Гумилёва «Жираф», «Носорог», «Попугай», где именно ключевые слова, отнесённые к разным эмоциональным пластам, помогли понять лирический конфликт между миром реальности, скучным, повседневным, лишённым красок, и ярким миром мечты, воплощением которого и служило экзотическое животное — заглавный персонаж стихотворения. |
Композиция (Обращаем внимание на то, из каких частей (скольких строф) состоит стихотворение, как они связаны между собой.) |
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер», где, легко определяя микротемы первых трёх строф: «Буря», «Ветхая лачужка», «Песня», — останавливаемся перед загадкой четвёртой: почему автор, объединяя, сталкивает в конце стихотворения четверостишия из предыдущих строф? Поиск ответа помогает понять смысл стихотворения: человек может и должен найти в себе силы противостоять даже самой страшной буре. |
Лирический сюжет стихотворения (Чаще это изменение настроения в лирической миниатюре, иногда использование в стихотворении сюжетных элементов.) |
Стихотворения С.А. Есенина «Лисица», «Корова», «Песнь о собаке», где в кратких стихотворных строчках вместилось повествование (лирический сюжет) о трагической судьбе каждого из заглавных персонажей: осиротевшей собаки, погибающей лисицы, доживающей свой трудный век коровы. |
Мотивы (Все литературоведческие определения термина: “проходящие через художественное произведение, творчество художника или целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения”, “семантически насыщенный компонент произведения, родственный теме, идее, но не тождественный им”; “устойчивая семантическая единица”; “сущностный для понимания авторской концепции смысловой (содержательный) элемент” — сложны для пятиклассников. Поэтому у нас в ходу такое объяснение: мотивы — это нити, цепочки каких-то взаимосвязанных понятий, которые проходят через всё произведение и помогают понять авторскую идею, смысл стихотворения.) |
Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро», где выявление мотивов тепла и холода, статики и динамики, света и тьмы, жизни и смерти, замкнутости и открытости пространства, времени — прошлого, настоящего и будущего, цвета, звучания позволило увидеть целую вселенную, прекрасный гармоничный мир, переданный через восприятия лирического героя, который живёт настоящим, открыт навстречу будущему, но не забывает о прошлом. |
Образ лирического героя (ЛГ) (Может проявляться в стихотворении таким образом: прямо — через местоимение 1-го лица, косвенно — через обращение к другому лирическому персонажу или через восприятие мира, отражённое в поэтическом произведении: “Что видит, слышит, чувствует ЛГ стихотворения?”) |
Стихотворения А.С. Пушкина «Кобылица молодая», «Конь», где роли в треугольнике: ЛГ — конь (кобылица) — судьба — распределяются по-разному: в первом стихотворении ЛГ — проводник самой судьбы, которая заставит животное неизбежно покориться человеку, а во втором предчувствие общей трагической судьбы объединяет и уравнивает человека (ЛГ) и животное (коня); пейзажные стихотворения, такие как «Есть в осени первоначальной…» Ф.И. Тютчева, «Осень» К.Д. Бальмонта или «Вечер» А.А. Фета, где чувства ЛГ воспринимаются в единстве с тем, что происходит в природе. |
Многие ребята, делясь своими ощущениями, возникшими в ходе напряжённой работы на уроке, удивлялись тому, как много они, оказываются, знают. Я же, пересмотрев записи, вдруг засомневалась: не создаётся ли впечатление, что в течение года мы только и делали, что изучали литературоведческие термины. Нет, мы читали и переживали стихотворения, размышляли над ними и о них. Чаще всего именно сделанные самими ребятами наблюдения приводили к необходимости назвать, дать определения замеченным ими, заинтересовавшим их явлениям. То есть знакомство с терминологией не было целью, а служило лишь инструментом для более полного постижения поэтического текста.
Чрезвычайно важно ещё одно обстоятельство: нужно постараться, чтобы изучение терминов стало увлекательным занятием по рецепту Тома Сойера, превратившего тяжёлую работу по покраске забора в игру. Ведь различие между работой и игрой — в обязательности: работа — это то, что делать нужно, а игра — то, что ты делаешь по своему желанию. Так и здесь: никто не заставляет учить сложные слова и не контролирует усвоение, ты можешь их знать, а можешь и не знать — это никак не влияет на оценку. Но сами-то слова такие звучные, экзотические (амфибрахий, анапест, эпитет, пиррихий) — вспомним здесь горьковского Сатина, который любил “непонятные, редкие слова”. Знание и употребление необычных слов воспринимается многими пятиклассниками как знак приобщения к взрослому миру, дарит такое приятное для них ощущение взрослости. Этот, по выражению психологов, сенситивный период продлится очень недолго, уже через год-два эти же слова-термины вряд ли заинтересуют подростков, активно отгораживающихся от мира взрослых с помощью сленговых словечек.
А пока мы завершаем урок выводами о том, что и стихотворения такие разные, и пути к постижению их “заветной тайны” могут быть разными; главное для читателя — быть внимательным, не пропускать авторских “маячков” и уметь их понять и объяснить.
Как интересно было потом читать итоговые проверочные работы, где ребята размышляли над стихотворением И.А. Бунина «Вечер». Каждый действительно выбирал свой путь. Саша Б. сосредоточился на сопоставлении двух бунинских стихотворений — «Вечер» и «Детство», увидев не только различие между ними, но и сходство — запечатлённую в обоих стихотворениях гармонию человека и природы (“Всё во мне...”, “Прильну к сосне корявой...”). Антон А. задался вопросом: “Почему автор назвал стихотворение «Вечер», а не «Счастье»?” — и, пройдя долгий путь наблюдений над поэтическим текстом, пришёл к выводу, что именно вечер, смешивающий в себе день и ночь, позволил ЛГ ощутить счастье в слиянии человеческой души с внешним миром. Сашу В. заинтересовала композиция: “В нём (стихотворении) четыре строфы: в первой и второй — по четыре строчки, в третьей и четвёртой — по три строчки. Я думаю, автор написал так, потому что в первых двух строфах наблюдения и размышления ЛГ, а в третьей и четвёртой сказано о том, что он почувствовал и понял”. На уроке анализа сочинений мне осталось только назвать жанр стихотворения, композиционную форму которого описал Саша, — сонет.
Многие отталкивались от настроения, определяя его как “задумчивое”. Не остался без внимания и образ ЛГ: “Лирический герой любит думать о философии и искать ответ на вечный вопрос, для себя он нашёл ответ на этот вопрос… Карта к стране счастья останется навечно с ЛГ” (Маша С.). Нескольких ребят заинтересовал мотив пространства в стихотворении: “Пространство… Оно… такое какое-то, вот такое… Двойное… Внутри дома, где находится ЛГ, оно маленькое, до окна. А за окном оно огромное, можно сказать безграничное…” (Алина К.). Интерпретацию получили такие ключевые слова, как окно и птичка: “Окно открыто — означает, что проход в другой мир открыт, и птичка — посланник того счастливого мира” (Маша С.).
И это далеко не все наблюдения, сделанные пятиклассниками. Вот, например, Люся С. замечает: “Очень часто автор делит предложение на две части, первую оставляет на одной строчке, а вторую переносит на следующую строку. Это придаёт стихотворению таинственность и незавершённость”. При анализе я произношу название явления, которое описала Люся, — анжамбеман, призывая ни в коем случае не запоминать это слово (тут же, конечно, находится множество желающих повторить его на разные лады).
Что ж, стихотворение о поисках и обретении счастья не оставило равнодушными одиннадцатилетних ребят, об этом они написали в финальной части своих сочинений: “Но счастье зависит только от того, понимает ли его человек, — а так оно есть всегда, надо лишь приглядеться и прислушаться — и вместо несвязных вещей ты увидишь картину, вместо разрозненных звуков услышишь мелодию: для ЛГ это звучание и вид вечера” (Соня С.).