Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №22/2008

Я иду на урок

Как известно, после кончины А.И. Солженицына Владимир Путин поручил министру образования Андрею Фурсенко расширить присутствие писателя в школьных программах. Министерство образования справилось за месяц: уже в начале сентября в регионы были разосланы специальные методические рекомендации, разработанные коллективом АПКиППРО. Стоит вчитаться в них — и сравнить их отдельные положения (например, о “теме трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны”) с концепцией преподавания истории, о которой идёт речь в статье Анатолия Берштейна (cм. с. 13) и продвижением которой занято то же самое министерство.

Методические рекомендации по расширению изучения творческого наследия А.И. Солженицына в общеобразовательных учреждениях

См. примечание № 1

Изучение в школе творчества Александра Исаевича Солженицына обусловлено масштабом его личности и тем значением, которое эта фигура имеет для истории развития общественной мысли России второй половины ХХ века и истории литературы того же периода. Начиная с того момента, как в печати появились первые произведения А.И. Солженицына («Один день Ивана Денисовича», 1962 г.; «Случай на станции Кречетовка2», «Матрёнин двор» и «Для пользы дела», 1963 г.; и др.), имя этого писателя стало во многом знамением времени. Его произведения открыли в русской литературе “лагерную тему”. Сама биография Солженицына, история его высылки из Советского Союза, присуждения и вручения Нобелевской премии по литературе тоже может стать наглядным примером тех процессов, которые происходили в жизни страны. Вообще, многие события из жизни Солженицына становятся не просто фактами личной биографии, а знаком времени. Долгие годы его имя служило символом “антисоветской” литературы, за провоз его произведений на территорию Советского Союза людей арестовывали. Сегодня значение его творчества полностью пересмотрено. Творчество Александра Исаевича 1974–1994 годов может быть названо важной частью такого явления, как литература русского зарубежья. Главное его произведение — «Архипелаг ГУЛАГ» — для очень многих людей стало источником знаний о страшном периоде нашей истории и поводом для того, чтобы переосмыслить очень многие значимые вещи. Большинство “сквозных” тем русской литературы второй половины ХХ века предполагают рассмотрение произведений А.И. Солженицына. Публицистические произведения А.И. Солженицына позволяют говорить о нём не только как о писателе, но и как об одном из философов нашего времени.

Всё это даёт основания говорить о том, что творческий и жизненный путь А.И. Солженицына необходимо изучать в школе. Фигура А.И. Солженицына слишком значима и масштабна, чтобы быть неизвестной школьникам. На сегодняшний день его творчество изучается в курсе русской литературы ХХ века, однако педагогами представление о личности и творчестве А.И. Солженицына даётся зачастую фрагментарно.

Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына (1918–2008 гг.) в курсе литературы

Изучение творчества А.И. Солженицына, согласно нормативным документам, регулирующим вопросы школьного образования, предполагает обращение к рассказу «Матрёнин двор» при изучении курса литературы в средней школе и повести (рассказу) «Один день Ивана Денисовича» при изучении курса литературы ХХ века в 11-м классе.

Изучение повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» в курсе литературы ХХ века связано прежде всего с “лагерной темой” в русской литературе ХХ века. Обращение к этому произведению позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Необходимо текстуальное, а не обзорное изучение данного произведения на уроках литературы в 11-м классе, так как “лагерная тема” не может быть понята учащимися, если они не обращаются к тексту произведения. Изучение «Одного дня Ивана Денисовича» позволяет показать, какова роль художественной литературы в процессе открытия трагических страниц отечественной истории ХХ века. Поэтому знакомство учащихся с «Одним днём Ивана Денисовича» целесообразнее сделать частью изучения “лагерной темы” в русской литературе.

В профильных гуманитарных классах продуктивным будет сопоставление этого произведения с рассказами В.Шаламова из цикла «Колымские рассказы». Основой для сопоставительного анализа произведений двух писателей должна стать объединяющая их тема — человек в условиях тоталитарного государства. В пользу такого сопоставления говорит то, что рассказы Шаламова невелики по объёму, один или два из них вполне возможно прочесть непосредственно на уроке, и это не требует от учителя и учащихся дополнительных затрат времени. Такое сопоставление даёт возможность увидеть два подхода к решению “лагерной темы” и вопроса о сохранении человеческого облика в лагере, позволяет продемонстрировать учащимся, что одни и те же процессы могут быть по-разному осмыслены в зависимости от авторской позиции.

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 № 1089) по литературе (профильный уровень) в качестве одной из задач литературного образования выдвигает совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений и их научных, критических и художественных интерпретаций. Повесть (рассказ) «Один день Ивана Денисовича» даёт возможность сопоставления её с лучшими образцами отечественной литературы XIX–XX веков. Образ Шухова может быть рассмотрен как часть галереи характеров русских людей, созданных Л.Н. Толстым, Ф.М. Достоевским, А.П. Платоновым, М.А. Шолоховым и др.

Так, продуктивным представляется рассмотрение образа Ивана Денисовича Шухова в сопоставлении с образом Платона Каратаева из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Образы этих героев позволяют говорить о том, как представляли себе писатели национальный русский характер, в чём видели его основные особенности.

В профильных гуманитарных классах возможно сопоставление повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» с фрагментами из «Записок из Мёртвого дома» Ф.М. Достоевского с точки зрения изображения человеческого характера в особых обстоятельствах — в условиях неволи.

Сопоставление образов Ивана Денисовича Шухова (повесть (рассказ) «Один день Ивана Денисовича»), Матрёны (рассказ «Матрёнин двор») и Юшки (рассказ А.Платонова «Юшка») позволит учителю рассмотреть тему праведничества в русской литературе ХХ века и решения её разными писателями.

Такой подход предполагает, что учитель должен обращать внимание учеников не только на тему тоталитарного государства, “лагерную тему” в творчестве А.И. Солженицына, но и на нравственные основы характера Ивана Денисовича Шухова. Литература как школьный предмет рассматривает в первую очередь художественные процессы и нравственную проблематику произведений. Поэтому ограничиваться рассмотрением только социальной проблематики произведений А.И. Солженицына означает обеднять содержание его произведений, делать восприятие их неполным. Сопоставление повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» с произведениями классической русской литературы позволит избежать такой неполноты.

Такой же подход (рассмотрение в контексте классической и современной русской литературы) наиболее продуктивен и при изучении рассказа «Матрёнин двор». Показательно, что в разработках уроков, представленных лучшими учителями, произведения Солженицына предлагается рассматривать именно в сопоставлении с произведениями других писателей. Так, для урока «Философия жизни в “Матрёнином дворе” А.И. Солженицына» ((Н.И. Чичканова, А.В. Греб (ЗАХЛ) (11-й класс), http://ou.tsu.ru/school/konf16/57.html) предложены среди других следующие цели и задачи:

  • ввести текст в исторический контекст эпохи;
  • рассмотреть его с позиции сегодняшнего дня;
  • открыть в «Матрёнином дворе» вечные ценности русской духовной культуры: праведность, нестяжательство, естественность, простота, человечность, смирение и терпение;
  • вписать «Матрёнин двор» в контекст культуры (А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев).

Подобный подход к изучению рассказа не случаен. Творчество А.И. Солженицына наиболее полно раскрывается только в контексте классической русской литературы, так как его философские размышления являются продолжением философии русских гуманистов.

Автор разработки урока «Есть такие прирождённые ангелы…» («Душа и судьба человека в рассказе А.И. Солженицына “Матрёнин двор”») Евгений Василенко (http://lit.1september.ru/2003/23/6.htm) отмечает: “Имя Солженицына стало привычным на уроках литературы в школе, утратив идеологическую остроту, связывавшуюся с этим человеком долгое время. Рассказ «Матрёнин двор» рассматривается нами в 10-м классе (на двухчасовом занятии) сразу после изучения романа «Преступление и наказание», протягивая незримую нить от Фёдора Достоевского к Александру Солженицыну, соединяя не только двух писателей, проникнутых состраданием и болью за человека, но и два «жестоких века», подвергших героев суровым испытаниям, но не сумевших убить в них душу”. Такой вариант рассмотрения рассказа представляется также оправданным. Так или иначе, изучение творчества А.И. Солженицына на уроках литературы в старших классах на основе сопоставительного анализа наиболее продуктивно.

Помимо текстуального изучения произведений А.И. Солженицына, желательно обращение к его биографии, истории присуждения Нобелевской премии по литературе, высылки и т.д. на уроках, посвящённых изучению обзорных тем курса литературы. При этом возможно обращение к фрагментам «Архипелага ГУЛАГ», статей и публицистических выступлений писателя. Нобелевская лекция должна изучаться если не в полном объёме, то фрагментарно. При этом, так как ученикам зачастую сложно найти тексты произведений, возможно и желательно обращение к ресурсам сети Интернет.

Так, при изучении темы «Оттепель как явление в литературной и общественной жизни страны» обращение к биографии А.И. Солженицына позволит школьникам лучше представить себе особенности того периода в развитии русской литературы. История присуждения писателю Нобелевской премии по литературе и высылки его из страны может послужить примером тех процессов, которые происходили в общественной и литературной жизни СССР в 1970-е годы.

Эффективными формами изучения творчества А.И. Солженицына на уроках литературы в старших классах будут уроки — эвристические беседы, уроки-дискуссии, семинары, “круглые столы” и т.д. Приведём примеры тем и форм интерактивных занятий, которые помогут учителю выявить особенности творчества А.И. Солженицына.

  • «“Лагерная тема” в произведениях А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова». Форма — урок-дискуссия.
  • «Гуманистическая философия русских писателей (на материале творчества А.И. Солженицына и Ф.М. Достоевского)». Форма — семинар с элементами дискуссии.
  • «Диссидентство как явление в культуре и литературе СССР». Форма — урок-панорама (интегрированный с уроком истории и обществознания).
  • «Язык литературы — отражение реальной действительности» (на материале произведений Е.И. Замятина, А.П. Платонова, А.И. Солженицына). Форма — семинар.

Кроме того, творчество А.И. Солженицына может стать основой для создания ряда программ элективных курсов, как относящихся к курсу литературы, так и интегративных. Предлагаем перечень примерных тем элективных курсов для 9–11-х классов.

  • «“Лагерная” тема в русской литературе ХХ века».
  • «Житийные традиции в русской литературе».
  • «Философское эссе как жанр литературы ХХ века (на основе “Крохоток” А.И. Солженицына, “Затесей” В.Астафьева).
  • «Малые жанры в творчестве А.И. Солженицына (в современной русской литературе)», «Развитие малых жанров русской прозы» (сопоставление).
  • «Киноинтерпретации произведений русской литературы (в том числе возможно рассмотрение и сериала “В круге первом”)».
  • «Гуманистическая философия русских писателей».
  • «Своеобразие языка А.И. Солженицына (современной литературы, прозы)».
  • «Роль пейзажа в современной прозе».
  • «Портрет литературного героя».
  • «Язык литературы — отражение реальной действительности».
  • «Использование языковых единиц в художественной литературе».
  • «Современная публицистика как отражение процессов, происходящих в обществе».
  • «Публицистика как вид словесного творчества».
  • «Жанры современной публицистики».
  • «Язык (своеобразие языка) Солженицына-публициста».

Эти темы учитель может предложить старшеклассникам и в качестве основы для исследовательской работы и написания рефератов.

Произведения А.И. Солженицына довольно сложны для понимания школьников 5–9-х классов. Однако к ряду миниатюр «Крохотки» можно обратиться на уроках внеклассного чтения (или чтения и обсуждения) уже в среднем звене. Писатель опирается на традиции русской литературы (А.Радищева, И.Тургенева, М.Пришвина, К.Паустовского и др.), что помогает определить место данных миниатюр в литературном образовании подростков относительно других произведений.

Такие миниатюры, как «Дыхание», «Утёнок», «Шарик», «Костёр и муравьи», «Лиственница», «Молния», созвучны рассказам и зарисовкам К.Паустовского и М.Пришвина. Это позволяет обратиться к ним уже с 5–6-го класса.

В миниатюре «Гроза в горах» А.И. Солженицын формулирует мысль о человеке как частице большого, стихийного мира космоса, а само описание перекликается с картинами природы в ранних романтических рассказах М.Горького, некоторые из которых рекомендованы авторами различных программ для изучения на уроках литературы в 5–9-х классах.

Особую группу «Крохоток» составляют миниатюры, которые условно можно определить как путевые очерки. К ним принадлежат «Озеро Сегден», «Город на Неве», «Прах поэта» и «На родине Есенина». Использовать эти тексты можно на уроке внеклассного чтения в 9-м классе после изучения глав из книги А.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения развития жанра путевого очерка.

Ряд авторских программ по литературе предполагает чтение и изучение «Стихотворений в прозе» И.Тургенева в среднем звене. «Крохотки» А.И. Солженицына помогут не только отработать специфику данного жанра русской литературы, но и показать его развитие.

Методические рекомендации по изучению творческого наследия А.И. Солженицына (1918–2008 гг.) в рамках других учебных предметов

Методические рекомендации по изучению на уроках русского языка и развития речи творческого наследия А.И. Солженицына

Произведения А.И. Солженицына, как и многие другие из произведений русской литературы, могут стать источником дидактического материала для изучения разных разделов русского языка и подготовки к итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах.

При изучении темы, включённой в программы по русскому языку с 5-го класса, — «Разные пласты лексики русского языка (по происхождению и использованию)» можно обратиться к произведениям А.И. Солженицына как к источникам неологизмов и аббревиатур советского периода, авторских неологизмов (ими изобилует проза писателя) и просторечий. На примере его прозы в старших классах можно показать использование данных пластов лексики в современной русской литературе.

Для уроков развития речи можно подобрать дидактический материал по темам «Описание природы», «Описание помещения» (например, из рассказа «Абрикосовое варенье» или других), «Описание внешности человека» (из разных произведений), «Обучение написанию подробного изложения и изложения текста-миниатюры».

Синтаксис произведений А.И. Солженицына очень разнообразен — от простого (и даже примитивного) до самых сложных и авторских случаев. Это позволяет подобрать дидактический материал для изучения синтаксиса в разных классах.

Богатый материал для комплексного анализа текста, обучающих и проверочных диктантов разного вида можно подобрать, обратившись к миниатюрам «Крохотки».
Эти миниатюры можно использовать для подготовки к итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах.

Так, для подготовки к изложению в 9-м классе можно использовать миниатюры «Колокольня», «Колокол Углича», «Вязовое дерево» и другие. Философские зарисовки «Отраженье в воде», «Старое ведро», «На родине Есенина», «Лиственница» и другие можно использовать в 10–11-м классах при подготовке к сочинению части «С» ЕГЭ по русскому языку.

На первом уроке русского языка в 2008 году можно использовать размышления А.И. Солженицына о русском языке, об искусстве слова. Например, слова Писателя (герой) из рассказа «Абрикосовое варенье»:

“— Вот, — переливал он (Писатель) из чайной ложки над малым стеклянным блюдечком густую влагу абрикосового варенья, — вот такая прозрачная янтарность, такой неожиданный цвет и свет должны быть и в литературном языке.

Да ведь в хрустальной вазе и каждый абрикосовый плод лежал как сгущённое солнце. У вишнёвого варенья был тоже свой загадочный цвет, неуловимо отличный от тёмно-бордового, — а не то, не сравнить с абрикосовым. — Да вот иногда и из современной читательской глуби выплывет письмо с первозданным языком. Недавно было у меня от одного строителя харьковского завода, — какое своевольное, а вместе с тем покоряющее сочетание и управление слов! Завидно и писателю! «Не выдавал им своё размышление»... «нашёл причину для избежания»... Или: «в нашей жизни не осталось никакой прилежности»... А? Каково? Только ухо, не забитое книжностью, может такое подсказать. Да какая и лексика, пальчики оближешь: «нашёл себе пребывалище», «втужались в работу», «поддержу нет», «стал совсем бесчулый»... Такого не придумаешь, хоть проглоти перо, как сказал Некрасов. А подаёт человек подобные речевые повороты — надо их подхватывать, подхватывать... Дело — в языковой находке”.

Или мысли Солженицына из Нобелевской лекции о литературе:

“И ещё в одном бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущённый опыт: от поколения к поколению. Так она становится живою памятью нации. Так она теплит в себе и хранит её утраченную историю — в виде, не поддающемся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу.

Писателям же и художникам доступно больше: победить ложь! Уж в борьбе-то с ложью искусство всегда побеждало…
…В русском языке излюблены пословицы о правде. Они настойчиво выражают немалый тяжёлый народный опыт, и иногда поразительно:
ОДНО СЛОВО ПРАВДЫ ВЕСЬ МИР ПЕРЕТЯНЕТ”.

Методические рекомендации по изучению в курсе отечественной истории ХХ — начала ХХI века жизненного пути и историко-культурного наследия А.И. Солженицына

Изучение в курсе новейшей отечественной истории жизни и деятельности А.И. Солженицына, его подвижничества, служения России, его литературного, культурно-исторического и философского наследия может и должно способствовать реализации главной цели общего исторического образования — гражданскому воспитанию российской молодёжи, содействовать становлению школьника как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся личности, её социализации в демократическом обществе.

В общеобразовательных учреждениях России накоплен определённый опыт изучения творчества А.И. Солженицына в курсах литературы, отечественной истории.
Существующая практика изучения наследия писателя должна быть расширена и обогащена новыми подходами.

Жизнь и произведения А.И. Солженицына, обладающие колоссальным ресурсом гражданско-нравственного воспитания молодёжи, формирования исторического сознания и мышления учащихся, предлагается изучать в курсах новейшей истории России ХХ — начала ХХI века в 9-м и 11-м классах.

В курсе новейшей отечественной истории ХХ — начала ХХI века жизнь и творчество А.И. Солженицына (в первую очередь, его главное произведение «“Архипелаг ГУЛАГ”, 1918…1956: Опыт художественного исследования», выступления писателя по актуальным проблемам развития России) можно интегрировать в тематические блоки содержания учебного курса отечественной истории.

  • «Эпоха мобилизационного развития: 1929–1939 гг.».
  • «СССР в послевоенные годы: 1945–1953 гг.».
  • «Реформы Н.С. Хрущёва. “Оттепель”: 1953–1964 гг.».
  • «“Брежневская эпоха”: нарастание кризиса. СССР в 1964–1984 гг.».
  • «Перестройка: 1985–1991 гг.».
  • «Современная Россия: 1990-е — начало ХХI века».

Так, в частности, в теме «Эпоха мобилизационного развития: 1929–1939 гг.» произведения писателя помогут педагогам раскрыть причины, социально-политические задачи, формы, последствия «Большого террора» в конце 1930-х годов.

В теме «СССР в послевоенные годы (1945–1953 гг.)» произведения писателя помогут педагогам показать учащимся особенности сталинского режима в послевоенный период, роль ГУЛАГа в послевоенную эпоху, жизнь человека в сталинском лагере.

В теме «Реформы Н.С. Хрущёва. “Оттепель” (1953–1964 гг.)» произведения А.И. Солженицына можно привлекать для понимания внутренней политики СССР, предпосылок десталинизации и либерализации советского общества, “оттепели” как социально-политического явления и периода демократизации культурной и духовной жизни в СССР. Его произведения позволяют понять изменения в духовной и повседневной жизни советских людей, культурном процессе (новые темы, имена и произведения в советской литературе), рассмотреть литературно-художественную жизнь в СССР как зеркало общественных настроений.

В теме «“Брежневская эпоха”: нарастание кризиса. СССР в 1964–1984 гг.» произведения Солженицына можно привлекать для характеристики советского общества в годы “застоя”, понимания сущности и роли правозащитного движения в СССР как гражданского протеста против двойных стандартов жизни в условиях идеологической цензуры, как реакции части общества, интеллигенции на отказ властей от продолжения начатой либерализации общественной жизни. Сама жизнь писателя в этот период служит примером сосуществования в СССР двух культур: “официальной” и “неофициальной”; помогает понять причины, вынужденный характер эмиграции отдельных деятелей культуры и искусства в страны Запада (А.И. Солженицын, В.В. Войнович, Г.П. Вишневская, М.Л. Ростропович и др.).
В теме «Перестройка: 1985–1991 гг.» произведения А.И. Солженицына помогают понять процесс подъёма национального самосознания, общественной активности и гражданских инициатив, необходимость и значимость реабилитации жертв политических репрессий, ликвидации “белых пятен” в истории, появления новых имён в культуре. Произведения писателя — уникальный источник для осмысления особенностей советского общества в эпоху масштабных перемен, специфики демократизации общественной и политической жизни страны, формирования оппозиционных движений, появления новых имён в общественно-политической жизни страны.

В теме «Современная Россия: 1990-е — начало ХХI века» изучение жизни и творчества писателя в последние годы его жизни послужат убедительным примером активной гражданской позиции, озабоченности судьбой Родины, поиска путей развития суверенного Российского государства. Произведения А.И. Солженицына способствуют осмыслению особенностей духовной жизни России на переломе эпох; показывают роль традиций, культурной преемственности в формировании ментальности российского человека, особенностей его мировосприятия, способствуют самоидентификации россиян в современном мире. Произведения автора — ценнейший источник для понимания цивилизационных особенностей России, богатейший ресурс для нравственного и гражданского воспитания молодёжи.
Эффективными формами изучения историко-культурного наследия А.И. Солженицына будут семинары, дискуссии, “круглые столы”, ролевые игры. Приведём примеры тем и форм интерактивных занятий, которые помогут выявить разные грани богатейшего наследия писателя, раскрыть роль его наследия как важнейшего исторического источника.

  • Тема «Противоречивый характер развития литературы и искусства в послевоенные годы (на примере жизни и творчества А.И. Солженицына)». Форма — интегрированный урок-дискуссия с курсом литературы и МХК.
  • Тема «Два типа советской культуры: историко-сравнительный анализ ценностей, содержания, форм и влияния произведений “официальной” и “неофициальной” культуры на духовную жизнь СССР в 1960–1980-е годы». Форма — семинар с элементами дискуссии.
  • Тема «Другое искусство»: творческий портрет поэтов, художников, музыкантов, актёров, бросивших вызов официальной советской культуре. Форма — урок-панорама.
  • Тема «Советский Союз в 1960–1980-е годы глазами соотечественников и иностранцев». Форма — урок на основе анализа противоречивых источников.
  • Тема «Оживление общественно-политической жиз­ни СССР в годы перестройки». Форма: ролевая игра — стилизация общественных дискуссий по проблемным материалам средств массовой информации, репортажам с заседаний Съездов народных депутатов СССР и РСФСР.
  • Тема «Оттепель и гласность». Форма — историко-сравнительная характеристика двух периодов в духовной и культурной жизни советского общества.
  • Тема «Перемены в духовной жизни российского общества в конце ХХ — начале ХХI в.». Форма — дискуссия на основе проблемных докладов и сообщений.
  • Тема «Российская культура в условиях информационного общества». Форма — интегрированный урок с курсом обществознания.

Примечания

1 Приложение к письму Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 4 сентября 2008 г. № 03–1905.
2 Даём уточнение: в подцензурной печати рассказ А.И. Солженицына действительно имеет в заглавии “Кречетовку”, но авторскою волею он называется «Случай на станции Кочетовка». История этих неволшебных изменений подробно описана в солженистике. — Прим. ред.

Рейтинг@Mail.ru