Колонка редактора
Православие и русская литература
В рамках проекта «Модернизация российского образования с учётом задач воспитания толерантности» готовится к выходу специальная брошюра для учителя-словесника.
Вот что пишут в предисловии её авторы, учителя литературы Ю.Силинг и В.Луховицкий:
“Уважаемые коллеги! Эта книга посвящена очень сложной теме, от которой нам с вами никуда не деться,— «Православие и русская литература». Не деться потому, что русская классическая литература написана людьми, воспитанными в этой традиции. Они ходили на уроки Закона Божьего, учились читать по Библии и житиям святых, ходили в церковь. Вне зависимости от того, к каким порой очень непростым идеям об устройстве мира пришёл каждый из них— эти идеи находятся в диалоге с идеями христианства или напрямую следуют им. Есть очевидные примеры: пушкинский «Пророк», лермонтовские «Молитвы», Сонечка Мармеладова, читающая Раскольникову о Лазаре. Есть менее очевидные: идеи праведности и греха в «Грозе», житийный канон в описании Рахметова в «Что делать?», Платон Каратаев у Толстого. Есть совсем непонятные— Иисус в «Двенадцати».
Описания православных обычаев, праздников, библейские образы часто встречаются в классических книгах. Для читателей-современников пояснений не требовалось— они сами росли в той же культуре. В то же время современные читатели— наши ученики— чаще всего с идеями и образами православия знакомы поверхностно. Значит, учителю придётся об этом рассказать. Но учитель и сам часто ощущает, что недостаточно компетентен в этом вопросе. И идёт в библиотеку или книжный магазин.
На полках книжных магазинов много литературы, посвящённой этой теме, но чаще всего эти книги написаны с православной позиции. Всё творчество писателя объявляется в них православным, причём в понимании автора книги, порою вопреки иным источникам— дневникам, письмам, воспоминаниям.
Те же, кому близка идея светской школы, кто хотел бы получить культурологические, филологические и литературоведческие знания, а не проповедь, вынуждены выискивать там необходимый им материал и адаптировать его к своим нуждам.
Именно для тех учителей, кто бы хотел спокойно, объективно вместе со своими учениками увидеть место христианских тем, идей, образов в произведениях русских классиков, предназначена эта книга.
Мы полагали, что учителю в этой связи важно решить для себя:
• во-первых, с какими основными идеями христианства необходимо познакомить старшеклассников;
• во-вторых, о каких православных обрядах и обычаях дети должны иметь представление, какие фрагменты Библии и как необходимо дать на уроках литературы XIX–XX веков в старших классах средней школы;
• и, наконец, в-третьих— какие методические особенности существуют у уроков, посвящённых этим темам (смягчение дискуссий, разграничение разных точек зрения: Библии, Церкви, автора, учителя, ученика).
Естественно, мы не можем в одной небольшой брошюре написать обо всём этом. Наша задача скромнее: на конкретных примерах дать учителю возможность понять способы и логику построения подобных уроков и предоставить в его распоряжение необходимый минимум культурологических и религиоведческих материалов”.
Публикуем в этом номере два фрагмента брошюры: о Достоевском и литературе Серебряного века .