Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №18/2008

Курсы повышения квалификации

Дифференциация обучения на уроках литературы. Лекция 2

Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся?

Педагогический университет «Первое сентября»

Наталья БЕЛЯЕВА


Наталья Васильевна БЕЛЯЕВА — сотрудник Института содержания и методов обучения Российской академии образования (ИСМО РАО), доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор книг и статей по методике преподавания литературы в школе.

Дифференциация обучения на уроках литературы

Учебный план курса

№ газеты Название лекции
17 Лекция 1. Введение. Зачем нужно дифференцировать обучение литературе? Что такое дифференциация обучения литературе? В чём отличие внешней и внутренней дифференциации? По каким основаниям можно дифференцировать процесс обучения литературе?
18 Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся? По каким критериям определяются начитанность и литературный кругозор школьников? Как проверить умение выделять в произведении актуальные социально-нравственные проблемы? Как выявить объём историко- и теоретико-литературных знаний и умение применять их на практике? Какими способами определяется уровень читательского восприятия школьников? По каким критериям выявляются навыки анализа произведения и уровень развития речи школьников?

Контрольная работа № 1.

19 Лекция 3. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? Какова методика дифференцированного обучения литературе в основной школе на уроках выразительного чтения; на уроках анализа эпических и лирических произведений; на уроках обучения сопоставительному анализу? Как составить технологическую карту урока литературы в основной школе с учетом дифференцированного подхода к обучению? (Начало.)
20 Лекция 4. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в основной школе? (Окончание.)
21 Лекция 5. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? Какова методика дифференциации обучения литературе в старших классах на вводных уроках-лекциях; на уроках-практикумах по анализу эпизода; на уроках изучения лирики; на заключительных занятиях по изучению литературного произведения; на уроках обучения письменным высказываниям; на уроках внеклассного чтения? Как составить технологическую карту урока литературы в старшей школе с учётом дифференцированного подхода к обучению? (Начало.)
22 Лекция 6. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Обучение. Как дифференцировать обучение литературе в старших классах? (Окончание.)

Контрольная работа № 2.

23 Лекция 7. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? Какие задания оптимальны для промежуточного контроля уровня литературной подготовки школьников? Как проконтролировать качество устных и письменных высказываний учащихся на итоговой аттестации? Какие контрольные работы по литературе нужны при подготовке к ЕГЭ? Какова методика подготовки и защиты выпускной исследовательской работы школьников? (Начало.)
24 Лекция 8. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Контроль. Как проконтролировать уровень литературного развития учащихся? (Окончание.)
Итоговая работа должна быть отправлена в Педагогический университет не позднее 28 февраля 2009 г.

Лекция 2. Система повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Диагностика. Как определить уровень литературного развития учащихся?

Прежде чем приступать к диагностике уровня литературного развития учащихся, учителю важно спроектировать образ литературно развитого ученика для данного этапа обучения, определив, какие сферы литературного развития школьников подлежат совершенствованию. Это необходимо для того, чтобы сравнивать реальный уровень литературной подготовки каждого учащегося с предполагаемыми результатами обучения. Характеристики литературно развитого выпускника основной и средней школы изложены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников»1.

Выпускник должен не только прочитать программные произведения, но и уметь их адекватно воспринимать и грамотно анализировать в контексте родо-жанровой природы и авторской концепции, применяя знания по истории и теории литературы и владея основными видами речевой деятельности. Добиться этих важных умений и углубить их у учащихся, склонных к гуманитарному знанию, можно только с помощью личностно ориентированного образования и дифференцированного подхода в обучении2.

В методике преподавания литературы доказано, что учителю необходимо “регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся”3. Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно проводить систематически. Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый, углублённый4. Однако такое деление недостаточно учитывает такие важные сферы литературного развития учащихся, как:

1. Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.

2. Уровень читательского восприятия.

3. Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.

4. Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.

5. Объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.

6. Уровень развития речи и литературно-творческие способности5.

Диагностические работы6 проводятся в начале каждого полугодия и постоянно усложняются. В одну работу можно включить до шести заданий на выявление различных сфер литературной подготовки либо проверить уровень развития каждой сферы отдельно.

1. Как определить начитанность, читательские интересы и литературный кругозор школьников?

В 5-м классе проверку начитанности нужно начать с выявления связи названий книг с их авторами. Без этого невозможно приступать к работе по узнаванию авторского стиля — это важное умение должно быть развито к окончанию школы. По оценкам, которые “поставили” книгам пятиклассники, можно выявить их читательские интересы и составить индивидуальные программы чтения. В 6-м классе важно проверить знания об авторах, сюжетах, героях и жанрах и умение определять их разновидности (например, сказка — литературная сказка). В 7-м классе нужно уметь обосновать свои читательские предпочтения и разбираться в понятиях: автор, произведение, сюжет, герои и т.п.

В 8–9-м классах при узнавании автора по фрагменту портрета или пейзажа можно проверить умение выявлять их функции и авторскую позицию. К началу 9-го класса надо определять особенности родов и жанров, а к окончанию — специфику литературного направления (сентиментализм, классицизм, романтизм). Анализ результатов диагностики поможет наметить индивидуальные программы чтения в 10–11-м классах, где выявление начитанности связано с пониманием закономерностей историко-литературного процесса, родо-жанровой природы и социально-нравственных проблем русской классики XVIII–XX веков.

По результатам диагностики можно также определить, у кого из учащихся интерес к чтению отсутствует, кто читает только низкопробную литературу, кто всё-таки прочёл тексты школьного курса, а также классику, не входящую в школьную программу, кому интересно чтение научно-популярных книг из различных областей знаний. Именно выявление читательских интересов помогает развитию мотивации к чтению.

Для анализа результатов диагностики необходимо воспользоваться критериями уровня литературного развития. Каждый из критериев может оцениваться в баллах. Если ученик набирает более 80% от максимального количества баллов, то уровень его развития высокий. Если от 50% до 80% — средний. Если менее 50% — низкий.

Таблица 1. Задания для диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

Класс I полугодие II полугодие
5 Назовите писателей, начиная с самых любимых, и их книги, которые вы прочитали в этом году Перечислите книги, которые вы прочитали с начала учебного года, и оцените их по пятибалльной системе.
6 Назовите авторов, главных героев и жанр следующих произведений: «Сотворение земли», «Сивка-бурка», «Волк на псарне», «Бородино», «Хирургия», «Двенадцать месяцев» Назовите авторов произведений, их главных героев и разновидности жанров: «Повесть временных лет», «Снежная королева», «И.И. Пущину», «Три пальмы», «Дедушка», «Левша»
7 Назовите книги из личной библиотеки, которые вы любите. Объясните, почему. Укажите авторов и главных героев Книги на какие темы вы больше всего любите читать? Объясните, почему. Назовите авторов и главных героев
8 “Он бы мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слёзы”. О ком идёт речь? Какой композиционный приём использован в отрывке? Приведите по три примера эпических, лирических и драматических произведений. Назовите их авторов и жанр
9 “Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро лежало неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева”. Откуда этот отрывок? Аргументируйте своё мнение. Какой композиционный приём использован в нём? Перечислите известные вам произведения классицизма, сентиментализма, романтизма. Назовите их авторов и жанры
10 Назовите трёх русских писателей XVIII века, их главные произведения и проблемы, которые в них поднимаются Назовите прочитанные вами драматические произведения XVIII–XIX вв. Объясните причины обращения авторов к поднятым в них проблемам
11 Перечислите произведения русской литературы XIX века, в которых поднимается проблема отцов и детей. Назовите имена этих героев Перечислите три произведения Серебряного века, назовите их авторов и главные проблемы. Определите причины выбора этой проблематики

Критерии диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

5–6-й классы. Может ли ученик:

— перечислить более трёх любимых писателей, включая русских классиков;

— назвать их имена и отчества, соотнести авторов и названия произведений;

— указать главных и второстепенных героев (имена, фамилии, род занятий);

— определить жанр (его разновидности);

— назвать писателей, не входящих в школьную программу.

7–9-й классы. Способен ли учащийся:

— узнать произведение школьного курса по фрагменту;

— определить композиционный приём в данном отрывке;

— аргументированно охарактеризовать авторскую позицию;

— назвать произведения разных родов и направлений.

10–11-й классы. Умеет ли ученик:

— назвать книги разных исторических эпох, в том числе прочитанные самостоятельно;

— определить родо-жанровые особенности и основную проблематику произведений;

— “вписать” проблемы в литературный контекст (например, увидеть проблему отцов и детей не только в романе Тургенева).

Таблицы 2–5 содержат задания, проверяющие умения понимать и анализировать произведение — от восприятия и актуализации социально-нравственной проблематики до создания самостоятельных интерпретаций и определения функций теоретико-литературных приёмов. Учитель может выбрать только те задания, которые помогут скорректировать сферы литературной подготовки конкретных учащихся. Систематическая тренировка школьников в составлении письменных ответов на проблемные вопросы поможет в подготовке к ЕГЭ (часть С). (Ответы на задания не должны превышать 3–5 предложений.)

2. Какими способами определяется уровень читательского восприятия?

Уровень читательского восприятия включает в себя умения определять эмоции текста, различая в них авторские и читательские чувства, степень развития воображения (воссоздающего и творческого) и уровень постижения содержания произведения:

— 5–6-й классы — репродуктивный (пересказ);

— 7–8-й классы — аналитический (умение определять взаимосвязи героев и событий, задавать вопросы, рассуждать о прочитанном);

— 9–11-й классы — синтезирующий (умение осмысливать форму на уровне детали и композиции, определять концепцию произведения в целом).

Таблица 2. Задания для диагностики уровня читательского восприятия

Класс I полугодие II полугодие
5 Назовите два стихотворения, которые отличаются своим настроением. Укажите чувства, которые они вызывают. (Эмоции текста.) Зачем Тургенев в рассказе «Муму» создаёт финал, который противоречит реальным событиям? (Авторские и читательские чувства.)
6 Вспомните три детали, использованные в описании Васюткина озера. (Воссоздающее воображение.) Создайте словесную картину на тему «Мороз и солнце». (Творческое воображение.)
7 Какие черты характеров Митраши и Насти показаны в сцене ссоры? (Взаимосвязь героев и событий.) Мог ли купец Калашников не участвовать в кулачном бою? (Взаимосвязь героев и событий.)
8 Задайте три вопроса собеседнику, чтобы он определил смысл сказки «Неизвестный цветок». (Умение задать вопрос.) Была ли у Ивана Васильевича любовь, если после сцены на плацу она “пошла на убыль”? (Умение рассуждать о прочитанном.)
9 Зачем в поэме «Василий Тёркин» так много глав «От автора»? (Осмысление композиции.) Как характеризуют Онегина предметы в его “уединённом кабинете”? (Осмысление детали.)
10 Как определяется смысл человеческого существования в рассказе «Матрёнин двор»? (Концепция произведения.) В чём противостояние России и Европы в романе «Обломов»? (Концепция произведения.)
11 Почему изменилось настроение Ивана в рассказе «Студент»? (Концепция произведения.) Как понять эпиграф к роману «Мастер и Маргарита»? (Концепция произведения.)

Таблица 3. Задания для диагностики умений актуализировать социально-нравственную проблематику

Класс I полугодие II полугодие
5 Почему в русских народных сказках добро всегда побеждает зло? Приведите примеры В каких произведениях герои были наказаны за свои отрицательные качества? В чём их непривлекательность?
6 Что защищает и что осуждает автор в повести «Дубровский»? Что помогало герою рассказа «Уроки французского» преодолевать жизненные трудности?
7 Какие нравственные законы русского народа воплощены в былинах? Какие нравственные ценности провозглашает Тарас Бульба в речи о товариществе?
8 Против чего направлена сатира автора в пьесе «Недоросль»? Какие отношения в семье утверждаются в рассказе «Куст сирени»?
9 Что в образе Мцыри достойно восхищения? Почему Татьяна Ларина — это нравственный идеал автора?
10 О каких вечных ценностях размышляет Пушкин в лирике? Какие лучшие черты людей его времени отразились в Базарове?
11 Какие человеческие качества, достойные уважения, показаны в прозе Чехова? Как решается в прозе Булгакова проблема нравственного выбора?

Таблица 4. Задания для диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации

Класс I полугодие II полугодие
5 Вспомните стихотворение о природе. Какие слова в нём показывают, как меняются чувства автора? Назовите основные элементы сюжета в рассказе «Муму». Объясните своё мнение
6 Определите, из-за чего произошло столкновение героев в пьесе-сказке «Двенадцать месяцев» Какой приём использован в композиции стихотворения «Зимнее утро»? Приведите примеры
7 Вспомните стихотворение о Родине. Какие слова поэта выражают его отношение к изображаемым картинам? Какие слова и выражения создают картины прошлого и стилистический колорит в «Песне про купца Калашникова»?
8 Вспомните стихотворение о Великой Отечественной войне. Какими способами выражена в нём позиция автора? Что общего в отношении чиновников к Хлестакову? Приведите примеры
9 Чем Василий Тёркин близок автору поэмы? Какие черты поколения, изображённого в стихотворении «Дума», отразились в Печорине?
10 Что общего в стихах о поэте и поэзии у Пушкина и Ахматовой? Что сближает Базарова и Чацкого?
11 Почему несчастливы в любви герои рассказов Чехова? Какие черты Маргариты близки героиням русских романов XIX века?

Таблица 5. Вопросы и задания для диагностики объёма теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе

Класс I полугодие II полугодие
5 Назовите три фольклорных жанра и определите их сходство и различие Чем отличается стихотворение и баллада? Приведите примеры баллад
6 Какую роль играет в баснях аллегория и мораль? Какими способами создаются в произведениях комические ситуации?
7 В чём особенности лирики как рода литературы? Дайте характеристику стихотворениям в прозе. Приведите примеры
8 Что отличает художественную литературу и публицистику? Назовите два-три публицистических произведения Что такое антитеза? Приведите примеры антитез из русской прозы или поэзии
9 Что такое художественная деталь? Покажите, как она помогает понять характер героя Что общего и различного в таких видах комического, как сатира, юмор, ирония, сарказм? Приведите примеры из поэмы «Мёртвые души»
10 Зачем в некоторых книгах введён рассказчик? Приведите примеры Назовите вечные образы русской литературы и прокомментируйте это понятие
11 Перечислите главные черты романтизма и реализма. Назовите по два романтических и реалистических произведения и обоснуйте своё мнение Дайте определение понятия “социально-философская драма”. Назовите признаки этого жанра в пьесе «На дне»

Критерии диагностики уровня читательского восприятия

5–6-й классы. Умеет ли учащийся:

— определить настроение текста и авторские эмоции;

— объяснить свои чувства, возникшие при чтении;

— назвать основные детали созданной автором картины;

— создать словесное описание на тему, определённую автором.

7–8-й классы. Может ли ученик:

— объяснить взаимосвязи событий и героев, проанализировав их поведение и поступки;

— задать к тексту ключевые вопросы;

— составить рассуждение о прочитанном.

9–11-й классы. Способен ли ученик:

— выявить авторскую позицию и доказать своё мнение;

— осмыслить форму произведения на уровне детали и композиции;

— прокомментировать концепцию произведения в целом.

3. Как проверить умение видеть в тексте актуальные социально-нравственные проблемы?

Критерии диагностики умения актуализировать социально-нравственную проблематику

— Умеет ли школьник выделять в тексте социально-нравственные проблемы?

— Насколько высока активность ученика в оценке прочитанного?

4. Как выявляются навыки анализа произведения, его понимания и интерпретации?

Умения, связанные с анализом литературного произведения, проверяют заданиями:

— на выявление смены чувств в лирике, сюжета в эпосе, конфликта в драме;

— на определение стилистического колорита текста;

— на выявление авторской позиции;

— на сопоставление героев и событий в одном и разных произведениях;

— на сопоставление замысла и его воплощения;

— на определение общего и различного в произведениях одного жанра.

Критерии диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации

5–6-й классы. Умеет ли ученик:

— определить настроение стихотворений, выученных наизусть;

— указать динамику чувств в лирике, элементы сюжета в эпосе и причину конфликта в драме;

— назвать основные смысловые части произведения и их взаимосвязи.

7–8-й классы. Может ли ученик:

— прокомментировать авторскую позицию;

— указать слова и выражения для определения стилистического колорита текста;

— определить функции изобразительно-выразительных средств языка;

— найти основания для сопоставления героев одного произведения.

9–11-й классы. Способен ли ученик:

— найти общность в лирике разных поэтов;

— прокомментировать мысли и чувства лирического “я”, разграничить понятия автор и лирический герой;

— определить основания для сопоставления героев разных произведений;

— выделить общее и особенное в разных произведениях.

5. Как выявить объём теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе произведения?

Объём теоретико-литературных знаний определён в стандарте по литературе, но важнее выявить умение применять их в анализе текста. (Учитель может изменить наши вопросы и задания в соответствии с программой, по которой он работает.)

Критерии диагностики теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе

Умеет ли ученик:

— определять сущность теоретико-литературных понятий в объёме программы данного класса;

— применять знания по теории литературы в анализе и оценке прочитанного;

— комментировать изобразительно-выразительные средства создания образов и определять их функции.

6. Как проверить уровень развития речи и литературно-творческие способности школьников?

Развитие речи учащихся и литературно-творческие способности можно проверить при помощи заданий на:

— выявление лексического запаса;

— объяснение чувств, возникших при чтении;

— словесное рисование обстановки действия и облика героев;

— составление киносценария, инсценировки;

— сравнение эпизода с иллюстрацией, экранизацией;

— составление письменного ответа на проблемный вопрос;

— создание литературных произведений разных жанров: художественных, критических, публицистических.

Критерии диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей

5–6-й классы. Может ли ученик:

— составить текст в жанре описания, используя образные выражения;

— объяснить мысли и чувства, возникшие при чтении;

— продемонстрировать богатство своего лексического запаса, умение употреблять синонимы и разнообразные речевые конструкции.

7–8-й классы. Умеет ли ученик:

— ответить точно на поставленный вопрос, ясно и последовательно выражать мысли;

— словесно описать обстановку действия и облик героев; составить инсценировку, описать кадры киносценария;

— сравнить эпизод с иллюстрацией, экранизацией.

9–11-й классы. Способен ли учащийся:

— письменно ответить на проблемный вопрос, создав текст в жанре рассуждения;

— осознать и доказать современное звучание литературы прошлого;

— аргументировать своё мнение о произведении;

— создать литературно-критическое или публицистическое произведение.

Для выявления динамики литературного развития учащихся и сопоставления результатов диагностики (в баллах) используется таблица 7.

Таблица 6. Задания для диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей

Класс I полугодие II полугодие
5 Создайте словесный “портрет” вашего любимого животного, используя образные выражения Составьте краткое описание русской зимы, выражая своё отношение к ней
6 Объясните чувства, возникшие при чтении стихотворения Есенина «С добрым утром» Опишите обстановку дома, в котором росла Ассоль
7 Опишите облик мальчика или его учительницы из рассказа «Уроки французского» Правдиво ли художник В.Пономарёв изобразил героев рассказа «Злоумышленник»?
8 Зачем нужно изучать в школе произведения об историческом прошлом нашей Родины? Почему комедия Гоголя «Ревизор» включена в репертуар многих современных театров?
9 Опишите три кадра видеоклипа, созданного по стихотворению о Родине В чём общечеловеческий смысл комедии Грибоедова «Горе от ума»?
10 Какие вечные ценности провозглашаются в творчестве Пушкина? В чём Гоголь видел высокое предназначение писателя?
11 Чем современна литература XIX века? Что вы не принимаете в литературе XXI века?

Таблица 7. Выявление динамики литературного развития учащихся на основе диагностики

№ п/п

Ф.И. учащегося

Сферы литературного развития учащихся

начитанность читательское восприятие социально-нравственная проблематика понимание и интерпретация

теоретико-литературные знания

развитие речи

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1                          
2                          

I — первое полугодие; II — второе полугодие.

Таблица 8. Динамика развития эмоционально-художественных качеств учащихся

№ п/п

Ф.И. ученика

Эмоционально-художественные качества учащихся

творческое воображение и наглядная образность восприятия

способность воспринимать звуковые и цветовые образы

эмоциональная острота и чуткость восприятия образной речи

логика превращения факта жизни в факт искусства

динамика творческого процесса

видение авторской позиции

смысл структурных элементов

сравнительный анализ

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

                                 

2

                                 

I — первое полугодие; II — второе полугодие.

7. Как определить уровень эмоционально-художественных качеств учащихся гуманитарных классов?

Для диагностики и развития литературных умений старшеклассников (см. таблицу 8) возможны задания, определяющие уровень эмоционально-художественных качеств учащихся7 (см. Занятие 1). В гуманитарных классах эти виды заданий можно использовать как для диагностики и контроля, так и для обучения, например:

— Какую “киноленту” образов вы представляете, читая стихотворение Пушкина «Погасло дневное светило…»? Опишите детали этой картины. (Творческое воображение и наглядная образность восприятия.)

— Определите звуковую гамму и цветовой колорит стихотворения Бунина «Бушует полая вода…». (Способность воспринимать звуковые и цветовые образы.)

— Укажите основу для переносного значения слов в метафоре Пастернака «Я клавишей стаю кормил с руки…». (Эмоциональная острота и чуткость восприятия образной речи.)

— Почему свои связи с декабристами Пушкин выражает в форме пересоздания мифа об Арионе? (Логика превращения факта жизни в факт искусства.)

— Сопоставьте два перевода Лермонтовым стихотворения Гейне: «На севере диком стоит одиноко…» и «На хладной и голой вершине…». Какая из редакций ближе подлиннику? Как изменил смысл текста Лермонтов, если учесть, что в немецком языке слово “сосна” мужского рода? (Определение динамики творческого процесса писателя.)

— Почему в романе «Отцы и дети» первый портрет Базарова даётся через восприятие Павла Петровича Кирсанова? (Видение авторской позиции.)

— В чём многозначность названия стихотворения Лермонтова «Нищий»? (Выявление смысла структурных элементов текста.)

— Сопоставьте «Казачью колыбельную песню» Лермонтова с «Колыбельной песней» Некрасова? Как авторский замысел влияет на стилистику каждого текста? (Навыки сравнительного анализа.)

Подобные задания нужно использовать выборочно в зависимости от того, какие сферы литературного развития необходимо совершенствовать.

8. Как организовать урок литературы, где планируется проведение диагностики?

«Литература как искусство слова. Роль литературы в духовной жизни человека» — такова тема первого урока литературы в 9-м классе, когда необходимо проведение диагностики. Урок можно начать с обсуждения и комментирования (например, в группах) нескольких интересных цитат, что нужно для создания проблемной ситуации, выявления умения аргументировать своё мнение и связано с актуализацией культурного опыта человечества.

1. “Вся Греция и Рим питались только литературою: школ, в нашем смысле, вовсе не было! И как возросли. Литература собственно есть единственная школа народа, и она может быть единственною и достаточною школою…” (В.Розанов).

2. “Как человек, как личность писатель русский… стоял освещённый ярким светом беззаветной и страстной любви к великому делу жизни — литературе, к усталому в труде народу, грустной своей земле. Это был честный боец, великомученик правды ради, богатырь в труде и дитя в отношении к людям, с душою, прозрачной, как слеза, и яркой, как звезда бледных небес России” (М.Горький).

3. “Русская литература… всегда была совестью народа. Её место в общественной жизни страны всегда было почётным и влиятельным. Она воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни” (Д.Лихачёв).

4. “Кроме литературы, чем и дышать, опускаясь на дно морское” (М. Щербаков)8.

 Дополнительно читательский опыт учеников и их нравственную зрелость помогут актуализировать такие вопросы и задания:

— Вспомните, герои каких произведений дают свои оценки книгам и чем важна для них литература. Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезного в чтении литературы прошлого?

Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать.

1. В каких произведениях русской литературы отразились мысли авторов о предназначении человека? (Начитанность и литературный кругозор.)

2. Как пейзажи помогают в понимании человеческих характеров? (Читательское восприятие.)

3. Каков обобщённый облик России в книгах русских писателей XIX века? (Социально-нравственная проблематика.)

4. Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. (Понимание и интерпретация.)

5. Какими способами писатели вызывают у читателя смех? Приведите примеры. (Применение теоретико-литературных знаний.)

6. Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои? (Развитие речи.)

Наиболее объективно уровень литературного развития проверяется в письменной диагностической работе, которая проводится, например, во второй половине урока.

Начитанность учащихся можно проверить по распознаванию знакомых текстов (детали портретов, пейзажей, интерьеров, имена и географические названия и т.п.), а дополнительными вопросами выявить авторскую позицию, функции композиционных приёмов, родо-жанровую специфику и т.п. (критерии диагностики см. выше).

В начале 9-го класса важно проверить и уровень понимания произведений, изученных в основной школе, которые обычно включают в выпускной экзамен и программы для поступающих в вузы. Это «Капитанская дочка» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и др. С повторением этих произведений можно связать диагностическое домашнее задание, где требуется письменно ответить на один из вопросов:

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» Пушкина?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

3) Что “дурное в России” высмеивают Гоголь в «Ревизоре» и Салтыков-Щедрин в сказках?

Систематическое проведение диагностики и анализ диагностических работ особенно поможет учителям-исследователям при аттестации на высшую категорию, когда необходимо осмысление результатов своего педагогического труда и выявление их динамики.

Вопросы и задания для повторения

  • Какие сферы литературного развития учащихся целесообразно выявлять в процессе диагностики?
  • Какие учебные умения нужно выявлять для определения уровня читательского восприятия школьников?
  • В чём особенности выявления читательского восприятия учащихся в основной и старшей школе?
  • Какими заданиями проверяются умения анализа литературного произведения?
  • Как выявляются уровень развития речи и литературно-творческие способности школьников?
  • Какие эмоционально-художественные качества личности нужно развивать у учащихся гуманитарных классов?
  • Каковы формы проверки уровня литературного развития учащихся основной школы? Приведите примеры.

Примечания

1 Стандарт основного общего образования по литературе // Вестник образования России. Июнь 2004. № 12. С. 97–98; Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе // Вестник образования России. Июль 2004. № 14. С. 28–29, 43–44.

2 См.: Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного обучения. М., 2004.

3 Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана: В 2 ч. М., 1995. Ч. 1. С. 144.

4 См.: Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5–11 классы. М., 2002–2004 гг.

5 См.: Беляева Н.В. Дифференциация обучения как средство повышения уровня литературного развития учащихся // Русская словесность. 2004. № 5. С. 42–50.

6 См.: Беляева Н.В. Как провести диагностическую работу по литературе? Литература. 2006. № 6.

7 См.: Кан-Калик В.А., Хазан В.И. Психолого-педагогические основы преподавания литературы в школе: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. М., 1988.

8 См.: Современные русские поэты: Антология / В.В. Агеносов, К.Н. Анкудинов. М., 2006.

Наталья Беляева ,
сотрудник института содержания и методов обучения РАО
Рейтинг@Mail.ru