Архив
Электронной текст в литературном образовании
Компьютер на уроке литературы
Юрий ЭЭЛЬМАА
Электронный текст в литературном образовании
Продолжение. Начало см. в № 17.
Учитель и электронный текст
Очевидно, что для учителя литературы работа с текстом не исчерпывается только чтением произведений или проверкой письменных работ учащихся. Выделим два важных элемента, присутствующих в практике любого учителя-словесника:
1) подготовка собственных материалов к уроку;
2) подготовка раздаточных материалов для учащихся.
При подготовке урока учителю для конспекта часто бывает необходимо компилировать различные тексты: выстраивать методическую логику, включать в конспект цитатный материал, наконец, непосредственно готовить фрагменты текста для анализа. Как же мы создаём свои конспекты?
У учителей старшего поколения есть толстые тетради, в которых расписаны темы, объединённые в разделы, блоки, например: «Преступление и наказание. Урок IV. Теория Раскольникова»; «Преступление и наказание. Урок V. Двойники Раскольникова» и т.д. Основное содержание этих тетрадей — рукописные тексты, содержащие множество библиографических отсылок к имеющимся у педагога изданиям, иногда сопровождающиеся вложенными вырезками из других источников (например, методических журналов).
Этот информационный формат имеет определённые недостатки.
1. Обычно на создание таких учебных конспектов по всем темам преподавания уходит не один год: хороший учитель постепенно расширяет, видоизменяет, дополняет материал.
2. Бумажная тетрадь постепенно заканчивается, ненужный материал корректно не удалить (можно заклеивать страницы, зачёркивать устаревшее, но внешний вид и удобство использования от этого страдают), постепенно эта тетрадь превращается в “капусту”.
3. Эти материалы очень трудно тиражировать. Один рукописный конспект — основное, чем пользуется учитель. Сделать копию этого материала (например, на ксероксе) можно, но обычно качество её скверное, пользоваться ею трудно. Потеря такой тетради приводит к потере всей информации и уничтожает многолетние труды.
4. Практически отсутствует возможность фрагментарного копирования. Это можно было бы отнести к предыдущему пункту, но в данном случае хочется подчеркнуть другое: часть информации из учительского конспекта не может быть использована другими. Так, например, фрагмент своей тетради учитель не может передать ученику или коллеге для работы (только если для переписывания).
Таким образом, перед нами очень неудобный в использовании информационный носитель, не обладающий функциональностью и гибкостью. Сегодня, с использованием ИТ, эта составляющая педагогической деятельности учителя литературы, связанная с подготовкой материалов для урока, может быть существенно оптимизирована. При этом, что важно, здесь практически не требуется владение серьёзными пользовательскими навыками: даже учитель, прошедший подготовку в области элементарной компьютерной грамотности, оказывается способен удобнее организовать свою деятельность.
Перечислим умения, которые необходимы учителю для перехода от “бумажного” к электронному носителю “урочной” информации.
1. Некоторый опыт работы с Интернетом (например, для поиска электронных книг в сетевых библиотеках или филологических материалов на специализированных сайтах).
2. Опыт работы с текстовым редактором Microsoft Word (указываем его как самый распространённый, но не единственный из существующих). В первую очередь здесь нас интересует набор текста. Во-вторых, приём «Вырезать — Вставить» или «Копировать — Вставить», позволяющий из различных источников собирать, компилировать материал под задачу.
Несомненно, перенести с “бумаги” в электронные версии все конспекты — огромная работа, на выполнение которой уйдёт не один месяц. Но если вдуматься, то она оказывается более лёгкой, чем рукописное наполнение (которым учитель всё равно занимается) конспектов и других урочных материалов. На выходе при этом получаем не единственную копию материала, а текст, в который можно в любой момент и в любом объёме вносить корректировки: устаревшее — удалять, новое — добавлять, изменять вид текста под новую задачу, дробить текст на фрагменты (например, для раздаточных материалов) и многое другое.
Ещё один важный момент. Сегодня в профессиональную жизнь учителя постепенно входит понятие “портфолио”. Аттестация, представление конкурсных материалов, создание школьных методических кабинетов — вот ситуации, в которых очень пригодятся электронные версии методических и дидактических материалов. Причём в данном случае можно вкладывать в портфолио не просто конспекты уроков, а определённые тематические подборки, сделанные по различным материалам. Например, одним из тематических блоков портфолио учитель выбрал вопрос организации групповой работы на уроках. Сделав небольшую вступительную статью, обосновывающую целесообразность и возможности этого вида учебной деятельности, потом можно выбрать из разных конспектов вопросы и задания для групповой работы и, скопировав, объединить их в общий тематический раздел, который продемонстрирует методическую компетентность педагога.
Рассмотрим ещё пример. Нам часто приходится готовить для учащихся проверочные задания, в частности, связанные с работой с фрагментами текста. Например, самый простой вид такой работы — узнавание героя по портрету, речевой характеристике, особенностям поведения. Чтобы подготовить для класса такие работы, да ещё и по вариантам, нужно потратить много времени: переписать текст от руки или напечатать его на пишущей машинке. Умение работать с электронными текстами серьёзно облегчает задачу. В сетевой библиотеке находим текст, выбираем из него нужные для работы фрагменты, копируем их, потом вставляем в документ Word и распечатываем необходимое количество копий. Подготовка таких работ занимает немного времени. А в результате можно иметь целый комплект проверочных и диагностических работ по всем темам курса. Таким же способом можно готовить и раздаточные материалы к урокам — фрагменты текстов для анализа, стихотворения, цитаты из критических и литературоведческих книг.
Вот вариант одной из таких работ по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Собственно вопросы и задания составляют небольшую часть работы, основное в ней — текстовые фрагменты, которые предлагаются ученикам для анализа. Материал скопирован из электронной версии текста, что позволяет начинающему пользователю, не обладающему высокой скоростью печатания, быстро подготовить задания для проверки знаний учеников.
1. Назвать героя, беседовавшего с деревенскими мальчишками. Что слова этого героя говорят о нём?
— На что тебе лягушка, барин? — спросил его один из мальчиков.
— А вот на что, — отвечал ему... который владел особым умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и обходился с ними небрежно, — я лягушку распластаю и посмотрю, что у неё там внутри делается; а так как мы с тобой те же лягушки, только что на ногах ходим, я и буду знать, что у нас внутри делается.
— Да на что тебе это?
— А чтобы не ошибиться, если ты занеможешь и мне тебя лечить придётся.
2. Чей это портрет? Что можно сказать о характере героини?
“…Увидал женщину высокого роста в чёрном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнажённые её руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плеча лёгкие ветки фуксий; спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица”.
3. Кто участники этого диалога? Как и почему меняется настроение одного из говорящих?
— ...Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь… — …вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк.
— Конечно, — заметил... — ты здесь родился, тебе всё должно казаться здесь чем-то особенным…
— Ну… это всё равно, где бы человек ни родился.
— Однако…
— Нет, это совершенно всё равно.
4. Кто этот герой? Что портрет говорит о его характере?
“…Вошёл в гостиную человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки… На вид ему было лет сорок пять: его коротко остриженные седые волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро; лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое, словно выведенное тонким и лёгким резцом, являло следы красоты замечательной; особенно хороши были светлые, чёрные, продолговатые глаза. Весь облик… изящный и породистый, сохранил юношескую стройность и то стремление вверх, прочь от земли, которое большею частью исчезает после двадцатых годов. …Вынул из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями, руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом…”
5. В главе V происходит диалог Аркадия и Николая Петровича о Фенечке и об отношениях старшего Кирсанова к ней. Казалось бы, сын понял отца, не осудил его, проявил великодушие и широту взглядов. Как в этом отрывке показано состояние души Николая Петровича?
“Спасибо, Аркаша, — глухо заговорил Николай Петрович, и пальцы его опять заходили по бровям и по лбу. — Твои предположения действительно справедливы. Конечно, если б эта девушка не стоила... Это не легкомысленная прихоть. Мне неловко говорить с тобой об этом; но ты понимаешь, что ей трудно было прийти сюда при тебе, особенно в первый день твоего приезда”.
Посмотрим теперь, что получает педагог при работе с электронными материалами.
1. Всё своё — всегда с собой. Сегодня стали относительно дёшевы переносные устройства хранения информации (так называемые флешки), и под рукой у учителя могут быть все его рабочие материалы: тексты произведений, конспекты, фрагменты ученических работ, графические изображения и т.д.
2. Конспект за 5 минут. Быстрая компиляция любых текстов. Открываем новый файл в MS Word, копируем материалы из разных источников, вставляем в новый документ — получаем необходимый “здесь и сейчас” материал.
3. Раз — и контрольная готова. Из имеющихся материалов можно легко делать проверочные работы для учеников. Например, многие учителя практикуют проверку знания текста произведения через “быстрые” тесты, проводимые на уроках1. Пример работы по горьковскому «На дне» можно увидеть здесь: http://mlis.ru/metodika/prepod/diagnostika/01/.
4. Отсутствие ученических конспектов. Как известно любому учителю, в обычном классе соседствуют ученики аудиального и визуального типов восприятия. Первым проще воспринимать материал на слух, вторым удобнее, если тот же материал представлен графически (например, на доске). Работа на уроке часто сводится к тому, что от ученика требуется динамическое переключение этих каналов восприятия (сейчас слушаем, потом обсуждаем, потом записываем). Даже старшеклассникам трудно не терять нить урока и при этом фиксировать его ход письменно, в виде конспекта, который мы часто предлагаем им вести. Записывая “слова”, они теряют общий смысл, логику, эмоциональный настрой. Между тем существование электронных версий материалов, которые по окончании урока все ученики могут получить от учителя (в электронном виде или в распечатках — не важно), могло бы позволить ученикам сфокусировать внимание на самом ходе урока, на словах учителя и высказываниях одноклассников — и работать более продуктивно. Возможно, это несколько смелое решение — упразднить конспект, но если он существует исключительно как фрагментарная фиксация происходившего на уроке, зачем он?
Ученик и электронный текст
Отдельно следует сказать о некоторых возможностях, которые создаёт электронный текст при работе с учениками. В основе этих возможностей — тот же принцип, что определяет широкие возможности для учителя: электронный текст легко поддаётся переносу и практически любой обработке.
Предложим ученикам творческое задание: создать сборник произведений одного автора («Избранное») или нескольких авторов (тематические сборники, посвящённые тем или иным темам и мотивам в произведениях разных писателей).
Эту работу можно проводить при изучении поэзии, произведений малых форм (Чехов, Бунин, Андреев, Куприн, Зощенко, современные авторы).
Что входит в задание:
- подбор произведений;
- формулировка названия;
- создание вступительной статьи к сборнику;
- подбор иллюстративного материала.
Таким образом и реализуются смыслы литературного образования, и обретаются ИТ-навыки (работа с информацией: сбор, обработка, анализ, представление), такие формы могут быть использованы в исследовательской и проектной деятельности учеников.
Ещё одно задание связано с функцией поиска по тексту (об этом у нас речь пойдёт в следующих выпусках нашей рубрики). Работы такого рода помогают внести в урок элементы исследовательской деятельности. Ведь ученики в процессе подготовки к занятиям осуществляют целенаправленный поиск по текстам, который помогает ответить на конкретные вопросы, ориентированные собственно на выявление своеобразия текста. Здесь от учителя прежде всего требуется помощь в грамотной формулировке учебной задачи, а инструмент для её реализации прост и понятен, ученики знакомы с ним по урокам информационных технологий. Нет смысла предлагать здесь конкретные вопросы для таких ученических исследований, но можно попробовать объединить их в обобщённые группы, а уже конкретизировать задания относительно изучаемых тем — это работа учителя.
Первая группа вопросов связана со спецификой словоупотребления. Здесь могут быть задания, связанные лексической сочетаемостью (исходя из этого можно выходить на тропы), воплощением тех или иных мотивов.
Вторая группа вопросов ориентирована на поиск значимых деталей в тексте. Задача при этом может быть поставлена следующим образом: как часто в тексте встречается то или иное слово, в каком контексте, какова его роль.
Третья группа вопросов может быть ориентирована на выстраивание тех или иных сюжетных или композиционных линий.
При этом очень важно ещё раз подчеркнуть: главное здесь не сам инструмент, поиск ради поиска бессмыслен. Просто искать в тексте упоминание того или иного героя или слова само по себе бесполезно: это ничего не добавит и не убавит в понимании произведения. А вот грамотно и точно сформулировать исследовательскую задачу, так, чтобы поиск выявил своеобразие изучаемого произведения, помог ученику глубже и точнее понять его, — в этом мастерство учителя. Например, можно предложить задание: найти все контексты употребления слова “берёза” в лирике Есенина. Далее, исходя из контекстов (выборка уже сделана), можно предложить посмотреть, с какими словами сочетается это слово. На основании этого сделать вывод о том, что образ берёзы у Есенина — живой, одушевлённый, поскольку берёзки у него — девушки, они шепчутся, их кроны — это причёски и пр. Таким образом, мысль о метафоричности творчества Есенина, об олицетворении как о частотном приёме, который он использует, не привносится извне, а выстраивается исходя из своеобразного “эксперимента”, который произвели сами ученики.
Бумажная книга и электронный текст
Cегодня достаточно часто можно услышать мнения о том, что бумажная книга как информационный носитель себя изживает, что через некоторое время её существование будет определяться скорее не функциональной, а культурно-исторической ролью. Чтобы избежать споров, в которых так или иначе выражаются личные пристрастия, попробуем на рациональном уровне сравнить особенности “бумажной” и “электронной” книги.
Особенность |
Бумажная книга |
Электронная книга |
Удобство хранения | Требует места, которое зависит от объёма | Не занимает места в физическом пространстве, в памяти компьютера — весьма небольшое |
Удобство чтения | Восприятие зависит от особенностей издания (напр., шрифта), освещения | Привязка к компьютеру, сложность чтения больших текстовых массивов с экрана, хотя в последнее время появились специальные устройства — book reader (“книгочиталка”), но широкого распространения они пока не получили |
Тиражируемость | Невозможна | Возможна |
Сохранность | С течением времени стареет, портится, требует аккуратного обращения либо гибнет | “Вечная” (при определённом уровне пользовательской компетенции) |
Дополнительные функции | Только текст + графика, качество которой обусловлено особенностями издания | В компьютерный файл с электронной книгой могут быть вставлены гиперссылки на звуковые или видеофайлы, сам текст сопровождён любой графической информацией |
Цена | Высокая | В большом количестве случаев — бесплатна или цена ниже бумажной (существуют в Сети специальные сайты, где можно купить электронные версии книг) |
Взаимодействие с читателем |
Пометки в книге портят её (нередко расцениваются как вандализм), компиляция фрагментов невозможна, поиск затруднён | Возможность оставлять пометы на полях, ставить закладки, искать, выделять, редактировать, копировать текст — и всё это при возможности быстро вернуть исходное состояние |
Традиция воcприятия | Многовековая | Пока ещё для широкого круга читателей — необычна |
Из сравнения видно, что есть некоторые особенности (только некоторые!), обусловливающие превосходство электронной книги над бумажной — по крайней мере в сфере обучения. Сегодня этому мешают не столько технологические возможности, сколько инерция восприятия читателей, привыкших держать книгу в руках и перелистывать страницы, а не нажимать кнопки, смотря на экран. Впрочем, коллеги говорят, что в отдельных школах на уроках литературы в старших классах сегодня около тридцати процентов детей сидят с мини-компьютерами, в которых — тексты изучаемых произведений. И эти ученики вполне способны выполнять те задания, которые другие выполняют, работая с “бумажной” книгой: выделять ключевые слова, цитаты, фиксировать комментарии. Почему они сидят с «Обломовым» на дисплее? Да потому, что дома книги не оказалось, в школьной библиотеке — не досталось, в районную идти — времени не хватило. Раньше такой ребёнок просто заявил бы, что книги у него нет. Сегодня — сидит с её электронной версией. Так что вряд ли стоит категорично утверждать, что компьютер вытесняет книги: в некоторых случаях он их возвращает.
При этом совершенно очевидно, что книга обязательно останется как явление культуры, а отношение к ней — в чём-то схожим с отношением к книгам в Древней Руси, когда содержание неразрывно связано с оформлением и эстетическое начало порой даже преобладает. В электронный формат, как нам кажется, полностью уйдут периодика, профессиональная и развлекательная литература (то, что должно быть всегда под рукой, или то, что можно прочитать один раз и удалить), на бумаге останутся своеобразные произведения полиграфического искусства, например, архитектурные или живописные альбомы, хорошие издания классической литературы. Впрочем, кто знает… Культурологические прогнозы — вещь неблагодарная.
К этим явлениям относиться можно по-разному, самое разумное, на наш взгляд, принять и попытаться привыкнуть. Прогресс нам иного выхода зачастую не оставляет.
Примечание
1 На сайте для учителей литературы (Методико-литературный интернет-сервер (МЛИС) «Урок литературы» — http://mlis.fobr.ru) есть специальный раздел «Диагностика в литературном образовании» (http://mlis.fobr.ru/metodika/prepod/diagnostika/), где приведены примеры таких работ.