Интернет-кладовка
Пора готовиться к урокам!
Интернет-кладовка
Пора готовиться к урокам!
“Быстро лето пролетело, наступил учебный год” — такое ощущение неумолимо подступает к концу отпуска. Для кого-то “август — астры, август — звёзды”, а для учителей август — месяц активной подготовки к новому учебному году. Скоро в школу — и значит, снова перед нами встаёт извечный вопрос: с чего начать первый урок?
В поисках ответа на этот вопрос советуем заглянуть на Методико-литературный интернет-сайт «Урок литературы» (http://www.mlis.ru/). По выражению его создателей, “проект создан как виртуальное пространство, оказывающее учителю-словеснику профессиональную поддержку и аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал”. МЛИС — проект относительно молодой (ему всего четыре года), но зато здесь есть и готовые разработки уроков, и редкие критические статьи. Кроме того, ресурс обновляется даже в летние каникулы, о чём свидетельствует лента новостей на главной странице. Самая интересная из последних публикаций с интригующим названием «Сказать почти то же самое, или Как сделать изучение литературы увлекательным для учеников?» наверняка заинтересует и вас — так что обязательно загляните на http://mlis.ru/metodika/prepod/dialogs/09/.
Уроки МЛИСа вы найдёте по ссылке http://www.mlis.ru/metodika/prepod/lessons/ или в разделе «Материалы к уроку», куда можно попасть из колонки «Методика преподавания» на главной странице. В этой же колонке содержатся ссылки на разработки видеоуроков «Кино и литература». Другие разделы тоже заслуживают внимания. Упомянем прежде всего такие: «Информационные технологии» (материалы, созданные петербургскими учителями-словесниками в рамках курсах «ИТ в практике учителя литературы»); «Диагностика в литературном образовании» (раздел посвящён “проблеме оценки знаний учеников” и содержит проверочные работы по литературе); «Диалоги о литературе, литературоведении и методике» (дискуссионные материалы, разработанные известным петербургским словесником С.В. Фёдоровым).
Помимо «Методики преподавания», есть на сайте ещё колонка «Наука о литературе». Вашему вниманию предлагаются разделы «Классическое литературоведение», «Эпохи и стили. Теория», «Языки искусств», «Творческая история произведения», «Анализ текста»…
Поражает удобство пользования сайтом: каждая статья, в которой упоминается какая-либо телепередача, книга или другой источник информации, содержит внешнюю ссылку на этот источник. Так, если в статье «Диалог первый (с Умберто Эко). Почему мы всё ещё читаем книги и зачем надо изучать литературу в школе?» вам встретилась ссылка на программу А.Архангельского «Тем временем» на канале «Культура», то, щёлкнув по ней, вы перенесётесь на сайт канала «Культура» и прочтёте необходимую информацию о соответствующей передаче. Кроме того, проект МЛИС оснащён поисковой системой, а также позволяет подписаться на e-mail рассылку новостей сайта. А ещё, если вам не хочется рыскать по разделам в поисках материалов, связанных с конкретным автором или произведением, МЛИС подскажет вам другой способ: воспользуйтесь «Картой сайта», и перед вами сразу возникнет список статей, фамилий и тематических разделов, в которых вы быстро сориентируетесь.
Все эти технические возможности выполняют первую задачу сайта — предоставляют “доступ к актуальным, интересным методико-литературным разработкам”, демонстрируют “современный инструментарий работы учителя-практика”. А преследуя вторую цель (сформировать “профессиональное сетевое сообщество учителей-словесников”), создатели сайта завели форум, где можно обсудить выложенные материалы («Разделы МЛИС»), поделиться своими рекомендациями по ведению проекта («Замечания, предложения, помощь…»), а также поговорить с коллегами на самые разнообразные окололитературные темы («Дискуссионная панель») — например, об экзаменах по предмету и их формате.
Читайте материалы сайта МЛИС, размышляйте и обязательно делитесь своими соображениями с коллегами — только так мы сможем стать “профессиональным сетевым (да и не только сетевым!) сообществом учителей-словесников”.