Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №16/2008

Читальный зал

«Спекторский» Бориса Пастернака: замысел и реализация / Составление, вступ. Статья и комментарии А.Ю. Сергеевой-Клятис. М.: Совпадение, 2007. 231 с.

«СПЕКТОРСКИЙ» БОРИСА ПАСТЕРНАКА: ЗАМЫСЕЛ И РЕАЛИЗАЦИЯ / Составление, вступительная статья и комментарии А.Ю. Сергеевой-Клятис. М.: Совпадение, 2007. 231 с.

Книжная полка

«СПЕКТОРСКИЙ» БОРИСА ПАСТЕРНАКА: ЗАМЫСЕЛ И РЕАЛИЗАЦИЯ / Составление, вступительная статья и комментарии А.Ю. Сергеевой-Клятис. М.: Совпадение, 2007. 231 с. «СПЕКТОРСКИЙ»
БОРИСА ПАСТЕРНАКА:
ЗАМЫСЕЛ И РЕАЛИЗАЦИЯ
/
Составление, вступительная
статья и комментарии
А.Ю. Сергеевой-Клятис.
М.: Совпадение, 2007. 231 с.

Всегда интересны книги нестандартные, с выдумкой. Роман в стихах «Спекторский» Бориса Пастернака в школах не изучают. Опасаюсь, что и на филфаках он стоит не в списках обязательной литературы. Но всем хорошо известно, что порой необязательное чтение приносит уму и сердцу больше, чем обработанные и заезженные толкователями тексты.

Не побоюсь утверждать: литературовед Анна Юрьевна Сергеева-Клятис, хорошо известная читателям и нашей газеты, представила настоящую поэму-исследование, пафос которой — в возвышении филологического труда, его красоты и необходимости.

Открыв книгу чёткой и ясной, динамичной вступительной статьёй, А.Ю. Сергеева-Клятис предлагает следом канонический текст «Спекторского». Далее подробные литературные и историко-культурные комментарии и наконец три текста, воплощавшие на разных этапах работы замысел того, что в итоге приобрело вышеназванный и общеизвестный вид. Всё в сопровождении многочисленных иллюстраций.

Известно, что сюжетные хитросплетения «Спекторского» представлялись излишне усложнёнными многим. Да и сам автор не раз говорил о произведении как о своей неудаче. После скрупулёзного исследования А.Ю. Сергеевой-Клятис мы видим, может быть, главное: ключ ко многим трудным, неудобным литературным памятникам. Педантичное распутывание филологом авторского замысла и сопоставление его воплощений в конце концов приводит к созданию, по сути, нового произведения, глубокого и самобытного. Пастернак хотел показать в «Спекторском», “как восстаёт время на человека и обгоняет его”. И это у него получилось. А как — подробно исследовано в книге.

С.Д.
Сергей Дмитренко
Рейтинг@Mail.ru