Колонка редактора
Только поэты
Колонка главного редактора
Только поэты
Впервые дни отпуска совсем не хочется думать об уроках. Известная болезнь учебного года — всё встреченное, услышанное, прочитанное претворять в завтрашний разговор с детьми — уступает место чтению бескорыстному, для себя или в совсем уж дальний прок. Этот наш номер — как раз для такого чтения: доля методических разработок в нём относительно невелика, зато материалы рубрики «Штудии» расположились вольготно.
Под одной обложкой номера скрываются две автономные тетради. Картинка справа — Пизанская башня — отсылает нас к центральной тетради: она посвящена “обетованной земле” Италии. На русское искусство Италия оказывала в разные эпохи мощное влияние. Интерес к итальянской культуре отчётливо выразился в поэзии XIX–XX веков — не случайно именно поэты, влюблённые в солнечную Италию, и становятся героями статей, собранных в нашей итальянской тетрадке. Не ставя перед собой задачу исчерпать тему «Поэтическая Италия», мы хотели наметить те точки в школьной программе, в которых можно вспомнить вместе с учениками о блаженном крае, “где мирт и лавр растёт”.
Мы надеемся и впредь давать литературные портреты отдельных стран. В ближайших планах — литературная Франция. Номер должен появиться в самом начале 2009 года, объявленного в России годом Франции.
Тетрадка первая — основная, внешняя — тоже оказалась поэтической. Она посвящена Маяковскому, которому в июле 2008 исполняется 115 лет. Эта дата становится поводом для размышлений о ярком и сильном поэте, который, по словам Цветаевой, “ушагав своими быстрыми ногами далеко за нашу современность”, всё ещё ждёт нас “за каким-то поворотом”. И мы никак не можем его догнать.
Маяковский, как и раньше, продолжает вызывать горячие и живые споры. Когда началась переоценка ценностей социалистического времени, многим показалось, что ещё немного — и он рухнет вместе со всей эпохой, воспетой и обожествлённой им. И вот — эпохи нет, а он стоит, несмотря на усилия ниспровергателей, несмотря на то, что значительная часть его поэтического наследия осталась внутри этой эпохи. Грандиозная, величественная, падающая и всё-таки царящая Пизанская башня нашей поэзии…