Есть идея!
Задание со звёздочкой*
Задание со звёздочкой*
Это задание прислал к нам в газету ученик 10-го класса одной из московских школ Боря ЖИЛИНСКИЙ. Он его придумал и воплотил в жизнь на уроке литературы. Это задание настолько необычно (если не сказать больше), что мы решили немедленно присвоить ему статус «Задания со звёздочкой». Судите сами (в авторское изложение задания мы внесли только минимальную правку).
ВОПРОС.
“Во втором полугодии мы читали роман Достоевского «Преступление и наказание». Уроки были интересные, приходилось много думать и размышлять. Но, согласитесь, разбираться в психологических портретах героев почти два месяца сложно. Когда до последнего урока оставалось меньше недели, мы решили, что хватит с нас размышлений — нам, ученикам, хочется чего-то живого, яркого и необычного. И мы придумали задание.
На выходные класс разбился на три команды, и каждой команде было дано задание зашифровать шесть персонажей «Преступления и наказания» из предложенного списка в восемь–десять персонажей. Загадывать нужно так, чтобы для разгадки было задействовано как можно больше чувств — зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. И, конечно же, разум.
На уроке каждая команда, «представив» своих персонажей на парте, по кругу подходит к соседней команде и пытается отгадать, кого же загадали те. На отгадку даётся 3–5 минут — чтобы сильно не затягивать процесс.
Вот какие идеи посетили нас.
1. Раскольников: в миске покрошена засохшая верба и мимоза (как символ надежды на воскрешение), хвойные иголки и палочки (колючая и неустойчивая натура) и всё это залито холодной водой. Отгадывающий должен опустить туда руку, сжать массу и по тем ощущениям, что он испытал, попытаться отгадать героя.
2. Соня: кастрюля, покрытая снаружи серым полотенцем (невзрачная внешность Сони), внутри заполнена тёплой водой. Отгадывающий, после неприятного Раскольникова, сначала вытирает руки о полотенце (как о Соню «вытирают» грязь), а потом опускает их в приятную тёплую воду.
3. Пульхерия Александровна: картинка гусыни в чепчике и очках.
4. Дуня: изображение горной козы на фоне скал.
5. Лужин: небольшая коробка снаружи обклеена красной блестящей упаковочной бумагой; внутри лежит комок туалетной бумаги (можно для выразительности вымочить его в кофе — он приобретёт зловещий цвет).
6. Свидригайлов: мечущийся в банке таракан, не находящий из неё выхода.
7. Порфирий Петрович: «Пятая симфония» Бетховена — по задумке композитора, тема неизбежного рока-судьбы.
Если с организационной точки зрения всё будет в порядке, то такое задание:
а) поможет чётко составить в голове окончательный образ героев, найти квинтэссенцию персонажа;
б) поможет «увидеть» героя с разных сторон (глазами и другими органами чувств одноклассников);
в) оставит произведение Достоевского в нашей памяти на долгие годы;
г) создаст в классе творческую атмосферу.
Помните: смелость и креативность учителя всегда будут вознаграждены уважением учеников!”