Я иду на урок
Прекрасный и загадочный поэт. Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7-м классе
Я иду на урок: 7-й класс
Татьяна ПОЛОМОШНОВА
Татьяна Алексеевна ПОЛОМОШНОВА — учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 11, г. Кемерово.
Прекрасный и загадочный поэт
Материалы к изучению творчества Н.Гумилёва в 7-м классе
Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду.
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Н.Гумилёв
В учебнике-хрестоматии для 7-го класса под редакцией А.Г. Кутузова для знакомства с творчеством Н.С. Гумилёва предлагается стихотворение «Капитаны», написанное в июне 1909 года в Коктебеле в доме Волошина. Оно входит в цикл стихотворений под таким же названием. Этот цикл рассказывает читателю об отважных капитанах, о путешественниках-мореходах, флибустьерах, о весёлых матросах и конквистадорах — участниках испанских завоевательных походов в Южную и Центральную Америку в конце XV–XVI веке, о Летучем Голландце, таинственном корабле-призраке.
Стихотворение «Капитаны» вошло в сборник «Жемчуга» (стихи 1907–1910 годов). Лирический герой этого сборника мечтает о путешествиях на Восток и в Африку. Этот герой — романтик и оригинал, но его мечта вполне осуществима. Африка была мечтой достижимой, и Гумилёв за ней отправился. Даже не поставив в известность родителей, в двадцать три года поэт отбыл из Парижа, где он тогда учился, в Египет и Судан. Затем, в 1909–1910 годах, он уже из России вновь уехал в Африку, в Абиссинию в составе русской экспедиции. Поэтический мир молодого поэта неслучайно населён таинственными девами, пиратами, корсарами, слонами, носорогами, жирафами, обезьянами и мудрыми попугаями с Антильских островов.
По контрасту на втором уроке мы читаем стихотворение Гумилёва «Дождь» (1915).
Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина «Капитан». Посетив сайт интернет магазина «Капитан», который располагается по адресу kapitan.ua, Вы найдете все для рыбалки и отдыха на воде. В богатый ассортимент интернет магазина входят лодки и лодочные моторы, удилища, лески, фонари, садки, эхолоты, метеостанции и многое другое. Удобный рубрикатор поможет быстро найти нужные товары, а возможность безналичного расчета платежа и доставка покупки по Киеву и всей Украине позволят совершить заказ, не покидая кресла за своим компьютером.
Урок 1. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Капитаны»
Урок оформлен портретом поэта (Н.С. Гумилёв. Фото М.С. Наппельбаума. 1921 г.) и рисунками детей, иллюстрациями к стихотворению «Капитаны» и повести А.Грина «Алые паруса».
Урок начинается с рассказа, подготовленного одним из учащихся. Это краткая биографическая справка о поэте и история создания стихотворения «Капитаны».
Выразительное чтение стихотворения тоже надо заранее подготовить. Первое прочтение может выполнить учитель.
Следующий этап урока — беседа по тексту стихотворения.
— Кто является главным героем этого стихотворения?
— Почему главный герой не один капитан, а капитаны?
В стихотворении Н.Гумилёва герой многолик, он “собран” из разных лиц и людей... Такой образ называют собирательным или обобщённым.
— Как выглядит герой произведения?
В тетрадь ребята записывают детали портрета, создающие образ: высокие ботфорты, за поясом пистолет, манжеты из брабантских кружев. На другой странице записываем также лексическое значение непонятных слов: брабантские, ботфорты, фелуки и другие слова, которые нам встретятся в процессе работы над текстом; значение некоторых находим в сносках учебника, другие — в словаре.
— Какими качествами характера наделил Н.Гумилёв своего героя-капитана?
Записываем: капитаны — “открыватели новых земель”, они не боятся ураганов, изведали “мальстрёмы и мель”, они любят “дерзостные”, то есть опасные, пути, они “не трепещут перед грозой”, то есть не трусят, у них острый, уверенный взгляд.
— Давайте вспомним, где мы видели подобный портрет. (Распечатки отрывка из повести-феерии «Алые паруса» на столах, каждый участник беседы может вспомнить этот текст.)
В 6-м классе мы прочитали повесть-феерию А.Грина «Алые паруса». Маленький Грей был поражён портретом, который вдруг открылся ему на стене библиотеки.
“Обернувшись к выходу, Грей увидел над дверью огромную картину, сразу содержанием своим наполнившую душное оцепенение библиотеки. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображён в последнем моменте взлёта. Корабль шёл прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух... Разорванные облака низко трепетали над океаном. Тусклый свет обречённо боролся с надвигающейся тьмой ночи. Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю... Поза человека (он расставил ноги, взмахнув руками) ничего, собственно, не говорила о том, чем он занят, но заставляла предполагать крайнюю напряжённость внимания, обращённого к чему-то на палубе, невидимой зрителю. Завёрнутые полы его кафтана трепались ветром; белая коса и чёрная шпага вытянуто рвались в воздух; богатство костюма выказывало в нём капитана, танцующее положение тела — взмах вала; без шляпы, он был, видимо, поглощён опасным моментом и кричал — но что? Видел ли он, как валится за борт человек, приказывал ли повернуть на другой галс или, заглушая ветер, звал боцмана? Не мысли, но тени этих мыслей выросли в душе Грэя, пока он смотрел картину”.
— Чем соотносятся эти портреты? Какая идея объединяет замыслы Грина и Гумилёва?
Эти образы навеяны книжной романтикой, произведениями Стивенсона и Киплинга. Они пронизаны энергией, движением, “заражают” читателя романтикой дальних странствий.
— Определите художественное пространство стихотворения.
Полярные и южные моря, изгибы зелёных зыбей, базальтовые и жемчужные скалы, новые земли, разорванная карта, дерзостный путь быстрокрылых кораблей, трепещущий мостик, покинутый порт, гребни волн до небес — пространство, ничем не ограниченное, наполненное романтикой. При создании образа пространства автор использовал большое количество эпитетов, гипербол.
— Найдите в стихотворении “цветовые” слова. Почему их там много?
Зелёные зыби морей, белая соль моря, белые клочья пены, розоватые с золотом кружева манжет, чернота и блеск “многозвёздной” ночи, жёлтый свет маяка — эти цветовые образы помогают представить нам яркий, романтический мир, в котором живут капитаны.
— Как построено стихотворение Гумилёва? Что мы замечаем, если разобьём его на маленькие картинки?
1-я картинка: по зелёным волнам плывут парусные фрегаты; даже слышно, как шелестят под ветром их паруса.
2-я картинка: капитаны, стоящие у штурвалов кораблей; они смотрят вдаль или отмечают путь “иглой на разорванной карте”.
3-я картина: капитан стоит на трепещущем мостике, отряхивает с ботфорт клочья пены, он грустен, так как вспомнил покинутый порт.
4-я картинка: бунт на корабле, капитан усмиряет бунтовщиков.
5-я картинка: гроза, море безумствует и плещет, но фрегаты бесстрашно идут вперёд.
6-я картинка: морской бой с контрабандистами, капитан уверенно командует фрегатом.
7-я картинка: ночь, капитан смотрит в темноту и видит вдали свет маяка.
Автор рассказывает обо всех приключениях героев, он словно выбирает самые яркие из них, обращает внимание читателя на самые интересные сцены. Получается своеобразная “мозаика”, композиционный коллаж, объединённый чувствами лирического героя (капитана). Это желание открывать новые земли, смелое стремление вперёд, мужество в бою, радость победы над стихией.
Следующий этап работы — определение размера и ритма текста. При помощи учителя ребята приходят к выводу, что трёхстопный анапест, которым написано стихотворение «Капитаны», так же, как и перекрёстная рифма, создаёт ощущение быстрого движения вперёд, передаёт динамику и яркость событий, переживаемых капитаном. В трёх последних четверостишиях эта динамика подчёркнута глаголом в повелительном наклонении (пусть безумствует) и глаголами с отрицанием (не трепещет, не свернёт). При помощи риторического вопроса (две последние строфы) усиливается мотив отваги и дерзости романтика-капитана.
В рабочих тетрадях учеников остались записи: работа с лексикой стихотворения, работа с терминами, характеристика лирического героя, запись построения текста (картинки, при помощи которых развивается лирический сюжет). Таким образом произошло знакомство с художественным миром стихотворения Н.Гумилёва «Капитаны» и с особенностями стиля автора.
Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения «Дождь»; подумать, почему один и тот же автор создал такие разные стихотворения. Есть ли всё же какое-то сходство между этими текстами?
Урок 2. Н.С. Гумилёв. Стихотворение «Дождь»
Урок оформлен фотопортретом поэта (Н.С. Гумилёв. Париж. 1908 г. Фото М.А. Волошина), иллюстрациями учащихся к стихотворению «Дождь».
Стихотворение «Дождь» (июль 1915 г.) вошло в сборник «Колчан» (1916), вышедший в самый разгар Первой мировой войны. Гумилёв уже в августе 1914 года записывается добровольцем и служит прапорщиком в гусарском полку. За смелость в боях он был награждён двумя солдатскими Георгиевскими крестами. Но отклики на войну занимают в этой книге очень мало места. В «Колчане» мы словно читаем дневник, в котором искренне и драматично раскрывается душа поэта, который, несмотря на весь трагизм реальной жизни, по-прежнему верит в её внутреннюю гармонию.
Стихотворение необычно уже тем, что на фоне стихотворений «Венеция», «Пиза», «Генуя», «Неаполь» и др., написанных по воспоминаниям и вошедших в этот сборник, оно выглядит самым русским, скорее “петербургским” стихотворением, каких у Н.С. Гумилёва немного.
Стихотворение «Дождь» относится к пейзажной лирике, с которой учащиеся знакомились в 5-м и 6-м классах (стихотворения А.Фета, К.Бальмонта, А.Бунина, С.Есенина), поэтому некоторые навыки работы над текстом такого плана уже сформированы.
Стихотворение читаем выразительно дважды, можно сопоставить чтение двух учеников, кто прочитал более эмоционально, какой вариант чтения больше пришёлся по душе слушателям, почему.
На втором этапе урока совмещаем работу с текстом по вопросам, словарную работу и записи в тетрадь.
Вопросы для анализа
— Каким предстаёт мир с точки зрения лирического героя стихотворения?
Мир кажется рябым, но всё равно ярким, хоть и идёт дождь (“ничто в нём не поблёкло”). Этот мир открыт герою, это родной мир, который его радует: “ничто... не сделалось чужим”. Лирический герой смотрит на мир сквозь забрызганное дождём окно. Это важная художественная деталь текста, так как окно — это граница между человеком и миром, в какой-то степени искажающая реальную картину.
— Как забрызганное окно изменяет картину мира?
Зелень выглядит “чуть зловещей”. Необычный эпитет, который можно отнести скорее к живому существу, чем к природному миру. Во втором катрене есть цветовая оппозиция: зловещая зелень — кровавые розы. Оппозиция подчёркивает яркость и неоднозначность мира за окном.
— Каково значение образа капель в третьей строфе?
Капли, как живые, “плещутся и бормочут”. Кроме олицетворения, в третьей строфе есть ещё и необычное сравнение: капли сравниваются с монашенками, которые в часы вечерни поют псалом “торопливым голоском”. Это звуковой образ, он построен на сходстве: плеск капель напоминает песню монашенок. Аллитерации подчёркивают это сходство. Образ капель-монашенок, сменивший зловещую, как купорос, зелень и кровавые розы, ещё раз подчёркивает многоликость и неоднозначность мира за окном.
— Что странного можно увидеть в четвёртой строфе?
Строфа начинается странно: “Слава, слава небу в тучах чёрных!” Более логично, с точки зрения обычного читателя, прославить солнце и безоблачное небо. Для лирического героя дождь — это начало новой жизни: он дождливое небо сравнивает с весенней рекой, несущей воду, новую жизнь природе. Так как он смотрит в небо, то вместо рыб видит среди воды стволы деревьев, растущих на горе. Сквозь пелену дождя кажется, что деревья движутся, “мечутся” в мутной воде, словно рыбы. Необычная, наполненная призрачным движением, размытая, словно акварель, метафора удивительно красива. Это образ достоверный, но в то же время и сказочный, чудесный, как и весь поэтический мир Н.Гумилёва.
— Какие “волшебные” образы появляются в последней строфе? Как они связаны с дождём?
Образ воды, реки порождает другой, связанный с ним призрачный образ — гиблого омута и волшебной мельницы. Эти образы, равно как и “ржанье бешеных коней”, приходят к лирическому герою словно бы из детских книг, из прошлого. И в этих чудесах “повинен” дождь.
— Как образ души (два заключительных стиха) связан с предыдущим текстом и какова его роль?
Душа героя названа “несчастнейшей из пленниц”. Пленница — женщина, находящаяся в плену, лишённая свободы. Слово пленница этимологически родственно слову пелена — покров, то, что закрывает, заволакивает.
Реальная картина мира для героя закрыта пеленой дождя. Душа каждого человека всегда пленница чувств, предрассудков, морали. Душа всегда страдает по идеалу, поэтому она всегда несчастна. Но легче и вольней той душе, которая верит в сказку, которая за пеленой дождя видит чудесное: яркую зелень, кровавые розы, бегущие деревья, волшебные мельницы и бешеных коней.
Стихотворения «Капитаны» и «Дождь» написаны Н.С. Гумилёвым в разное время. Когда поэт работал над сборником «Жемчуга», он был молод, очарован романтикой дальних странствий. Время создания сборника «Колчан» — это смутное и суровое время для Гумилёва: война, личная драма (разрыв с женой А.А. Ахматовой). Теперь он учится ценить жизнь в самых разных её проявлениях, открывает смысл уединения, поэтому теперь его стихи наполнены внутренней душевной сосредоточенностью.
Хотя два стихотворения Н.С. Гумилёва очень несхожи, в том и в другом главный мотив — это отношение к жизни как к священному дару, вера в то, что жизнь человека на земле не бессмысленна.
Приложение
Дождь
Сквозь дождём забрызганные стёкла
Мир мне кажется рябым;
Я гляжу: ничто в нём не поблёкло
И не сделалось чужим.Только зелень стала чуть зловещей,
Словно пролит купорос,
Но зато рисуется в ней резче
Круглый куст кровавых роз.Капли в лужах плещутся размерней
И бормочут свой псалом,
Как монашенки в часы вечерни
Торопливым голоском.Слава, слава небу в тучах чёрных!
То — река весною, где
Вместо рыб стволы деревьев горных
В мутной мечутся воде.В гиблых омутах волшебных мельниц
Ржанье бешеных коней,
И душе, несчастнейшей из пленниц,
Так и легче и вольней.
Июль 1915