Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Литература»Содержание №11/2008

Я иду на урок

Я иду на урок: 5–6-й классы

Жанна Жителева,
Владимир Жителев


Жанна Ивановна ЖИТЕЛЕВА — учитель русского языка и литературы Томилинской средней школы № 19; г. Люберцы Московской области;

Владимир Иванович ЖИТЕЛЕВ — автор статей об изучении литературы в школе.

Слово в стихе

По стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро»

Прослеживать по черновикам великого писателя поиск самого нужного слова — занятие увлекательное и полезное, воспитывающее внимание к языку художественного текста. На таких упражнениях учащиеся приобретают чёткое понимание того, что в черновиках отражён творческий процесс создания произведения, и знакомство с забракованными автором вариантами способствует более глубокому осмыслению художественного содержания произведения. Для работы с текстом по его черновым вариантам мы выбрали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Материал настоящей статьи излагается в форме стенографической записи урока, что позволит учителям-коллегам объективно оценить достоинства и недостатки методической разработки и без особого труда внести в неё свои коррективы.

Ход урока

Скажите, приходилось ли вам бывать зимой в деревне?.. Представьте себя в деревенском доме в раннее зимнее утро. Ещё не все проснулись, но уже затоплена печь и в ней потрескивают горящие поленья. Из окон вид на заснеженные поля, дальний лес. В комнате тепло и уютно, за окном же трескучий мороз. Над горизонтом полоска золотистой зари, а выше — чистое голубое небо. Такое утро обещает яркое солнце днём. Мороз и солнце, чудесная зимняя погода! Не правда ли?..

Дома у печки греться в такой день или взять санки да на горку? Как лучше поступить?..

О прекрасном зимнем утре, морозном и солнечном, написал стихотворение А.С. Пушкин. Оно так и называется — «Зимнее утро». Сейчас вы его услышите.

Но сначала надо объяснить некоторые слова, обычные в русской речи во времена Пушкина, а теперь исчезающие из нашего языка, а лучше сказать так: к сожалению, исчезающие из нашего языка. (До начала урока учитель записывает на классной доске слова: лежанка, вечор, взор, Аврора.)

Существительное лежанка от какого глагола происходит? (Лежать.) В прошлом в деревенских домах печи нередко делались с лежанкою — невысоким длинным выступом, на котором можно было посидеть или полежать, греясь у печи.

Вечор. Не догадаетесь ли, какие слова могут быть родственны слову вечор? С какими современными словами оно созвучно? (Вечер, вчера.) По какому словарю мы можем проверить своё предположение? (По этимологическому словарю.) Если заглянем в этимологический словарь, то увидим, что наша догадка верна. А из толкового словаря узнаем, что устаревшее наречие вечор означало “вчера вечером”.

Когда? — вечор, то есть когда? — вчера вечером. Мне очень жаль, что из нашего языка исчезло такое красивое, звучное и нужное слово. А вам?..

Слово взор знакомо вам?.. Слышали такие выражения: “потупить взоры”, “устремить взоры”?.. Что означает здесь существительное взоры? (Глаза.) Можем мы сказать “открыть взоры” в смысле “открыть глаза”?.. А раньше говорили: “открыть взоры”, “открой взоры”.

Существительное Аврора — русское слово? Аврора — слово из латинского языка; в римской мифологии это имя богини утренней зари. Пушкин и другие поэты XIX века в своих произведениях утреннюю зарю нередко называли именем мифологической богини, то есть вместо выражения “утренняя заря” что писали? (Аврора.)

Как вы думаете, могли ли древние римляне воображать и изображать богиню утренней зари не красавицей?.. В мифах Аврора называется прекраснокудрой. Это прилагательное — прекраснокудрая — было постоянным эпитетом Авроры. Как понимаете слово прекраснокудрая? (С очень красивыми кудрями.)

А теперь послушайте стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».

Понравилось стихотворение? Нет ли у вас желания нарисовать картину к стихотворению? Если есть, то появилось оно потому, что вы в своём воображении увидели то утро, которое наблюдает... кто наблюдает? Пушкин? (Утро наблюдает не Пушкин, а герой стихотворения Пушкина.)

Не захотелось ли вам побывать зимой в деревне? Если такое желание возникло, значит, вам передалось то радостное чувство, которым охвачен... кто? Пушкин? (Не Пушкин, а герой стихотворения Пушкина.)

Героя стихотворения принято называть лирическим героем, потому что стихотворения относятся к лирике, являются лирическими произведениями. При чтении стихотворения Пушкина мы в воображении своём видим утро, которое наблюдает кто? (лирический герой), сопереживаем радостное чувство с кем? (с лирическим героем).

Итак, Пушкин заставляет нас увидеть и прочувствовать то, что видит и переживает лирический герой его стихотворения. Как же Пушкин этого добивается? Главным образом посредством подбора самых нужных слов.

Вы уже знаете, что писатели кропотливо изыскивают самые необходимые слова, чтобы точнее передать задуманный художественный образ. Знаете, потому что слышали или читали об этом. А не возникало ли у вас желание проверить услышанное? Проверить-то совсем не трудно. Как вы думаете, что для этого надо сделать? (Заменить какое-нибудь слово в тексте и посмотреть, что изменилось в произведении.)

Откройте тетрадки и на чистой страничке на верхней строчке напишите второй стих из последней строфы.

Друг милый, предадимся бегу.

(Учитель пишет на классной доске.)

Теперь послушайте отрывок, в который входит этот стих.

Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?
Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...

Ещё раз внимательно послушайте окончание этого отрывка:

Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...

Не чувствуется ли в этих словах нетерпеливое желание лирического героя поделиться своей радостью с близким человеком?

Снова обращаемся к тексту, смотрим первые три строчки последней строфы.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня...

Как думаете, какое слово здесь главное? Какое слово при чтении надо выделить голосом? (Глагол предадимся.) В каком наклонении глагол? (В повелительном.) Через этот глагол и выражается главным образом страстное желание лирического героя поделиться своим душевным состоянием с близким человеком.

Не будем трогать главное слово этой фразы, давайте заменим выражение “друг милый”, например, словом беспечно. Беспечно — что значит? (Беззаботно.) Употребляете ли вы в своей речи это слово — беспечно? Впрочем, давайте заменим словом беззаботно, оно вам ближе. Послушаем, не нарушается ли при этом течение стихотворной речи, не сбивается ли ее ритм.

Скользя по утреннему снегу,
Беззаботно предадимся бегу
Нетерпеливого коня.

Сохранился или нарушился стихотворный ритм? Можно заменить выражение “друг милый” словом “беззаботно”? (Нельзя.) Вернёмся к слову беспечно, послушайте:

Скользя по утреннему снегу,
Беспечно предадимся бегу
Нетерпеливого коня.

Стихотворный ритм сохранился? Можно оставить слово беспечно? (Можно.) В своих тетрадках под словами друг милый напишите: беспечно. (Учитель пишет на доске.)

Я перечитаю ещё раз исправленный отрывок, а вы послушайте и скажите, как изменилось его содержание...

Можно ли утверждать, что глагол предадимся остался главным словом в этом предложении? (Нельзя.) Чувствуется ли настойчивый призыв, нетерпеливое желание “предаться бегу коня”? А ведь этот страстный порыв так хорошо выражал душевное состояние лирического героя! Бурное проявление радости заменилось спокойным предложением прокатиться на санях.

Так какой вариант лучше подходит к содержанию пушкинского стихотворения: со словами “друг милый” или со словом “беспечно”? В какой-то другой речевой ситуации фраза “беспечно предадимся бегу” может быть более уместна, но не в этом стихотворении.

Попробуем заменить выражение “друг милый” словом приятно.

(Учитель пишет на доске.)

Какое из этих слов — беспечно и приятно — более подходит к описанию радостного утра? (Наречие приятно.) И ещё одно замечание. Как, по вашему мнению, правильнее сказать: “приятно предадимся” или “приятно предаваться”?

Заменим слова “друг милый, предадимся” выражением приятно предаваться. Проверим, вписывается ли это выражение в стихотворную речь, не разрушает ли оно стихотворную речь. Послушайте:

Скользя по утреннему снегу,
Приятно предаваться бегу
Нетерпеливого коня.

Не нарушается ритмичность? Можно так изменить текст? Ниже слова беспечно напишите: приятно предаваться. (Учитель пишет на доске.)

Ещё раз послушайте отрывок, обратив внимание на следующее: ощущаем ли мы то настроение нетерпеливого порыва, которым охвачен лирический герой Пушкина? Как видите, наречие приятно ослабляет эмоциональный накал стихотворения.

Теперь напишите четвёртый стих последней строфы:

И навестим поля пустые...

(Учитель пишет на доске.)

Прочтите эту строчку, заменив слово “поля” словом “места”, и скажите, не нарушилась ли ритмичность стиха. (Ритмичность сохранилась.) Под существительным “поля” напишите существительное “места”. (Учитель пишет на доске.)

Ритм стиха сохранился, а как изменилось его художественное содержание? Может быть, картина зимнего утра, нарисованная словесно, стала более наглядной? Когда мы читаем: “поля пустые”, в нашем воображении возникают эти заснеженные поля, мы готовы нарисовать эти поля. А можно ли вообразить и нарисовать “места пустые”?

Заменив “поля” словом “места”, мы лишаемся возможности видеть деревенский пейзаж. Где-то выражение “места пустые” может быть более подходящим, но в данном стихотворении лучше употребить конкретное образное выражение “поля пустые”.

Итак, от слова места приходится отказаться, потому что это абстрактное, не конкретное, не образное слово. А если заменить словом леса? Лес — это не абстрактное понятие, лес можно и в воображении представить, и нарисовать.

Проверьте, не сбивается ли ритм при такой замене? Напишите под существительным “места” существительное “леса”. (Учитель пишет на доске.)

А теперь подумаем, как изменилась изобразительность стиха. Представьте себе, что вы рассматриваете две картины, изображающие зимние пейзажи: на одной — поле, на другой — лес. Глядя на заснеженное поле, наверное, каждый невольно подумает: пустое безжизненное поле. А можно ли сказать о лесе: пустой безжизненный лес? Назвать лес пустым будет не совсем правильно, там деревья, кое-где даже проглядывает зелень елей. Так какое выражение лучше подходит для описания зимнего пейзажа: “леса пустые” или “поля пустые”?

Теперь я должна открыть вам то, что держала до сих пор от вас в секрете. Все варианты, которые записаны вами в тетрадках, обдумывались самим Пушкиным. Сохранился черновик стихотворения, он опубликован; замены, которые мы обсуждали, взяты мною оттуда. Как видите, и Пушкину было не просто отыскать самые подходящие слова для своего творения. Здесь на выручку поэту приходили языковое чутьё, поэтический талант, трудолюбие.

Интересно было вам всё это узнать? Тогда продолжим знакомство с черновиком стихотворения. Обратимся к первой строфе, её предпоследнюю строчку перепишите в свои тетрадки:

Навстречу северной Авроры...

Навстречу кому? (Авроре.) Какой падеж? (Дательный.) Какое должно быть окончание? (-е.) А с каким окончанием это существительное в стихотворении? (С окончанием -ы.) Ошибки здесь нет. Раньше предлог навстречу требовал родительного падежа: навстречу кого? (Авроры.)

Вспомните: Аврора — богиня чего? (Утренней зари.) Выражения “навстречу Авроре” и “навстречу утренней заре” имеют один и тот же смысл, но равноценны ли эти выражения в поэтической речи? Читая в стихотворении:

Навстречу северной Авроры... —

мы должны не только вообразить картину утреннего неба, но при этом ещё и помнить о том, что вместе с лирическим героем стихотворения наблюдаем восход на небо прекраснокудрой красавицы, мифологической богини.

Смотрим следующий стих:

Звездою севера явись!

Понятна ли вам эта фраза?

Проследим путь Пушкина к этому стиху, посмотрим, какие варианты перебирал поэт, — и смысл фразы прояснится. Первоначальный стих звучал иначе, напишите его под предыдущей записью:

Как ангел севера явись!

Знаете ж вы, кто такие ангелы? Ангелы — божьи слуги, посредники между Богом и людьми. Бог посылает ангела человеку, и ангел приходит с добром к этому человеку, приходит, чтобы помочь ему. На иконах и картинах ангелы изображаются красивыми милыми мальчиками с крылышками.

В разговорной речи слово ангел чаще употребляется в переносном значении. Когда кого-нибудь называют ангелом, то в этом случае существительное ангел имеет значение “прекрасный человек”.

Теперь внимательно послушайте то, что я вам прочитаю из первой строфы:

Ещё ты дремлешь, друг прелестный, —
Пора, красавица, проснись...
Навстречу северной Авроры
Как ангел севера явись!

Лирический герой стихотворения призывает красавицу проснуться и явиться пред Авророй “как ангел” — то есть какою явиться? Слово красавица подсказывает ответ. (Явиться очень красивой — такой красивой, чтобы красотою своею быть подобной ангелу.)

Как видите, не просто было вам найти ответ на вопрос. Чтобы точнее, чётче выразить мысль, Пушкин заменяет выражение “как ангел” словом “Авророй”. Под словами “как ангел” напишите: “Авророй”.

Перечитаем последние две строчки, посмотрим, что получилось.

Навстречу северной Авроры
Авророй севера явись!

Лирический герой призывает красавицу явиться Авроре Авророю — то есть какою явиться? (Явиться достойной Авроры — такой же красивой, как сама прекраснокудрая богиня.)

Теперь мысль выражена чётко, однозначно.

Но давайте ещё раз внимательно перечитаем эти две строчки... Какое слово здесь является главным? (Авророй.) Однако при чтении этих строк у нас невольно заостряется также внимание на второстепенных по значению словах северной и севера. Чтобы исключить этот нежелательный аффект, Пушкин заменяет выражение “Авророй севера” словами “другой Авророю”. Напишите в тетрадях: “другой Авророю”.

Перечитаем внимательно строчки с таким исправлением.

Навстречу северной Авроры
Другой Авророю явись!

Можете ли вы сказать, что эти стихи вам чем-то не нравятся? Казалось бы, желаемое достигнуто, можно прекратить поиски, перестать работать над этими строчками.

Однако богатая поэтическая интуиция одарённого поэта подсказывает Пушкину: о красоте человека можно сказать более лирично и с большей силой выразительности, если её — красоту человека — представить в другом образе. В каком?

Видели ли вы в лучах зари звёздочку? Все звёзды уже исчезли, одна она продолжает гореть на посветлевшем небосклоне. Кто это видел, знает: картина необычайной красоты! А если кто ещё не видел, обязательно понаблюдайте!

Звёздочка эта имеет своё имя — Венера. Самая яркая, самая красивая звезда на звёздном небе.
В римской мифологии Венерой называют богиню красоты. Может ли что-либо быть прекраснее богини красоты?

Пушкина осеняет мысль выразить красоту человека в образе этой звезды. И он меняет в стихе Аврору на звезду. Вот как теперь звучит окончание строфы:

Звездою северной явись!

В тетрадях своих под словами “Другой Авророю” напишите: “Звездою северной”.

Перечитаем последние две строчки, послушаем, что получилось.

Навстречу северной Авроры
Звездою северной явись!

Прилагательное северной употребляется дважды. Хорошо это или плохо? Невольно заостряется внимание на этих словах. А какое слово, по вашему мнению, является главным в этой фразе? (Звездою.)

Выражение “звездою северной” Пушкин заменяет словами “звездою севера”. Напишите под прилагательным “северной” существительное “севера”.

В таком виде последняя строчка строфы и осталась в стихотворении.

Перечитайте по учебнику последние три строчки первой строфы, обратив внимание на запятую в тексте.

Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Назовите глаголы из этого отрывка. (Открой, явись.) В каком наклонении они? (В повелительном.) Лирический герой призывает красавицу открыть взоры куда? (Навстречу Авроре.) Явиться куда? (Навстречу Авроре.)

Теперь я продиктую вам черновые варианты других стихов, которые мы не успеваем рассмотреть на уроке; дома вы самостоятельно обдумаете их.

Запишите последний стих третьей строфы: И речка подо льдом блестит. Под глаголом “блестит” напишите глаголы бежит и молчит.

Четвёртый стих четвёртой строфы: Приятно думать у лежанки. Под глаголом “думать” напишите греться.

Из четвёртой же строфы последний стих: Кобылку бурую запречь. Под словами “кобылку бурую” напишите коня черкасского. Коня черкасского — то есть “коня черкасской породы”.

И, наконец, последний стих второй строфы: А нынче... погляди в окно. Под словами “а нынче погляди” напишите глядя задумчиво.

Дома подготовьте также выразительное чтение стихотворения. Каждый, кто выучит стихотворение наизусть, получит оценку.

Рейтинг@Mail.ru